В наше время хорошую литературу, общение с доброй, мудрой книгой можно назвать “духовным лекарством” для всех, кто заботится о нравственном здоровье будущих поколений.
К сожалению, за последние десять лет (по данным “Левады-центра”) число читающих в нашей стране снизилось с 80% до 60%. Из 1600 опрошенных людей ежедневно читают книги 22%, от случая к случаю - 42%, никогда не читают - 36%.
Что же читают современные школьники? В результате проверки “Читательских дневников”, анкетирования учащихся и их родителей выяснилось, что большинство ребят читают только произведения из школьной программы, а также интересуются зарубежной фантастикой. С современной же отечественной литературой для подростков не знакомы. Многие родители, посещая книжные магазины, не могут определиться с выбором, каким книгам отдать предпочтение, что можно и нужно читать их детям.
Задача учителя-словесника – познакомить своих учеников с лучшими произведениями современных отечественных авторов, награжденных литературными премиями. Школа и семья должны приобщать детей к чтению, развивать у них читательское мастерство, таким образом формируя духовно-нравственную культуру школьников.
Как сделать так, чтобы ребятам захотелось читать книги не только из школьной программы? Во-первых, нужно владеть информацией о том, какие книги удостоены литературных премий. Об этом можно узнать из каталогов “100 новых книг для детей и подростков”, периодической печати и Интернета. Во-вторых, из большого списка книг выбрать лишь те, которые будут соответствовать возрасту детей. Думаю, в любом классе найдутся дети, которым захочется познакомиться с книжными новинками талантливых писателей. С этими ребятами можно создать презентацию или рекламу понравившихся книг и выступить со своими работами перед одноклассниками. Таким образом можно заинтересовать и других ребят книгами, привлечь их к чтению. В результате знакомства с новыми произведениями у подростков возникнет желание обсудить их.
Экспериментально доказано, что обсуждение книг служит активным средством развития всех сфер личности ребенка (интеллектуальной, эмоциональной, волевой). Конечно, дети при интерпретации литературного произведения в ходе обсуждения показывают разные уровни читательского мастерства. Но малоподготовленные, “слабые” читатели в процессе работы нередко получают наглядные уроки того, что и как читают другие, более внимательные читатели. Так появляется мотивация читать больше и повышать свое читательское мастерство. Формы обсуждения художественных произведений существуют самые разнообразные: беседа, диспут, читательская конференция и др.
Предлагаю вашему вниманию читательскую конференцию-презентацию книг “Полет в Литературную Вселенную” (по страницам современной детской литературы”, которая проводится в два этапа. Первый этап-это презентация новых книг. Второй этап- обсуждение прочитанных художественных произведений.
Цель конференции: познакомить учащихся с новейшими произведениями отечественной детской литературы: с романом А. Жвалевского и Е.Пастернак “Время всегда хорошее”, рассказом А.Геласимова “Нежный возраст” и рассказом Ф.Искандера “Авторитет”, развивать способности самостоятельно добывать информацию, анализировать прочитанное, формировать у ребят навыки публичных выступлений, пропагандировать лучшие произведения разных видов и жанров, повышать интерес к чтению, освоивать читательские компетенции.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка книг.
Технология проведения читательской конференции-презентации книги
Шаг № 1.Подготовка к читательской конференции. Формирование трех групп учащихся, распределение в них ролей и обязанностей, оформление рабочих карт участников конференции.
Карта участников конференции “Полет в
Литературную Вселенную”
(по рассказу Андрея Геласимова “Нежный
возраст”)
№ | Исследовательская деятельность | Ответственные |
11. | Сбор информации о жизни А. Геласимова, поиск фотографий. | |
22. | Презентация произведения (по общему для всех групп плану) | |
33. | Книга своими руками (создание обложки книги, иллюстрации эпизодов) | |
44. | Отзывы о рассказе” |
Карта участников конференции “Полет в
Литературную Вселенную”
(по произведению А. Жвалевского и Е. Пастернак
“Время всегда хорошее)
№ | Исследовательская деятельность | Ответственные |
11. | Сбор биографического материала, фотографий писателей-современников | |
22. | Презентация книги по плану | |
33. | Театр у микрофона (инсценирование отрывка) | |
44. | Отзывы о книге |
Карта участников конференции “Полет в
Литературную Вселенную”
(по рассказу Фазиля Искандера “Авторитет”)
№ | Исследовательская деятельность | Ответственные |
11. | Поиск биографического материала | |
22. | Презентация рассказа по плану | |
33. | Театр у микрофона (по рассказу “Авторитет”) | |
44. | Отзывы о рассказе |
Шаг № 2. Каждая группа представляет выбранную ими книгу по общему для всех плану (см. приложение №1). Время выступления каждой группы-15минут.
Шаг № 3. Участники конференции слушают, записывают информацию о книге в читательский журнал (см. приложение №2),продумывает вопросы для выступающих.
Шаг № 4. Обсуждение каждой книги, участники конференции задают интересующие их вопросы по материалу выступлений, выражают свое мнение.
Шаг № 5. Каждый участник, работая с читательским журналом, решает, какую книгу он будет читать в первую очередь, объясняет свой выбор.
Шаг № 7. Книги-лидеры ставятся на “золотую полку”.
Этап второй.
Обсуждение прочитанных книг
Примерные вопросы для обсуждения рассказа Фазиля Искандера “Авторитет”.
Примерные вопросы для обсуждения рассказа Андрея Геласимова “Нежный возраст?”
Примерные вопросы для обсуждения книги Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак “Время всегда хорошее”
Подведение итогов обсуждения, оформление “Книги отзывов на прочитанные произведения”.
Литература
- Геласимов А. Жажда: авторский сборник. -М.: Эксмо, 2009.
- А. Жвалевский, Е. Пастернак/ Время всегда хорошее. -М.: Время, 2009.
- Сборник произведений Ф. Искандера .-М.: Время, 2004.
Приложение № 1
Примерный план презентации книги.
- Автор, название книги, жанр.
- Кому, по-вашему, будет интересна книга? О чем она?
- Время и место действия книги.
- Основные персонажи книги.
- Как начинается книга? Насколько интригует завязка?
- Каков конфликт? Насколько он показался вам интересным, важным для современной жизни? Какова проблема поставлена автором в книге?
- Чем интересна книга в целом?
- Какой эпизод особенно вам запомнился? Почему?
- Какие персонажи книги показались особенно интересными?
- Какое впечатление произвел язык, стиль автора?
- Какие фразы запомнились?
- Что вам дало чтение этой книги?
Приложение № 2
Форма читательского журнала
Читательский журнал
Читательская конференция
(дата проведения)
Автор | Название | Жанр | О чем произведение | Мои впечатления |