Читательская конференция по книге Барбары Росек "Дневник наркоманки"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели:

  • обучать внимательному чтению книги;
  • обучать умению отстаивать и доказывать собственное мнение;
  • расширить диапазон читательского и житейского опыта и знаний;
  • способствовать здоровому образу жизни: предупредить обращение к наркотикам.

Оборудование:

  1. Обложка книги «Дневник наркоманки», нарисованная школьниками.
  2. Отзывы школьников о «Дневнике наркоманки».
  3. Распечатки книги (См. Приложение 1), послесловия.
  4. Листовки с телефонами доверия.

Ход конференции

Вступительное слово.

Все – фикция, и я тоже.

Сообщение ученика (запись статистики на доске). Всего в Мурманской области на учете в связи с употребление наркотиков состоят 2420 человек (начало года – 2556). Несовершеннолетние составляют 3,2%.

Последнее социологическое исследование, проведенное в школах Мурманска, показало, что угроза наркотизации в рейтинге проблем, значимых для участников опроса – учащихся и их родителей, – была поставлена на четвертое место после потребления табака и алкоголя. Первая проба наркотических веществ у подростков приходится на период с 14 до 16 лет. Большинство признались, что впервые попробовали наркотик без какой-либо видимой причины – «просто захотелось попробовать» (71,6%). На втором месте находится желание уйти от неприятностей – 5,6%. Влияние друзей названо третьей по значимости причиной – 4,9%.

Учитель. Дневник Барбары Росек – пронзительное в своей документальности напоминание о том, что наркомания – это реальность, от которой общество не может и не вправе отмахнуться. Барбары Росек больше нет на свете. Первая страница ее дневника начинается словами: «Я наркоманка. Мне 18 лет. Четыре года назад впервые вколола себе шприц с наркотиком», а в последней записи читаем: «Мне исполнился 21 год. В этой проклятой жизни нужна любовь. Без нее – вечная пустота, которая убивает, душит, мучает. Я должна уйти, так нельзя жить, без надежды, без смысла. Я погубила себя... Я умру в одиночестве в этой чужой квартире бессмысленной смертью наркоманки». Между этими двумя датами на нескольких десятках страниц уместилась вся жизнь, очень короткая, но полная отчаяния, страхов и бесконечных вопросов, а главное – одиночества.

Вопросы к аудитории.

Ученики готовили ответы по темам: отношение Барбары к родителям, друзьям, любви, к себе, к школе, смысл жизни.

1. Почему Барбара попробовала наркотики, как это произошло?

- А ведь началось с развлечения, с глупого детского любопытства.

2. Когда она позже размышляла над тем, почему она стала наркоманкой, какую причину еще она называла?

- Сколько лет можно колоться? Я колюсь уже пятый год. Наверное, мне уже недолго осталось. Кем я была раньше? Нормальной девчонкой. Любила разговаривать со своими родителями. Когда все это начало расползаться? Может быть, когда я в первый раз вкатила себе укол? Нет, это уже был результат чего-то. Дома стало что-то разваливаться. Это было почти незаметно.

- Слишком много стало наркотиков, а в больницах для нас не хватает мест. Но ведь дело-то не в этом. Причина совершенно в другом. Наверное, все начинается с развала дома. Похоже, так оно и есть.

3. Каково ее отношение к родителям?

 - Зачем начинать сначала это бессмысленное лечение, если мне все равно одни наркотики мерещатся? Но я делаю это для родителей. Потому что для себя...

- Звонила мама. В ее голосе было столько отчаяния, что я чуть не завыла в голос. Мама хочет приехать. Телефонная трубка оттягивала руку, как тяжеленный камень. Когда я ее повесила, то поняла, что оставляю маму одну вместе с ее болью далеко-далеко.

4. Есть ли у Барбары друзья?

- Как это происходит, что в один прекрасный день ты вдруг понимаешь, что у тебя нет друга? И в этой проклятой, чертовой пустоте образуется еще одна дыра. Ты одна. И тогда тебя охватывает жуткое, непонятное беспокойство.

- Зашла к своей приятельнице Ягоде. Это единственный человек в моем классе, с которым я поддерживаю более или менее близкие отношения.

- Мы с Маженой подружились. Правда, Котан говорит, что это никакая не дружба, а так, обычный наркоманский альянс. Но на этот раз он, кажется, ошибается. Мажене некуда отсюда идти. Ей еще более одиноко, чем мне.

- Приехала Беата. Сидели, вспоминали общих знакомых, кто колется, кто уже умер. Я рада, что мы вместе. Только что с того? С нашей неуемной натурой мы никогда не остановимся. Все-таки, что нас связывает – дружба или наркоманская солидарность? Сама не разберу.

5. Отношение к любви.

- До сих пор я наблюдала отношения только между наркоманами. Там не было любви. А я так не хочу.

- Когда ты так молод, очень хочется жить. Жить вместе со всем, что ты любишь, с человеком, которого любишь. В этой проклятой жизни нужна любовь. Без нее – вечная пустота, которая тебя гложет, душит, убивает. Без нее ты не можешь быть самим собой. Ты сам для себя становишься чужим. Абсолютно и до кончиков волос чужим.

Я никогда никого не любила, не успела. Теперь уже и не успею.

6. Отношение к школе, образованию.

- Хочу все-таки сдать выпускные экзамены. Не знаю, зачем, но хочу.

- У меня все время такое ощущение, что я тут лишняя. Мне не о чем разговаривать с моими одноклассницами. Они говорят только о мальчиках, о модах да о дискотеках. Меня все это вообще не интересует. Такая жизнь мне кажется бессмысленной. Моя жизнь тоже бессмысленна, но как-то по-другому.

7. Отношение к людям. Какие чувства испытывает наркоман?

- Я люблю одиночество, но иногда оно становится просто невыносимым. И тогда мне хочется к людям, чтобы потом снова разочароваться. Почему так происходит? Наверное, я не умею понимать других людей, а может быть, просто уже не хочу?

- Утром я, как всегда, выпила свою баночку отвара и потом спокойненько сидела себе на уроках, никому не мешала. А когда вышла на улицу, вдруг поняла, что я всех страшно ненавижу. Это была именно НЕНАВИСТЬ ко всему человечеству. Я не хотела этого чувства. Но оно сидело во мне.

8. Отношение к себе.

- Я ничего не делаю, а ведь есть столько интересных вещей, которыми можно было бы заняться. Наверное, это-то меня как раз и угнетает. Мне бы хотелось с кем-нибудь поговорить о моих проблемах, но я не доверяю людям.

- Я заблудилась по дороге к жизни. Что было перед этим? Кусочек детства, все эти «можно – нельзя», запреты и приказы. Потом чудовищный бунт. И полное поражение. А в конце триумф взрослых: «Ведь мы же говорили!» Остались только запах больничных палат, лица душевнобольных и ненависть к миру, к людям, к жизни. И еще желание себя прикончить.

Как научиться радоваться самым обычным вещам каждодневной жизни?

- Вообще-то я здесь очень много полезного получила, но рано или поздно надо же, наконец, завязывать с психушками и начинать нормальную жизнь. И если она получится, мои воспоминания о санатории не будут такими тяжелыми. Для меня это все же хорошая школа жизни. Жестокая, но такая уж у нас, наркоманов, судьба.

- Дома меня ждало письмо от Анны. Она пишет, что многое зависит от меня самой и что, если я продолжаю колоться, то это мой собственный выбор. Если я сама себя сознательно
гроблю, то насильно мне никто не сможет помочь. Да, от меня многое зависит. Например, могу сама себя взять и погубить. Разве это не здорово? Мой мир такой, каким я его себе выдумала. Я часто совершаю разрушительные поступки, и с каждым разом все трудней переживать новые удары от очередного падения. Тогда мое тело начинает приспосабливаться к действительности, соблюдать какие-то принятые в человеческом общежитии правила поведения. Оно живет биологической жизнью. В этом теле постепенно начинаю созревать Я. Созревать в страшных муках, пытаясь обнаружить в себе что-то новое – то ли смысл, то ли ощущения? Это состояние нагнетается, достигает высшей точки и... вдруг я вижу вокруг себя огромную пустоту. Время от времени эту пустоту заполняет боль. Так нельзя жить. Но смогу ли я по-другому, смогу ли изменить свою жизнь?

Хочется самой все довести до конца. Я больше не желаю быть интересным экземпляром для исследований, безнадежным «случаем», обещающим исправиться, я вообще не хочу быть «случаем». Не хочу быть шизиком-психотропиком, чокнутой психопаткой. Но и не хочу быть нормальной в вашем ненормальном мире. Значит, надо уйти?

- Я умерла заживо, превратилась в какой-то автомат, без воли и без чувств. Задача № 1–достать наркотик, задача № 2 – вколоть его в вену, задача № 3 ...

9. К чему привели Басю наркотики?

- Вчера мне назвонила одна знакомая наркоманка. Мы, собственно, и знакомы-то как следует не были. Она умоляла прийти к ней и вколоть дозу. Сама не могла попасть в вену.
Я пришла. Это уже абсолютная развалина. Намучилась с ней, пока вколола ей этот проклятый укол. Она была дома одна. А сегодня я узнала, что она умерла. Ведь это я ее угробила!

Нет, это невозможно! Она умерла, потому что уже не могла больше колоться. Она уже была конченым человеком. Для нее это была последняя капля.

Не могу найти себе места. Хочется выть в голос.

 - Анна пишет, что не хочет терять со мной связь. Почему она так за меня борется? Она единственная, кто еще верит. Но это бессмысленно. Все бессмысленно. Анна, я убила человека! Скольких я еще убила? Моя жизнь – это мое дело, но других я не имею права убивать. Сколько уколов я вколола своим подругам? И каждый из них мог стать последним.

- Привозят новых женщин. Большей частью это убийцы. Чаще всего они убивают собственных детей. А чем я от них отличаюсь? Я тоже убиваю ребенка своих родителей. Убиваю родителей. А это преступление из преступлений – губить человеческие души. Нам здесь можно устроить один общий суд. Показательный процесс: каким способом один человек уничтожает другого человека.

- Я не могу пробиться сквозь стену непонимания с родителями. Очень трудно, я уже слишком перегнула палку, сама все разрушила. Я убила нашу любовь.

- Господи, ведь так же нельзя жить! Из высоких идеалов – в самую грязь. Свобода оказалась мифом. Зачем все это растягивать дальше.

- Но нам дана жизнь, и жить надо ради самой жизни. Ради страдания. Смерть прекратит наши страдания. Так почему же мы ее так боимся?

- Мы – никто и ничто, но все время сами себе внушаем, что мы – нечто.

- Она никогда не верила, что кто-то может загнуться от наркотиков. Ей всегда казалось, что наркоманы умирали от чего-то другого. Наверное, мы уже окончательно утонули в этом нашем безумии.

- Даже если бы можно было повернуть все назад, вернуться в детство, то, кажется, все равно было бы все то же самое. Первая порция морфина в 14 лет – и экстаз от того, что входишь в мир наркоманов. Презрение к обыкновенным, заурядным людям. И я, такая важная, надутая говняшка, которая сама себе поклонялась, как идолу.

- Когда-то я разучилась радоваться жизни, и теперь просто нужно довести дело до конца.

В результате разговора учитель на доске заполняет таблицу:

 

До

После

Родители
Друзья
Любовь
Школа
Отношение к себе
Смысл жизни
Были любовь и доверие
Знакомые
Нет
Нет поддержки
Я выше всех
Нет
Нет
«Наркоманский альянс»
Нет (не успела)
Нет поддержки
Я никто и ничто
Нет
Должна быть любовь!

10. Чего не было у Барбары?

- Семейного тепла, дружбы, любимого человека, какого-то интересного дела

11. Чего она лишилась в результате наркоманства?

- Семейного тепла, дружбы, любимого человека, интересной жизни. Приобрела только ОДИНОЧЕСТВО. Итог – СМЕРТЬ.

12. Может ли что-то или кто-то помочь наркоманам?

- НЕТ (по дневнику Барбары)

А теперь прочитайте (послушайте) выдержки из Послесловия Марека Котаньского. (Cм. Приложение 2)

Согласны ли вы с его высказываниями?

Высказывания учеников.

Заключительное слово учителя.

Подумайте, нужно ли изменить что-то в вашей жизни, чтобы с вами не произошла такая же история, чтобы вы не пополнили ряды бессмысленно живущих биологических организмов, ждущих смерти.

В заключение на каждый класс выдаются листовки с телефонами доверия.