Тип урока: урок-исследование.
Цель урока: обучение умению разделять текст и фильм.
Задачи урока:
- Образовательная: продолжить формирование интереса к художественному произведению, а не к просмотру фильма.
- Развивающая: формировать информационную и коммуникативную компетентности через исследовательскую деятельность учащихся.
- Воспитательная: воспитывать любовь к русской литературе, продолжить формирование опыта работать в группе.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации деятельности учащихся: групповые, фронтальные.
Средства обучения: компьютеры, доступ к сети Интернет, карточки, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент
Взаимное приветствие учителя и учеников, проверка готовности к уроку.
2. Эмоциональный настрой
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, благоприятный настрой учащихся на совместную работу. Прослушивание песни “Колыбельная”, посвященная произведению “Тарас Бульба”. Учащиеся слушают, высказывают свое впечатление.
Не тревожьте землю птицы
Не ищите ветра в поле
Превратите копья в спицу
Я птенцов собой закроюСпите дети, сны в лукошке
Под подушкой тихо спрячу
Щечки в теплую ладошку
Засыпай скорее крошка.
Припев:
Небо засыпай, баю-баю-бай
Сердце тише, не мешай
Силы отдавай, возврати их в край
Где цветёт сирень, где кружится Май.
Послушай меня ты, сынку,
Судьба наша-конь да поле
Звонкая сабля – вот наша доля
Дома в покое не будет нам воли.Выйдем отрядами стройными в степи,
Скачем лихим, разрежем просторы,
Пусть о казачестве воином вести
Разносит вокруг чёрный ворон.Острые копья мы воткнём в небо,
Полками затмим горизонты,
Знает уже враг не откупиться
От казака ему золотом жёлтым.Мы выступаем не за трофеев,
Ведёт нас вперёд великая вера.
Если погибнуть за землю родную,
Не побоится тут каждый быть первым.Лютая братия будет битва,
Сложат былины мудрые деды,
А коли останемся в поле навеки
Что-ж, жить нам после – в легендах.
3. Мотивация
Учитель озвучивает тему урока. Что выбирают учащиеся? Это необходимо выяснить на уроке.
4. Актуализация знаний
Проверка у учащихся понимания текста ( фронтальный опрос по вопросам). Вопросы о просмотре фильма позволили учащимся совместно с учителем выдвинуть гипотезу: предположение, что сюжет в фильме изменяется и отличается от авторского замысла.
5. Практическая работа
Учащиеся работают в группах. Все группы сформированы заранее, потому что некоторые задания группа выполняла перед уроком.
1 группа – провели анкетирование среди учащихся 7-11классов, где спрашивали:
а) читали повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”?
б) смотрели фильм Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”?
в) читать или смотреть?
Учащиеся анализируют анкеты и составляют диаграммы. Учитель помогает учащимся распределить ответы.
Было опрошено 30 человек:
Читали повесть – 100%
Смотрели фильм – 100%
Читать или смотреть– читать(49%), смотреть(48%)
читать и смотреть(3%)
Причины читать: достоверность, в книге написано ярче, захватывающе;
Причины смотреть: не люблю читать, лучше восприятие
Причины читать и смотреть: книга и фильм дополняют друг друга, писатель пишет хорошо, но интересно посмотреть, как это произведение увидели другие.
2 группа – сопоставляют повесть и фильм, отмечая что есть в фильме и чего нет в повести. Анализ сюжетной линии, основных образов. (составление презентации и использование сети Интернет, где собирают материал о создании фильма и кадры из него).
а) Фильм построен по сюжету драмы: убийство близкого человека (матери) – месть за нее + за Родину – любовь – предательство из-за любви (переход к врагам) – убийство предателя – трагический конец.
б) в развитии сюжета добавляется рождение Андрия, встреча полячки и Андрия в Киеве, любовные сцены и рождение ребенка Андрия. (учащиеся видят, что на первом плане любовная линия, но у Н.В.Гоголя не это главное).
в) фактическая ошибка: убийство матери, отсюда месть Тараса. Этого в повести нет, то есть добавление эпизодов ведет к искажению авторского замысла.
г) Актерский состав учащимся понравился. Безусловно, центром картины является Тарас Бульба (Богдан Ступка). Настоящий Тарас, которого актер сыграл с чувством, передав все эмоции и переживания своего героя. Также учащиеся отметили Остапа (Петр Вдовиченков) и Андрия (Игорь Петренко). Мать (Ада Роговцева) пленила в сцене расставания с сыновьями (возвращение к колыбельной, которую слушали в начале урока).
д) Также учащимися было отмечено, что сцены битв показаны жестоко: отрывание рук, ног, голов. Казаки погибают с одинаковыми речами о любви к русской земле.
3 группа – работа по карточкам, ответы на вопросы. (слабые учащиеся)
Учитель организует и катализирует деятельность учащихся в процессе решения поставленных задач, обеспечивает личностную включенность каждого ученика в решение проблемы. Осуществляет консультирование учащихся при выполнении групповой работы, предоставляет возможность и право выбора учащимся докладчика и помощника с целью формирования адекватной самооценки, организует диалогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся и общее обсуждение работы групп над заданиями.
6. Обобщение и итоги
Учащиеся демонстрируют результаты своей работы. Совместно по каждой группе составляется кластер.
Учитель возвращает учащихся к гипотезе, выдвинутой в начале урока – она доказана!
Учащиеся делают вывод, что перед просмотром фильма произведение должно быть прочитано, чтобы авторский замысел не был искажен. Если экранизация интересна, ее просмотр имеет право на существование, но заменять одно другим не следует.
7. Рефлексия
Учащиеся самостоятельно оценивают групповую деятельность на уроке заполняя оценочную карту урока, обсуждают собственные действия ( Мне было интересно….; я самостоятельно….; я научился….).
8. Домашнее задание
Не задано
9. Завершение урока
Учитель благодарит учащихся за работу. Данные по уроку оформляются и вывешиваются в классе. Учитель оценивает работу группы, отмечает положительные стороны в работе каждой группы.
Результаты урока:
В результате сотрудничества учителя и учащихся стала возможной выдвижение и доказательство гипотезы. Учащиеся закончили изучение повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, просмотрели фильм и поняли, что чтение произведения необходимо, смотреть же фильм лучше после того, как прочитаешь, потому что не всегда авторский замысел совпадает с режиссерским.
Групповая и фронтальная форма работы позволили организовать деятельность учащихся по переработке информации в собственные личностные знания в условиях, где каждый ученик хочет и может наиболее эффективно осуществлять свою деятельность.