Преодоление лексико-грамматического недоразвития речи при коррекции дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях с позиций современной логопедии

Разделы: Логопедия


Представленный материал содержит практические рекомендации логопеда по коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста, имеющими аграмматическую дисграфию. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса – лексико-грамматического недоразвития. Проявления данного вида нарушения свидетельствуют о недостаточном овладении учащимися морфологическим принципом письма, предстают перед нами в виде следующих ошибок в письменных работах: трудностей в установлении логических и языковых связей между предложениями, аграмматизмов на письме. Аграмматическая дисграфия у учащихся «вырастает» на почве недоразвития устной речи в «период дограмматического усвоения языка», последствия которого, без должного внимания со стороны логопеда, сохраняются и во все дальнейшие годы школьного обучения, приводят к поистине патологической безграмотности, перед которой оказываются бессильными все изучаемые в школе правила грамматики [3].

По данным нашей практической деятельности примерно половина детей, поступающих в современные массовые классы, имеет отставание в речевом развитии разной степени выраженности, влекущее за собой в дальнейшем безграмотное письмо.

Важность данной проблемы обусловила поиск наиболее эффективных путей организации логокоррекционной работы, которая, в конечном итоге, должна обеспечить ребенку оптимальный уровень развития, успешность обучения в школе, а в дальнейшем и адаптацию в социуме [8].

С данной точки зрения необходимо осознать, как формировать универсальные учебные действия (УУД) в процессе коррекционно-логопедической работы, интересным представляется и практический опыт моделирования такого логопедического занятия.

В Концепции содержания общего образования обозначены следующие основные виды УУД: личностные, регулятивные (включающие и действия волевой саморегуляции), познавательные (общеучебные и логические), коммуникативные. В рамках логопедического занятия учитель-логопед четко ориентирует ученика на определенный качественный уровень усвоения (УУ) информации, ее осознание. 1УУ – уровень знакомства, представления, 2УУ – алгоритмический уровень, 3УУ – творческий уровень [5].

Вашему вниманию предлагается современное логопедическое занятие по преодолению лексико-грамматического недоразвития у учащихся младших общеобразовательных классов в контексте формирования универсальных учебных действий, демонстрируются основные направления коррекционно-логопедической работы по формированию полноценной речевой деятельности <Приложение 1>.

Коррекция и развитие определяются следующими направлениями [9]:

  1. Коррекция речевых нарушений:
    • развитие артикуляционной моторики, совместные движения артикуляционного аппарата и кистей рук (биоэнергопластика) [2];
    • развитие паралингвистических средств общения (просодии) и свойств голоса;
    • развитие речевого дыхания;
    • развитие и коррекция фонематических процессов;
    • формирование и обогащение словарного запаса, лексическая работа;
    • формирование и развитие грамматического строя речи;
    • развитие связной речи.
  2. Коррекция неречевых процессов:
    • развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, произвольности и мотивации);
    • развитие общей и мелкой моторки;
    • развитие регуляции (в том числе и действий саморегуляции);
    • глазодвигательные упражнения;
    • развитие зрительно-пространственных функций;
    • развитие межполушарных интегративных процессов [7];
    • развитие экстралингвистических средств общения;
    • речемыслительные задания.

В целях эффективного усвоения учебного и речевого материала, для осуществления смены видов деятельности в рамках данного логопедического занятия нами были использованы следующие методические приемы [1], [4]:

  1. Составление предложений с заданной предложно-падежной конструкцией:
    • по демонстрируемому действию;
    • замена дополнения в готовой падежной конструкции;
    • по картинке с опорой на вопросы логопеда;
    • по картинке без опоры на вопросы логопеда;
    • по двум опорным словам (подлежащее, дополнение) с наглядной опорой и по словесной инструкции;
    • по схеме предлога;
    • выбор предлога по смыслу предложения.
  2. Исправление ошибок в падежной конструкции:
    • неправильный выбор предлога для составления предложения;
    • пропуск предлога.

В процессе занятия в целях мотивирования на учебную деятельность, поддержания активности и положительного эмоционального настроя, применения дифференцированного подхода детям предлагались различные виды стимулирующей, направляющей, организующей, обучающей помощи: отраженное произнесение вслед за логопедом, предварительное объяснение, словесная инструкция, наводящие вопросы, словесный или наглядный образец, зрительная опора, задания для индивидуальной самостоятельной работы, дифференцированные по степени сложности [6]. Все занятие выдержано в едином игровом сюжете, сопровождалось дозированным показом слайдов. Это позволило обеспечить интенсивный характер обучения, активизировать взаимодействие логопеда и детей.

В настоящее время учащиеся данной группы достаточно успешно продолжают обучение в массовом общеобразовательном классе.

Литература:

  1. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1993.
  2. Лебедева Л.И. Трудный звук, ты наш друг! – М.: Вентана – Граф, 2010. – 32 с.
  3. Пармонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика. Коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
  4. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1995.
  5. Специальное (коррекционное) образование в контексте современной образовательной политики: методические рекомендации /Авт. – сост. И.В. Банкражкова, И.Н. Рязанова. – Хабаровск: ХК ИРО, 2010. – 27 с.
  6. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения чтения и письма у учащихся общеобразовательной школы. //Дефектология. – 1988. – № 5.
  7. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: Аркти, 2006.
  8. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984.
  9. В. Ястребова, О.И. Лазаренко Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. – М.: АРКТИ, 1999. – 136 с.