Читательская конференция в 8-м классе по теме: «Подросток в повести Г. Михасенко "Милый Эп"»

Разделы: Литература


Читательскую конференцию по повести братского писателя Г.П. Михасенко мы провели накануне его дня рождения. Это была дань уважения творчеству земляка, покорившего миллионы ребячьих сердец. В наше нелегкое время, когда многие нравственные ценности подвергаются переоценке, когда разрываются связи между родителями и детьми, куда-то исчезают понятия “совесть”, “добро”, “милосердие”, когда товарно-денежные отношения переносятся н взаимоотношения людей – так важно встретиться нашим ребятам со своими сверстниками 70-х годов, сравнить прошлое и настоящее, “пропустить” через себя героев, их переживания, что-то почувствовать, а возможно, и изменить внутри себя.

Я пишу только для детей, и в этом моя особенность,
и этим я могу быть интересен людям.

Г.П. Михасенко

Я сказке верю! Сам я – сказка!
Я в замысел так ухожу,
Что, вдруг опомнившись, с опаской
На мир всамделишный гляжу.
И думаю, властитель слова,
С какой же правда стороны?
И постигаю вновь и снова,
Что обе правды мне нужны.

Г.П. Михасенко

Слово библиотекаря.

Геннадий Павлович Михасенко родился 16 февраля 1936 года в г. Славгороде Алтайского края в семье кадрового военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны отец ушел на фронт, а мать с сыном перебралась в деревню Кандаурово Новосибирской области. Здесь прошло детство, опаленное войной, здесь происходили те события, о которых позднее расскажет Михасенко в автобиографической повести “Кандаурские мальчишки”.

После войны семья переезжает в Нвосибирск, радуясь, что отец вернулся со страшной войны. В 1954 году Геннадий поступает учиться в Новосибирский инженерно-строительный институт на гидротехнический факультет, одновременно участвует в семинарах молодых авторов, проводимых Новосибирской писательской организацией. В это время у него возник замысел книги “Кандаурские мальчишки”, которая принесла писателю широкую союзную известность.

Побывав на строительстве Братской ГЭС во время преддипломной производственной практики, Михасенко попросился после учебы в институте сюда на постоянную работу. Так в 1956 году на грандиозной стройке века появился молодой инженер-проектировщик.

Здесь окрепло его перо, здесь он стал профессиональным писателем, прибавив к техническому образованию еще и Высшие литературные курсы.

Его первыми советчиками были опытные литераторы: Евгений Иванов, Сергей Залыгин, молодой поэт Илья Фоняков. Первой книгой Михасенко стал сборник стихов для детей “Фантезеры” - нехитрые поучительные истории из мальчишеской жизни. Потребность высказать свое заветное через стихи сохранится на всю жизнь. Яркий дар стихотворца Михасенко использовал при написании уникальной книги “Азбука Братска”, в которой на каждую букву русского алфавита написаны стихи о словах, характеризующих историю Братска.

Чистый свет детства излучают книги Геннадия Михасенко “Неугомонные бездельники”, “В союзе с Аристотелем”, “Пятая четверть, или Гость Падунского Геракла”, “Тирлямы в подземном королевстве”, “Милый Эп”, “Я дружу с Бабой Ягой”, “Остров Тэнга”, “Ау, Завьялова”, “Гладиатор дед Сергей”, “Земленыр, или Каскад приключений”.

Когда Геннадий Павлович умер, то Братск воздал ему должное. На могиле установили хороший памятник с надписью Жени Ковалевой “Он не умер – он ушел в зарю!” две библиотеки – в Падуне и Вихоревке - получили имя писателя. Братский кукольный театр стал называться “Тирлямы” - это сказочный герой книги Геннадия, Павловича. На доме, где жил писатель установлена памятная доска…” (Владимир Монахов).

Чистый свет детства продолжает жить в самом писателе. Не случайно много в его книгах почерпнуто из собственной биографии. Автобиографичность не скрывается Геннадием Павловичем, прямое свидетельство тому посвящения, предпосылаемые книгам: то друзьям детства, то брату, жене, то друзьям отрочества, то сыновьям.

Светлое мировосприятие детства главного героя Аскольда Эпова становится главным леймотивом повести “Милый Эп”.

Группа филологов.

  • С чего начинается повествование?
  • Идет урок английского языка, главного героя учительница Светлана Петровна “неожиданно” вызывает к доске. Эпов хорошо занимается по математике, физике, химии, но с английским у него проблемы. Класс дружно помогает Эпу, но безуспешно. Двойка поставлена! “Это уже попахивало двойкой за четверть, а то и за год…”
  • Почему настроение героя перекликается с описанием майского снегопада?
  • Чувства обиды на учительницу, на самого себя поднимают бурю в душе Аскольда, которая созвучна описанию “снежной мишуры” за дверью школы.
  • Что вы можете сказать о главном герое, каковы ваши представления о нем в начале повести?
  • Это 15-летний подросток, учится в 8 классе, умный, способный, думающий, реально смотрит на мир, а в душе лирик и романтик. В кармане пиджака носит “свой давний талисманчик – бочонок от лото номер 81”.
  • Он воспитывается в благополучной семье: отец работает инженером-строителем, мама – врачом. Эп – единственный ребенок в семье, но не эгоист. Он переживает, что отца могут посадить в тюрьму из-за трещины в железобетоне.
  • У Эпа чуткая душа, ему не по себе из-за того, что обозвал учительницу. Он идет к ней домой, чтоб извиниться, и встречается с ее младшей сестрой Валей Снегиревой.
  • Как вы понимаете слова: “Я собирался к учительнице, как в церковь”?
  • Чувства вины не дает покоя Эпу, он, вдохновленный, идет извиняться за свой проступок.
  • Необычным стало извинение. Оно прозвучало по радио, обе сестры его услышали, а младшая, Валя, сказала при встрече Аскольду: “Я бы даже нарочно согласилась, чтобы меня обидели, а потом чтобы вот так извинялись – на всю вселенную! Или бы объяснились в любви!”
  • Как складывались отношения Эпа с девочками?
  • Аскольд стесняется своего высокого роста, непривлекательной внешности, вот так он говорит о себе: “Гадкий утенок, превращающийся в лебедя”.
  • Как Валя помогает Эпу стать “лебедем”?
  • Девочка занимается с Аскольдом английским языком: пишет записки со словами, цитатами великих английских поэтов, знание которых покоряет учительницу, поставившую заслуженную пятерку Эпу.
  • Как Михасенко рисует пробуждение первой любви в душах героев?
  • После прогулки вдвоем в весеннем лесу Эп испытывает душевный подъем: он взлетел над городом: “Я стрижом унесся за город … и увидел, как из подкатившей машины выходят мальчик с девочкой и углубляются в лес. Она удивительно красива, а он – так себе, на тройку с минусом”…
  • Как меняется Эп под влинием любви? Вспомните эпизод празднования дня рождения Садовкиной Наташи.
  • Аскольд поразил всех присутствующих галантностью: предстал в костюме с галстуком-бабочкой, поцеловал руку имениннице, вел себя очень учтиво, познакомил гостей со своим другом Августом Шулиным.
  • Что вы можете сказать о друзьях Эпа, в частности, об Августе Шулине? Чем он интересен?
  • Деревенский паренек приехал в город учиться, он мечтает закончить 10 классов и поступить в институт, хотя его родители и родные отговаривают, якобы в семействе Шулиных все были работягами. Он восхищает своим упорством, настойчивостью, практицизмом, знанием жизни, умением дружить.
  • Кто еще из одноклассников Эпа вам запомнился?
  • Василий Забровский “Забор” как называли комсорга ребята, пользовался непререкаемым авторитетом в классе, он говорил всегда по делу, не суетился, как другие.
  • Мишка Зеф был красив, как Аполлон, ему завидовали многие ребята, да и сам Эп.
  • Из-за чего поссорился Эп с Валей?
  • Он случайно увидел ее с бывшим поклонником Толиком-Явой, подумал, что они целуются.
  • Чем закончилась повесть?
  • Валя и Аскольдом помирились, Эп, переполненный чувством радости, бежит в школу…
  • На оптимистической ноте завершается повесть “Милый Эп”. Какие мысли и чувства она у вас пробудила?

Вот как об этом написала одна из восьмиклассниц Захарова Наталия: “Я была в восторге от книги Г.П. Михасенко “Милый Эп”. Мне очень понравились герои этой повести: Аскольд, Авга Шклин и Забор. Особенно запомнилась история любви Эпа и Вали Снегеревой. Мимолетная встреча в школьном коридоре перерастает в середине отношения между двумя подростками. В повести автор красочно описывает природу. Главным персонажем становится церковь, которая помогает героям, вселяя в них надежду и уверенность в собственные силы. Еще мне очень понравились родители школьников, которые понимают своих детей и дают им современные советы”.

В заключение конференции проводится работа по толкованию цитат, помещенных на доске.

Группа “буквоедов”.

  • Как вы понимаете следующие выражения автора?
  1. “Из любви, как из глубины, нельзя сразу вынырнуть, не пострадав от кессоновой болезни”.
  2. “Ясновидцами и волшебниками должны быть родители”.
  3. “Вам лишь бы стул был хорош да стол!”
  4. “Душа вот созреет, и тело включится”.
  5. “Школа как трамвай, я спрыгнул, а он дальше идет”.

Предлагается разгадать кроссворд к повести “Милый Эп”, происходит награждение лучших участников читательской конференции.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Галимов Ш. Каков он, молодой герой? (о повести Г. Михасенко. “Милый Эп”). Противостояние. – Архангельск: Сев – Зап. кн. из-во. 1976.
  2. Гантваргер О.А. прописан в ребячьих сердцах: (творческий портрет Г.Михасенко) // Вост. – Сиб. правда. 1986. 18 февраля
  3. Михасенко Г.П. Собрание сочинений. Том второй: Милый Эп. Класс дурацких фамилий. – Братск. Вектор, 2001.