Представленный материал содержит практические рекомендации логопеда по коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста, имеющими аграмматическую дисграфию. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса – лексико-грамматического недоразвития. Проявления данного вида нарушения свидетельствуют о недостаточном овладении учащимися морфологическим принципом письма, предстают перед нами в виде следующих ошибок в письменных работах: трудностей в установлении логических и языковых связей между предложениями, аграмматизмов на письме. Аграмматическая дисграфия у учащихся «вырастает» на почве недоразвития устной речи в «период дограмматического усвоения языка», последствия которого, без должного внимания со стороны логопеда, сохраняются и во все дальнейшие годы школьного обучения, приводят к поистине патологической безграмотности, перед которой оказываются бессильными все изучаемые в школе правила грамматики [3].
По данным нашей практической деятельности примерно половина детей, поступающих в современные массовые классы, имеет отставание в речевом развитии разной степени выраженности, влекущее за собой в дальнейшем безграмотное письмо.
Важность данной проблемы обусловила поиск наиболее эффективных путей организации логокоррекционной работы, которая, в конечном итоге, должна обеспечить ребенку оптимальный уровень развития, успешность обучения в школе, а в дальнейшем и адаптацию в социуме [8].
С данной точки зрения необходимо осознать, как формировать универсальные учебные действия (УУД) в процессе коррекционно-логопедической работы, интересным представляется и практический опыт моделирования такого логопедического занятия.
В Концепции содержания общего образования обозначены следующие основные виды УУД: личностные, регулятивные (включающие и действия волевой саморегуляции), познавательные (общеучебные и логические), коммуникативные. В рамках логопедического занятия учитель-логопед четко ориентирует ученика на определенный качественный уровень усвоения (УУ) информации, ее осознание. 1УУ – уровень знакомства, представления, 2УУ – алгоритмический уровень, 3УУ – творческий уровень [5].
Вашему вниманию предлагается современное логопедическое занятие по преодолению лексико-грамматического недоразвития у учащихся младших общеобразовательных классов в контексте формирования универсальных учебных действий, демонстрируются основные направления коррекционно-логопедической работы по формированию полноценной речевой деятельности <Приложение 1>.
Коррекция и развитие определяются следующими направлениями [9]:
- Коррекция речевых нарушений:
- развитие артикуляционной моторики, совместные движения артикуляционного аппарата и кистей рук (биоэнергопластика) [2];
- развитие паралингвистических средств общения (просодии) и свойств голоса;
- развитие речевого дыхания;
- развитие и коррекция фонематических процессов;
- формирование и обогащение словарного запаса, лексическая работа;
- формирование и развитие грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
- Коррекция неречевых процессов:
- развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, произвольности и мотивации);
- развитие общей и мелкой моторки;
- развитие регуляции (в том числе и действий саморегуляции);
- глазодвигательные упражнения;
- развитие зрительно-пространственных функций;
- развитие межполушарных интегративных процессов [7];
- развитие экстралингвистических средств общения;
- речемыслительные задания.
В целях эффективного усвоения учебного и речевого материала, для осуществления смены видов деятельности в рамках данного логопедического занятия нами были использованы следующие методические приемы [1], [4]:
- Составление предложений с заданной предложно-падежной конструкцией:
- по демонстрируемому действию;
- замена дополнения в готовой падежной конструкции;
- по картинке с опорой на вопросы логопеда;
- по картинке без опоры на вопросы логопеда;
- по двум опорным словам (подлежащее, дополнение) с наглядной опорой и по словесной инструкции;
- по схеме предлога;
- выбор предлога по смыслу предложения.
- Исправление ошибок в падежной конструкции:
- неправильный выбор предлога для составления предложения;
- пропуск предлога.
В процессе занятия в целях мотивирования на учебную деятельность, поддержания активности и положительного эмоционального настроя, применения дифференцированного подхода детям предлагались различные виды стимулирующей, направляющей, организующей, обучающей помощи: отраженное произнесение вслед за логопедом, предварительное объяснение, словесная инструкция, наводящие вопросы, словесный или наглядный образец, зрительная опора, задания для индивидуальной самостоятельной работы, дифференцированные по степени сложности [6]. Все занятие выдержано в едином игровом сюжете, сопровождалось дозированным показом слайдов. Это позволило обеспечить интенсивный характер обучения, активизировать взаимодействие логопеда и детей.
В настоящее время учащиеся данной группы достаточно успешно продолжают обучение в массовом общеобразовательном классе.
Литература:
- Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1993.
- Лебедева Л.И. Трудный звук, ты наш друг! – М.: Вентана – Граф, 2010. – 32 с.
- Пармонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика. Коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1995.
- Специальное (коррекционное) образование в контексте современной образовательной политики: методические рекомендации /Авт. – сост. И.В. Банкражкова, И.Н. Рязанова. – Хабаровск: ХК ИРО, 2010. – 27 с.
- Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения чтения и письма у учащихся общеобразовательной школы. //Дефектология. – 1988. – № 5.
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: Аркти, 2006.
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984.
- В. Ястребова, О.И. Лазаренко Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. – М.: АРКТИ, 1999. – 136 с.