Цели проведения:
- Рассмотреть взаимоотношения между людьми и “братьями нашими меньшими”.
- На богатом материале рассказов Костюнина воспитывать в учениках чувства гуманности, справедливости, активной жизненной позиции, сопричастности всему происходящему.
- Пробудить интерес к творчеству писателя.
- Формировать навык выразительного чтения.
- Развивать монологическую речь учащихся.
Задачи конференции:
- Читательская конференция позволяет развивать способность самостоятельно анализировать прочитанное;
- формировать у детей навыки публичных выступлений;
- пропагандировать лучшие произведения разных видов и жанров.
Оформление зала:
а) плакат “Всем, что есть во мне, я обязан книгам”;
б) эпиграфы:
“Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми”. Аристотель;
“В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой, пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе”. Ф. Бэкон;
в) книжная выставка, посвящённая животным;
г) музыкальное оформление (первая часть 5-й симфонии П.И. Чайковского).
Ход читательской конференции
Вступительное слово учителя, ведущего конференцию.
Сегодня нам с вами предстоит стать первопроходцами, а путь первооткрывателей всегда труден. Впервые мы попытаемся провести читательскую конференцию с учащимися 6-х классов и их родителями, которая, надеемся, станет доброй традицией в нашей школе. Идея проведения такого мероприятия созревала на протяжении нескольких лет, когда мы пытались найти пути решения важной проблемы, с которой в первую очередь сталкиваемся мы, учителя русского языка и литературы. Почему наши ученики, научившись читать в начальной школе, к 6–8 классу читают все хуже и хуже? Почему отсутствует интерес к чтению? Как изменить подобную ситуацию?
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Читать много и с удовольствием. Но это возможно только в том случае, если родители сами много и с удовольствием читают, несмотря на недостаток времени. Поэтому мы пригласили на нашу конференцию и родителей.Нам хочется, чтобы сегодняшний разговор о современном писателе А.В.Костюнине стал добрым, полезным, обогащающим наш ум и сердце, а не пустым времяпровождением. Вспоминаются замечательные слова Ричарда Баха: “Все, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге”.
Давайте посмотрим и послушаем рассказ о жизни писателя, о его творческой судьбе.
Показ слайдов презентации.
Приложение.
Слайд 1-12. О жизни и творчестве А.В.Костюнина
Перейдём к обсуждению произведений.
Рассказ «Орфей и Прима». Слайд 13-28.
Ваши впечатления от прочтения.
Выступления родителей и учащихся о личных впечатлениях.
Рассказ «Орфей и Прима», идея этого произведения созвучна стихотворению Сергея Есенина «Песнь о собаке».
Сравним эти произведения. Слайды 21-45
Звучит первая часть 5-й симфонии П.И. Чайковского
Ученик читает стихотворения Сергея Есенина “Песнь о собаке”
М. Горький особенно любил это стихотворение.
Чем, по-вашему, могло покорить это стихотворение Горького?
Выполнение I части анализа
- Какова основная мысль стихотворения?
- Как автор показывает свое отношение к происходящему?(обращаем внимание на последнее четверостишие)
- А вам знакома подобная ситуация?
- Может, это редкий случай, из ряда вон выходящий?
- Итак, о чем же говорит поэт читателю?
- О чем заставляет задуматься?
Сделайте свои выводы.
Трагедия собаки-матери становится близкой человеческому сердцу. «Песнь о собаке» говорит о том, как бессердечны люди, утратившие ощущение родства человека со всем живым на земле. Они даже не замечают собственного бессердечия, которое становится привычным. В стихотворении противопоставлены материнские чувства собаки черствости, бессердечности ее хозяина. Стихи поэта покоряют простотой и искренностью.
Что легче: говорить о любви к людям, животным или быть чутким, добрым ко всему живому на земле?
Рассказы А.В. Костюнина и лирика Есенина воспитывают доброту и отзывчивость. Поэт и писатель покоряют нас той стороной своей натуры, которую называют «нежностью».
Сент-Экзюпери написал в своей сказке «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Так же и мы с вами должны чувствовать ответственность за своих животных.
Учитель: В рассказе А.В. Костюнина «Орфей и Прима» можно отметить и тургеневские традиции в изображении природы и человека. Понаблюдаем.
Слайды 46-64
Сделаем выводы:
Слайды 65-69
Заключительное слово учителя
– С 1 января 1981 года в нашей стране начал действовать закон “Об охране и использовании животного мира”, первый такой закон в истории человечества. Мы любим и ценим животных не только за их полезные действия, но и как вообще всё живое, как часть окружающей нас природы, а значит и часть нашей жизни. Ведь животные – это часть жизни человека, и их исчезновение обеднит её. Человек ответственен за судьбу “братьев меньших”, отношение к животным характеризует внутренний мир человека и влияет на формирование этого мира. Ведь подлинная красота – это внутренняя. Любого человека во все времена и у всех народов и народностей красят такие качества, как доброта, честность, отзывчивость, человечность, сострадание, забота, скромность, трудолюбие.
Советуем прочитать всей семьёй произведения А.В. Костюнина и посетить сайт писателя: kostynin.ru
Слайд 70-73.
Подведём итоги конференции.
Поставленные цели достигнуты:
- Рассмотрены в процессе обсуждения взаимоотношения между людьми и “братьями нашими меньшими”.
- На богатом материале рассказов Костюнина, мы попытались воспитывать в учениках чувства гуманности, справедливости, активной жизненной позиции, сопричастности всему происходящему.
- Пробудили интерес к творчеству писателя.