Литература
-
Элективный курс "Филологический анализ текста на уроках по литературному краеведению в 5–6-х классах средней школы" 2020
Цель курса: развить интерес к литературе Владимирского края, прививать любовь и бережное отношение к литературе родного края в условиях современной действительности.
-
Элективный курс "Христианские мотивы в творчестве русских писателей" 2009
Система занятий курса не ставит целью дать «обзор», а тем более исчерпывающее постижение Библии. Важно, чтобы на этих занятиях учащиеся почувствовали художественное совершенство и религиозно-гуманистическое, нравственное содержание величайшего памятника мировой культуры, ощутили своеобразие художественного языка Библии, смогли определить значение Библии в контексте мировой литературы.
-
Элективный курс "Чтение в XXI веке", 9-й класс 2010
Чтение относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, средство решения жизненных проблем. Настоящая программа предлагает необходимый минимум знаний об эффективных методах и способах рационального чтения как печатных, так и электронных книг.
-
Элективный курс в 8-м классе по теме: "Теория и практика сочинений разных жанров" 2006
Медленное чтение, особенно восприятие "на слух", порождает вопросы, ответы на которые прямо или косвенно есть в тексте. Суметь "собрать" свои впечатления, ощущения, наблюдения и мысли в лирическую (по форме) и лаконическую (по содержанию) форму сочинения (синквейн) - значит показать объективную глубину прочтения текста.
-
Элективный курс для учащихся 10–11-х классов "Введение в литературоведение: основные понятия. Основы анализа художественного произведения" 2014
Курс предназначен для учащихся 10–11-х классов филологического и социально-гуманитарного профиля, направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области литературоведения, развитие навыков исследовательской деятельности и реализацию творческих возможностей личности. Задачи курса нацелены на развитие у учащихся навыков самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом, навыков написания сочинений различных жанров: эссе, этюд, критическая статья.
-
Элективный курс как средство формирования индивидуальной образовательной траектории в профильной школе 2014
Элективные курсы — важнейшее средство построения индивидуальных образовательных программ, в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, жизненных планов. Они "компенсируют" во многом ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
-
Элективный курс литературного творчества учащихся "Обучение сочинениям различных жанров" 2009
Необходимость системы в обучении сочинениям не вызывает сомнения. Как можно разрешить данную проблему на практике? Прежде всего, на первый план выдвигается требование – учить от простого к сложному. Считается, что повествование легче описания, а описание легче рассуждений. Данный материал поможет учителю при обучении учащихся сочинениям различных жанров.
-
Элективный курс по литературе "Динамика лирического героя" (10–11-е классы) 2010
Узко ориентированный профильный курс должен дать основу, достаточно важную для уточнения базы знаний по литературе. Дополняет курс, основанный на историко-литературной основе. Художественные произведения группируются вокруг важнейших социально-политических и нравственных проблем XX века.
-
Элективный курс по литературе "Жизнь и творчество С.А. Есенина" для учащихся 11-х классов 2007
Элективный курс "Жизнь и творчество С.А. Есенина" рассчитан на 12 часов. Цель данного курса - переосмыслить роль поэзии С.Есенина и его личности в русской литературе XX века. Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы. Основными видами, формами организации учебной деятельности являются лекции, семинары, практические занятия.
-
Элективный курс по литературе "Погружаясь в глубину поэтического текста…" (Развитие теоретико-литературных понятий) 2009
Программа элективного курса «Постигая глубину поэтического текста…» предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ; рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Курс посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению творческому письму в процессе анализа поэтического текста (работа с теоретико-литературными понятиями); ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по литературе; даёт школьникам возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области и реализовать их в процессе создания творческой письменной работы.
-
Элективный курс по литературе "Притчевое начало в художественных произведениях" 2008
Элективный курс по литературе предназначен для преподавания в период предпрофильной подготовки. Курс дает представление о жанровом своеобразии притчи и ее духовно-нравственном потенциале, показывает специфику гуманитарного профиля через деятельность: работу с текстами, анализ источников, использование документов.
-
Элективный курс по литературе "Хорошее время читать" (из истории военного детства). 6-й класс 2019
Данный элективный курс по литературе является важнейшей основной частью работы по привитию интереса к предмету. Данный элективный курс предназначен для учащихся 6-го класса, рассчитан на 35 часов. Для изучения в программу элективного курса включены художественные произведения, которые являются признанными образцами русской литературы, выражают жизненную правду, гуманистические идеалы. Основная идея программы - воспитывать у учащихся высокие нравственные качества. Особенность курса заключается в том, что изучаемые произведения не включены в списки для внеклассного и самостоятельного чтения, а героями многих произведений являются подростки.
-
Элективный курс по литературе "Человеку не прожить без смеха…" (сатира и юмор в русской классике). 9-й класс 2007
Элективный курс по литературе для 9-го класса. Особенностью программы является её ориентированность на расширение знаний школьников в области комического в русской литературе, на углубление эстетической мысли и культуры чувств. Вместе с тем сдвиги в развитии школьников должны сказаться в реальной эстетической деятельности, важными видами которой являются выразительное чтение и рассказывание. Данный курс призван дать учащимся основы теории комического, помочь осознать универсальное значение смеха для человека. В программе элективного курса шире, чем на уроках, представлена художественная деятельность учащихся.
-
Элективный курс по литературе «Женская проза в русской литературе конца XX – начала XXI века» 2016
Предметом изучения данного элективного курса является творчество писателей конца XX – начала XXI века. Литература рубежа XX–XXI веков является важным этапом в развитии русской словесности. Она характеризуется сосуществованием и взаимодействием различных эстетических систем (реализма, модернизма, постмодернизма), интенсивностью творческих поисков писателей, является одним из средств познания меняющейся действительности.
-
Элективный курс по литературе. Тема: "В удивительном мире сказок". 5-й класс 2014
Цель курса - используя возможности данного элективного курса, способствовать формированию УУД. Учебно-тематический план и расширенное поурочное планирование к элективному курсу. Критерии выполнения программы. Ожидаемые результаты - практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текста.
-
Элективный курс по русскому языку "Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ" 2014
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов и рассчитан на 34 часа. Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса для учащихся любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – части С ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе.
-
Элективный курс предпрофильной подготовки "Ямб или хорей" 2009
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9-го класса. Она может помочь одарённым школьникам углубить свои знаний, подготовиться к сдаче ЕГЭ по литературе, к участию в олимпиадах и творческих конкурсах.
-
Электронное пособие для подготовки к ЕГЭ по литературе 2012
Электронное пособие для подготовки выпускников к экзамену по литературе в форматах ГИА и ЕГЭ экономит время на поиски необходимой информации. Может быть полезно учителям русского языка и литературы, а также выпускникам, готовящимся писать часть (С) ЕГЭ по русскому языку и решившим сдавать ГИА или ЕГЭ по литературе.
-
Электронное пособие по литературе "А.С. Пушкин". 8-й класс по программе В.Л. Коровиной 2009
В статье предложено авторское электронное пособие.
-
Электронный журнал «Шолоховский вопрос»: споры об авторстве романа «Тихий Дон» 2018
Михаил Шолохов в 23 года написал один из величайших русских романов XX века, шедевр русской словесности — роман о судьбах казачества во время гражданской войны «Тихий Дон». Ещё при жизни он стал легендой. Но была и другая легенда… Это легенда о плагиате «Тихого дона» — тоже своего рода шедевр: одна из самых абсурдных, одна из величайших — по масштабности распространения сравнима с эпидемией — и одна из самых живучих мистификаций литературной жизни XX века.
-
Элементы анализа лирического произведения на примере стихотворения И.Бунина "Сказка" 2015
Уроки изучения лирики занимают особое место и справедливо считаются одними из самых сложных. В статье представлен опыт работы автора по анализу лирического произведения.
-
Элементы инновационной технологии "погружение" на уроках русского языка и литературы в 6-м классе 2009
Характеристика принципов технологии "погружение": концентрированный характер, совершенствование чувственных форм восприятия, длительность занятия одним словесно-знаковым предметом. Первый опыт применения элементов технологии погружения на уроках развития речи в 5-м классе. Применение элементов технологии "погружение" на уроках русского языка и литературы в 6-м классе. Конспект урока по литературе с элементами технологии "погружение": в "Зимней сказке Анатолия Кыштымова".
-
"Элементы лингвистического анализа текста на примере повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Урок развития речи в 7-м классе 2009
На уроке идет обучение приёмам лингвистического анализа художественного текста, показано мастерство Гоголя – художника слова и особенности использования изобразительно-выразительных средств в повести.
-
Элементы подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе 2009
Мастер-класс представляет собой апробированные на практике методики подготовки к элементам ЕГЭ по литературе: имманентный анализ текста и систему подготовки к написанию сочинения. Предлагается в качестве методического пособия для учителей русского языка и литературы.
-
Элементы развивающего обучения на уроках русского языка и литературы 2012
В работе приводятся примеры практического использования элементов развивающего обучения в старших и средних классах. Они представлены как отдельными фрагментами уроков (проблемные вопросы и задания), так и целыми уроками (контрольные работы и уроки обобщающего повторения).
-
Элементы театрализации на уроках литературы 2008
Что значит театрализация в рамках учебного процесса в общеобразовательной школе? Мы всегда, так или иначе, используем театрализацию, правда несколько ограниченно и в самых простых формах. Можно назвать и поставить на первое место такие элементы театрализации, как: актёрская, режиссёрская, оформительская деятельность и главное - инсценирование.
-
Элементы театрализации на уроках литературы и во внеурочной деятельности 2017
Благодаря внедрению элементов театрализации на уроках литературы и во внеурочной деятельности появляется возможность развивать у ребят их творческие способности, эстетическое восприятие, гражданскую и нравственную позицию, посредством упражнений снять напряжённость, создать естественную речевую среду и построить личную модель творческого общения, что соответствует требованиям ФГОС.
-
Эмоционально-образное развитие учащихся на уроках литературы как условие формирования творческой личности 2008
Главное в преподавании литературы - не только и не столько усвоение учащимися определенной суммы знаний, сколько воспитание у них нравственно-эмоциональной восприимчивости, чуткости и доброты, создание предпосылок для становления самостоятельной творческой личности. Этому способствуют такие приемы, как словесное рисование, составление "режиссерского комментария" к отдельным эпизодам произведений, написание "игровых" киносценариев, описание зрительных ассоциаций после прочтения лирических стихотворений, музыкальных фантазий, необычные сочинения, открывающие поистине неограниченные возможности для развития творческого воображения, способностей учащихся и их самовыражения.
-
Эмоционально-оценочная лексика и авторское начало в ранней прозе А.П.Чехова 2020
Цель работы: изучение эмоционально-оценочных высказываний, их влияние на авторское начало ранней прозы А.П.Чехова.
-
Эмоциональный жанр в русской литературе 2012
Урок знакомит учащихся с эпистолярным жанром. На примерах знакомых учащимся произведений показано, насколько этот жанр интересен. Из писем героев легко проследить развитие их характеров и интересов.