Читательская конференция: "Писатель А.В. Костюнин и его произведения"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Цели проведения:

  1. Рассмотреть взаимоотношения между людьми и “братьями нашими меньшими”.
  2. На богатом материале рассказов Костюнина воспитывать в учениках чувства гуманности, справедливости, активной жизненной позиции, сопричастности всему происходящему.
  3. Пробудить интерес к творчеству писателя.
  4. Формировать навык выразительного чтения.
  5. Развивать монологическую речь учащихся.

Задачи конференции:

  1. Читательская конференция позволяет развивать способность самостоятельно анализировать прочитанное;
  2. формировать у детей навыки публичных выступлений;
  3. пропагандировать лучшие произведения разных видов и жанров.

Оформление зала:

а) плакат “Всем, что есть во мне, я обязан книгам”;
б) эпиграфы:
“Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми”. Аристотель;
“В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой, пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе”. Ф. Бэкон;
в) книжная выставка, посвящённая животным;
г) музыкальное оформление (первая часть 5-й симфонии П.И. Чайковского).

Ход читательской конференции

Вступительное слово учителя, ведущего конференцию.

Сегодня нам с вами предстоит стать первопроходцами, а путь первооткрывателей всегда труден. Впервые мы попытаемся провести читательскую конференцию с учащимися 6-х классов и их родителями, которая, надеемся, станет доброй традицией в нашей школе. Идея проведения такого мероприятия созревала на протяжении нескольких лет, когда мы пытались найти пути решения важной проблемы, с которой в первую очередь сталкиваемся мы, учителя русского языка и литературы. Почему наши ученики, научившись читать в начальной школе, к 6–8 классу читают все хуже и хуже? Почему отсутствует интерес к чтению? Как изменить подобную ситуацию?

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Читать много и с удовольствием. Но это возможно только в том случае, если родители сами много и с удовольствием читают, несмотря на недостаток времени. Поэтому мы пригласили на нашу конференцию и родителей.Нам хочется, чтобы сегодняшний разговор о современном писателе А.В.Костюнине стал добрым, полезным, обогащающим наш ум и сердце, а не пустым времяпровождением. Вспоминаются замечательные слова Ричарда Баха: “Все, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге”.

Давайте посмотрим и послушаем рассказ о жизни писателя, о его творческой судьбе.

Показ слайдов презентации.

Приложение.

Слайд 1-12. О жизни и творчестве А.В.Костюнина

Перейдём к обсуждению произведений.

Рассказ «Орфей и Прима». Слайд 13-28.

Ваши впечатления от прочтения.

Выступления родителей и учащихся о личных впечатлениях.

Рассказ «Орфей и Прима», идея этого произведения созвучна стихотворению Сергея Есенина «Песнь о собаке».

Сравним эти произведения. Слайды 21-45

Звучит первая часть 5-й симфонии П.И. Чайковского

Ученик читает стихотворения Сергея Есенина “Песнь о собаке”

М. Горький особенно любил это стихотворение.

Чем, по-вашему, могло покорить это стихотворение Горького?

Выполнение I части анализа

  1. Какова основная мысль стихотворения?
  2. Как автор показывает свое отношение к происходящему?(обращаем внимание на последнее четверостишие)
  3. А вам знакома подобная ситуация?
  4. Может, это редкий случай, из ряда вон выходящий?
  5. Итак, о чем же говорит поэт читателю?
  6. О чем заставляет задуматься?

Сделайте свои выводы.

Трагедия собаки-матери становится близкой человеческому сердцу. «Песнь о собаке» говорит о том, как бессердечны люди, утратившие ощущение родства человека со всем живым на земле. Они даже не замечают собственного бессердечия, которое становится привычным. В стихотворении противопоставлены материнские чувства собаки черствости, бессердечности ее хозяина. Стихи поэта покоряют простотой и искренностью.

Что легче: говорить о любви к людям, животным или быть чутким, добрым ко всему живому на земле?

Рассказы А.В. Костюнина и лирика Есенина воспитывают доброту и отзывчивость. Поэт и писатель покоряют нас той стороной своей натуры, которую называют «нежностью».

Сент-Экзюпери написал в своей сказке «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Так же и мы с вами должны чувствовать ответственность за своих животных.

Учитель: В рассказе А.В. Костюнина «Орфей и Прима» можно отметить и тургеневские традиции в изображении природы и человека. Понаблюдаем.

Слайды 46-64

Сделаем выводы:

Слайды 65-69

Заключительное слово учителя

– С 1 января 1981 года в нашей стране начал действовать закон “Об охране и использовании животного мира”, первый такой закон в истории человечества. Мы любим и ценим животных не только за их полезные действия, но и как вообще всё живое, как часть окружающей нас природы, а значит и часть нашей жизни. Ведь животные – это часть жизни человека, и их исчезновение обеднит её. Человек ответственен за судьбу “братьев меньших”, отношение к животным характеризует внутренний мир человека и влияет на формирование этого мира. Ведь подлинная красота – это внутренняя. Любого человека во все времена и у всех народов и народностей красят такие качества, как доброта, честность, отзывчивость, человечность, сострадание, забота, скромность, трудолюбие.

Советуем прочитать всей семьёй произведения А.В. Костюнина и посетить сайт писателя: kostynin.ru

Слайд 70-73.

Подведём итоги конференции.

Поставленные цели достигнуты:

  1. Рассмотрены в процессе обсуждения взаимоотношения между людьми и “братьями нашими меньшими”.
  2. На богатом материале рассказов Костюнина, мы попытались воспитывать в учениках чувства гуманности, справедливости, активной жизненной позиции, сопричастности всему происходящему.
  3. Пробудили интерес к творчеству писателя.