Прочитайте начало текста В.Г.Распутина «Уроки французского» и выполните задания к нему:
Анастасии Прокопьевне Копыловой
Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после.
Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее, а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь.
Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, - тогда не придется все время думать о еде. Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались или он был настолько мал, что мы его не почувствовали. Впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь еще пригодится, а мы по неопытности что-то там делали неверно.
Трудно сказать, как решилась мать отпустить меня в район (райцентр у нас называли районом). Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет - некуда. Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя. Но особенно в меня верили, когда дело касалось облигаций. Их за войну у людей скопилось много, таблицы выигрышей приходили часто, и тогда облигации несли ко мне. Считалось, что у меня счастливый глаз. Выигрыши и правда случались, чаще всего мелкие, но колхозник в те годы рад был любой копейке, а тут из моих рук сваливалась и совсем нечаянная удача. Радость от нее невольно перепадала и мне. Меня выделяли из деревенской ребятни, даже подкармливали; однажды дядя Илья, в общем-то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки - под весну это было немалое богатство.
И все потому же, что я разбирался в номерах облигаций, матери говорили:
- Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет.
И мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первый. Да я и не понимал, как следует, что мне предстоит, какие испытания ждут меня, голубчика, на новом месте…
Задание 1: верны или неверны данные утверждения, выберите один из вариантов ответов
утверждение
|
верно |
неверно |
Автор изобразил послевоенное время |
||
Семья главного героя многодетная |
||
Отец работал в райцентре |
||
Главный герой в школу ходил с удовольствием |
||
Старший брат погиб на войне |
||
…никто из нашей деревни в районе не учился (слова главного героя) |
Задание 2: К фрагменту рассказа В.Распутина разработайте 3 вопроса - с открытым ответом, направленных на развитие умения школьников «Нахождение информации и извлечение информации».
Открытый вопрос - это вопрос, на который нельзя ответить ни "да", ни "нет", ни статическим ответом. Открытые вопросы формулируются как утверждение.
Требования к выполнению практической работы.
- Все учебные вопросы соответствуют предложенному тексту и направлены на развитие искомого умения.
- Формулировки вопросов однозначные и корректные.
- Ко всем вопросам приведены ответы
Выполнение практической работы оформите в виде таблицы.
Тема: «Развитие умения "Нахождение и извлечение информации"» | ||
№ |
Вопросы |
Ответы |
Вопросы открытого типа |
||
1 |
||
2 |
||
3 |
Задание 3: Что вспоминал главный герой, когда приехал в райцентр?
- писал за старух и читал письма;
- перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя;
- дядя Ефим, в общем-то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки.
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие» вопросы
|
«Толстые» вопросы |
Кто?
|
Дайте три объяснения, почему…?
|
Составить к тексту вопросы, используя приём «Тонкие и толстые вопросы».