Каждую весну дети получают список для летнего чтения. Как учитель обычно выбирает книги?
Вариант 1. Учитель носит в список то, что будет проходить на уроках. Здесь даже стихи, баллады и книги, которые ребенок не поймет без учителя. Но классика наша написана взрослыми для взрослых и часто встречаются устаревшие слова, которые не понятны. Исторический период, в котором разворачиваются события книг, тоже часто требует комментария.
Вариант 2. "Посмотри, как прекрасен книжный океан!" Учитель дает книги «вокруг программы», ведь они расширят кругозор ребенка, и предлагает книги классиков и современников для общего развития. Здесь он исходит из того, что школьная программа скучна и не портит лето, «запихивая» сложные для понимания книги.
Вариант 3. Здесь учитель думает, что если трясти все лето перед дитем списком из 50 произведений, то он вообще перестанет читать. У него в списке программная и дополнительная литература. Жирным шрифтом учитель выделяет объемные произведения. Летом дети читают 5-6 обязательных книг, а "желательные" не только летом, но и в течение учебного года.
В 5-6-х классах мне нравится второй вариант: произведения там небольшие в летний список их можно не включать, так на уроках будет интересней. В 7-9 классах лучше пусть прочитают за лето мало, но осмысленно. Многое зависит и от конкретного класса. Например, некоторым 10-11 классам учителя уверенно дают списки вне программы, потому что знают, что все главные произведения они прочитают и в течение года. А бывают классы, которые летом читают условную «Капитанскую дочку» и во время изучения тоже читают, а будто и не читали, потому что ничего не понимают.
Часто родители думают, что нужно читать все. Но можно не дочитать книгу из списка, можно вообще читать не из списка. Никто из учителей не спросит осенью дочитал ребенок или нет все рекомендуемые произведения.
Мы, учителя, хотим расширить читательские горизонты с одной стороны, с другой сориентировать ребенка в бескрайнем книжном море. А ещё научить читать вдумчиво и оформлять свои мысли. Так у меня возникла идея создать «Идеальный читательский дневник». Может быть, это и не 100% попадание в ваше видение читательского дневника. "Нравится" и "не нравится" - это ведь такие хрупкие вещи. У каждого свой читательский вкус, опыт, свои слои начитанности в голове.
Через читательские дневники проходит красной нитью мое главное чувство: любовь к чтению в целом и каждой прочитанной книге в частности. Ещё мне очень нравится, что листы из дневников можно использовать при подготовке школьных проектов. Дневник мы ведем летом, а в течение года работаем в тетради. У детей есть план, по которому они составляют свои ответы. Двойки за читательские дневники я не ставлю, зато дополнительные пятерки щедро. Нравится, конечно, не всем, но многим, зато уж те, кто ведет дневник, приобретают много умений и настоящее сокровище после окончания школы. Читать можно, отдыхая. Ведь главное-понять книгу и полюбить.