Литература
-
Цветовая палитра в поэзии Сергея Есенина 2011
Урок по творчеству Сергея Александровича Есенина дает возможность познакомиться со своеобразием поэтического творчества поэта, показать на примерах цветовую палитру по периодам, вызвать у детей эмоционально-образный отклик на произведения Есенина.
-
Цветы в литературе и нашей жизни 2012
Мероприятие знакомит учащихся с историей некоторых цветов, прививает любовь к литературе, природе, бережному отношению к ней. Рекомендуется проводить как для среднего, так и для старшего звена.
-
"Цветы последние милей…" (П.А. Осипова-Вульф и А.С. Пушкин) 2008
Цели данного урока - познакомить юных пушкинистов с судьбой П.А. Осиповой-Вульф, проследить историю ее взаимоотношений с поэтом; медленно и вдумчиво перечитать лучшие страницы любовной лирики А.С. Пушкина.
-
"Цена жизни". Сопоставительный анализ повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" и "Песни про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова 2010
На уроке ученики развивают навык сравнительной характеристики героев произведений разных авторов. В ходе дискуссии, анализируя художественные средства выразительности и определяя позицию автора, учатся избегать однозначного и бескомпромиссного суждения о герое, рассуждают о цене и ценности человеческой жизни.
-
Центральные образы в рассказе И.С.Тургенева "Муму" 2020
Представлен фрагмент урока по теме «Центральные образы в рассказе И.С.Тургенева "Муму"».
-
Цикл уроков по литературе в 5-м классе по книге Д.Дефо "Робинзон Крузо" 2005
Разработки трёх, совершенно разных по форме, уроков , но объединенных одной темой. Все представленные уроки объединяет книга Д. Дефо "Робинзон Крузо". Первый урок - это первая в жизни пятиклассника читательская конференция по книге. Второй урок -это внеклассное мероприятие "Остров Везения". Третий урок - это урок-экспедиция "Путешествие на необитаемый остров современных робинзонов".
-
Цикл уроков по литературе по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2010
На данном уроке учащиеся овладевают новыми путями изучения художественного произведения и учатся анализировать текст. Проверяется знание текста и понимание логики развития событий в жизни Гринева. Повесть имеет важное нравственное значение и высокое педагогическое содержание, которое отражается в словах: «Береги честь смолоду».
-
Цикл уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 2023
Цикл уроков литературы в 10-м классе по изучению романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Соответствует учебникам базового уровня и требованиям новых ФГОС. Данная разработка содержит презентации к четырём урокам и позволяет проанализировать проблематику, структуру произведения, охарактеризовать главных героев, их взаимоотношения. Презентации содержат схемы, вопросы для обсуждения и качественный иллюстративный материал.
-
Цикл уроков по творчеству Б.Окуджавы (Арбатский мир) 2008
Данная работа представляет разработку трёх уроков по творчеству Б.Ш. Окуджавы. Она может быть использована на уроках литературы по теме «Авторская песня». На первом уроке рассматривается происхождение авторской песни, ее существование в современном мире. Второй урок построен в виде сценария, в котором говорится о судьбе Б.Окуджавы, его стремлении рассказать о своем Арбатском мире, мире, где живут добро, любовь, понимание. На протяжении всего урока ученики знакомятся с внутренним миром поэта, его переживаниями, опытами и начинаниями. Третий урок посвящён анализу стихов Б.Окуджавы, где ребята с помощью учителя следят за развитием темы Арбата в творчестве поэта.
-
Цинциннат Ц. как романтический и экзистенциальный герой в системе образов романа В.В. Набокова "Приглашение на казнь" 2010
Исследователи творчества В.В. Набокова находят в его произведении "Приглашение на казнь" черты романа экзистенциального, сюрреалистического, романа-антиутопии. Автор статьи И.Ю. Осмоловская стремится проанализировать сложную природу набоковского романа, отталкиваясь от эволюции образа главного героя Цинцинната Ц., осознающего кукольность окружающей действительности и начинающего понимать своё особое предназначение только в ситуации ожидания казни.
-
Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы 2010
Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся.
-
Чародейка Зима. 6-й класс 2012
Представлен второй урок из серии уроков-путешествий по страницам русской поэзии о природе и картинам художников-пейзажистов. Уроки включают элементы поисковой и проектной работы, могут сопровождаться выставками репродукций или презентациями.
-
Час мужества (по программе под ред. В.Я. Коровиной). 7-й класс 2012
Учащиеся знакомятся со стихами о Великой Отечественной войне и с поэтами, писавшими о ВОВ; учатся их выразительному чтению; изучают историю страны через призму своей семьи, малой родины.
-
Час поэзии "Что в имени тебе моем?" 2006
Предлагаю внеклассное занятие для учащихся 8–9-х классов. Можно использовать данный материал и для проведения литературного вечера, занятия литературного клуба. Цели занятия: 1) на примерах стихотворений русских поэтов раскрыть трепетное отношение к женщине; 2) воспитание умения раскрывать свои чувства уважения к женщине, интереса к истории страны, народа, истории происхождения имён, их значению; 3) обучение выразительному чтению.
-
Час поэзии. Конкурс чтецов "Камчатка – край родной" 2012
Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7-х классов. Дети знакомятся с произведениями камчатских поэтов о родном крае, его красоте и величии. Занятие воспитывает у подрастающего поколения чувство патриотизма, любовь и бережное отношение к природе родного края.
-
Части тела. Твердые и мягкие окончания принадлежности 2015
Урок формирования и закрепления знаний связан с предыдущим и последующими уроками по теме. Цель: знакомство со словами, обозначающими части тела, и закрепить их в речи; актуализация в памяти учащихся ранее усвоенных компетенций, необходимых для восприятия новых (составление словосочетаний и предложений, диалогов); воспитание умения учиться и развитие навыков сотрудничества. Продуманы регулирование и коррекция знаний учащихся.
-
"…часы воодушевления эмоционального подъема… нравственного прозрения…" (Система уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе) 2007
Программа по литературе дает примерный список книг для самостоятельного чтения школьников и не предлагает какой-нибудь конкретной системы уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе, то есть в программно-методическом обеспечении курса литературы не отведено должного внимания этим урокам. Данная статья - попытка учителя представить систему уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в 5–11-х классах средней школы. Цель этих уроков - помочь сориентироваться детям в огромном книжном море, развить вкус к умному, серьезному чтению.
-
"Чацкий и общество декабристов" 2010
Предлагаемый урок культурологической направленности является одним из пяти уроков по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Изучение литературных произведений на культурологической основе позволит педагогу сделать процесс знакомства с литературным произведением более осознанным.
-
Человек — сын времени и сын своей страны 2003
Урок-исследование (по рассказу В.М.Шукшина "Экзамен") в 6-м классе по программе М.Б.Ладыгина. Главное на уроке литературы - комплексный подход к изучению произведения. Слушать и слышать автора, а не пересказывать, исследовать и анализировать текст, следуя от малого - от детали, слова, вопроса, монолога к идее произведения, использовать опорные схемы-конспекты. Одновременно воспитывать уважение к родному слову, истории народа и страны.
-
"Человек в единоборстве с судьбой" (по рассказам Д.Лондона и В.Астафьева). 5-й класс 2012
Урок литературы по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Шаг за горизонт» (Школа-2100). Учащимся предлагается сопоставить рассказы Д.Лондона «Любовь к жизни» и В.Астафьева «Васюткино озеро» и сделать вывод, что помогло героям выжить в экстремальной ситуации. Форма работы – групповая, активизирует деятельность, творческий подход к заданиям.
-
«Человек в зеркале искусства первой половины XX века». Интегрированный урок по истории, МХК и литературе, разработанный в рамках элективного курса «Искусство как зеркало самопознания» 2016
Разработка урока может быть реализована в 11-м классе в рамках элективного курса МХК. Данное занятие можно также использовать в качестве прелюдии к изучению постмодернизма в рамках любой программы, предполагающей знакомство с современным искусством. Материал можно изучать в течение нескольких занятий или, если класс сильный, на сдвоенном уроке.
-
"Человек дела" и "деловой человек" в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2011
Урок помогает учащимся понять античеловеческую сущность теории Раскольникова, вовлекает их в обсуждение проблемы нравственного выбора в литературе, учит видеть и интерпретировать художественные детали в произведении. Роман «Преступление и наказание» рассматривается в контексте русской литературы XIX века.
-
"Человек должен быть чистым перед матерью-природой". Урок внеклассного чтения по рассказу П.Н. Краснова "Шатохи", 8-й класс 2009
Урок по рассказу П.Н. Краснова "Шатохи" - один из вариантов организации исследовательской работы по тексту художественного произведения. Анализируя рассказ, восьмиклассники глубже постигают авторский замысел, пытаются разобраться в мире собственных мыслей и переживаний, задумываются над нравственными проблемами сегодняшнего дня. На занятии создаются условия для того, чтобы ученики могли эмоционально пережить, продумать произведение, прочитанное ими самостоятельно.
-
Человек и война (по повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда") 2008
При проведении данного урока используются элементы модульной технологии. Объем содержания, методов, приемов работы способствует более полному освоению новых знаний всеми категориями учащихся на пределе возможностей каждого с учетом личностного выбора учебной деятельности. Данный урок является вторым в теме «Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия», поэтому построен на интеграции двух предметов (литературы и истории).
-
Человек и история на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»: картины войны 1805–1807 гг. Аустерлиц 2019
Учитель представляет опыт использования технологий осмысленного чтения и ИКТ при анализе эпизодов романа Л.Н. Толстого «Война и мир», посвящённых Аустерлицкому сражению, в 10-м классе. Учащиеся размышляют о том, как человек проявляет себя на войне, о взглядах Толстого,писателя и историка, открывают для себя «диалектику души».
-
Человек и писатель Варлам Шаламов. Наказание без преступления (урок-беседа) 2009
Наказание за преступление. Наказание без преступления… Как ведут себя люди в обоих случаях? И тот, кто знает, за что он наказан, и тот, кто, возможно, никогда не узнает об этом? Что чувствуют без вины виноватые, оказавшиеся на грани жизни и смерти? Вот круг вопросов, поднимаемых на уроке литературы. Обращение к творчеству Варлама Шаламова обогащает читателя размышлениями об исторической памяти, о жизни в целом, о её смысле.
-
Человек и природа в лирике второй половины ХХ века 2011
Урок призван убедить учащихся, что современная лирика продолжает лучшие традиции поэзии XIX века, утверждая мысль о необходимости приумножать богатства природы и защищать ее от варварского вмешательства.
-
"Человек и природа в произведениях литературы". Урок-размышление 2009
Предлагается описание урока-размышления. Урок поможет выяснить, как взаимоотношения человека и природы отражены в произведениях литературы, какие проблемы поднимают поэты и писатели; докажет учащимся, насколько актуально звучит экологическая проблема.
-
Человек и природа в произведениях художественной литературы и музыки 2018
В сценарии говорится о том, что проблема "человек и природа" – одна их самых главных проблем, которые волнуют литературу. Чем больше люди берут от природы, тем с большим вниманием и ответственностью они должны подходить к сохранению и воспроизводству окружающей среды. Современная литература, наследуя и развивая традиции классиков, воспитывает в читателях чувство единения с землёй, которая у нас у всех одна. Имя ей – Родина.
-
Человек и природа в стихотворении Б.Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать…" (Урок-анализ стихотворения) 2008
В предлагаемой разработке урока дается анализ стихотворения Б.Пастернака. Урок-исследование помогает учащимся проникнуть в суть поэтического текста. В процессе коллективной исследовательской деятельности развиваются аналитическое и креативное мышление, коммуникативные навыки.