Читательская грамотность на уроках литературы (произведение В.Распутина "Уроки французского")

Разделы: Литература, Мастер-класс

Ключевые слова: читательская грамотность, В.Распутин «Уроки французского», В.Распутин


Прочитайте начало текста В.Г.Распутина «Уроки французского» и выполните задания к нему:

Анастасии Прокопьевне Копыловой

Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после.

Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее, а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь.

Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, - тогда не придется все время думать о еде. Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались или он был настолько мал, что мы его не почувствовали. Впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь еще пригодится, а мы по неопытности что-то там делали неверно.

Трудно сказать, как решилась мать отпустить меня в район (райцентр у нас называли районом). Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет - некуда. Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя. Но особенно в меня верили, когда дело касалось облигаций. Их за войну у людей скопилось много, таблицы выигрышей приходили часто, и тогда облигации несли ко мне. Считалось, что у меня счастливый глаз. Выигрыши и правда случались, чаще всего мелкие, но колхозник в те годы рад был любой копейке, а тут из моих рук сваливалась и совсем нечаянная удача. Радость от нее невольно перепадала и мне. Меня выделяли из деревенской ребятни, даже подкармливали; однажды дядя Илья, в общем-то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки - под весну это было немалое богатство.

И все потому же, что я разбирался в номерах облигаций, матери говорили:

- Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет.

И мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первый. Да я и не понимал, как следует, что мне предстоит, какие испытания ждут меня, голубчика, на новом месте…

Задание 1: верны или неверны данные утверждения, выберите один из вариантов ответов

утверждение

верно

неверно

Автор изобразил послевоенное время

Семья главного героя многодетная

Отец работал в райцентре

Главный герой в школу ходил с удовольствием

Старший брат погиб на войне

…никто из нашей деревни в районе не учился (слова главного героя)

Задание 2: К фрагменту рассказа В.Распутина разработайте 3 вопроса - с открытым ответом, направленных на развитие умения школьников «Нахождение информации и извлечение информации».

Открытый вопрос - это вопрос, на который нельзя ответить ни "да", ни "нет", ни статическим ответом. Открытые вопросы формулируются как утверждение.

Требования к выполнению практической работы.

  1. Все учебные вопросы соответствуют предложенному тексту и направлены на развитие искомого умения.
  2. Формулировки вопросов однозначные и корректные.
  3. Ко всем вопросам приведены ответы

Выполнение практической работы оформите в виде таблицы.

Тема: «Развитие умения "Нахождение и извлечение информации"»

Вопросы

Ответы

Вопросы открытого типа

1

2

3

Задание 3: Что вспоминал главный герой, когда приехал в райцентр?

  • писал за старух и читал письма;
  • перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя;
  • дядя Ефим, в общем-то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки.

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?
Что?
Когда?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…?
Было ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли?

Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думаете…?
Почему вы считаете…?
В чём различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

Составить к тексту вопросы, используя приём «Тонкие и толстые вопросы».