Читательская конференция по повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Черное ухо"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Рассмотреть взаимоотношения между людьми и “братьями нашими меньшими”.

  2. На богатом материале урока воспитывать в учениках чувства гуманности, справедливости, активной жизненной позиции, сопричастности всему происходящему.

  3. Пробудить интерес к творчеству писателя.

  4. Формировать навык выразительного чтения.

  5. Развивать монологическую речь учащихся.

До урока прочитать повесть и подумать над следующими вопросами:

  1. Понравилась ли тебе повесть Г.Троепольского, и чем она привлекла твоё внимание?
  2. Кого ты назовёшь главным действующим персонажем произведения?
  3. Какие черты характера Бима ты можешь назвать?
  4. Как ты думаешь, Бим родился с таким характером или он был воспитан у него?
  5. Кто воспитал Бима?
  6. Встречал ли ты в жизни собаку или другое животное, подобное Биму?
  7. Есть ли у тебя и твоих товарищей собака, кошка или другое животное, и как ты к ним относишься?
  8. В чём выражается твоя любовь и забота о друге? Расскажи об этом.
  9. Кого в повести ты поставишь рядом с Иваном Ивановичем по его отношению к жизни и к Биму?
  10. Понравились ли тебе в повести Толик и Алёша и чем?
  11. Кого ты назовёшь из недругов Бима, встретившихся ему во время поисков хозяина?
  12. Кто тебе из них кажется наиболее опасным: Тётка, Серый или кто-нибудь другой? Почему?
  13. Встречал ли ты в жизни людей, подобных недругам Бима? Расскажи о них.
  14. Права ли была учительница Анна Павловна, давшая классу задание написать сочинение на тему: “Я люблю животных” и в то же время не разрешившая Толику пойти на поиски Бима?
  15. Как описывает Г.Троепольский природу, и какую роль она играет в жизни Бима?
  16. Некоторые читатели заявляют, что повесть ничему хорошему школьников не учит. Согласен ли ты с таким утверждением?
  17. Какие произведения, посвящённые животным, ты можешь назвать ещё? О чём в них говорят писатели?
  18. Смотрел ли ты фильм по повести Г.Троепольского? Что сильнее подействовало на тебя – повесть или фильм?
  19. Один из родителей заявил, что ставить такие фильмы и показывать их не следует: дочь плакала на протяжении всей демонстрации фильма. Согласен ли ты с тем, что такие фильмы не нужны?
  20. Каким должен быть человек, какие качества в себе нужно воспитывать?

Ход дискуссии

Оформление

а) плакат “Всем, что есть во мне, я обязан книгам”

б) эпиграфы “Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель, а для  того, чтобы стать хорошими людьми”.  Аристотель

“В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой, пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе”. Ф.Бэкон

в) книжная выставка, посвящённая животным;

г) иллюстрации картин Васнецова, Венецианова, Грекова;

д) стенд “Мы рисуем”

е) музыкальное оформление (первая часть 5-й симфонии П.И.Чайковского)

I. Вступительное слово учителя

– Сегодня на уроке мы встретимся с интересным современным писателем Гавриилом Николаевичем Троепольским. Давайте послушаем рассказ о жизни писателя, о его творческой судьбе. Слово предоставляется библиотекарю нашей школы. (Приложение1)

II. Выступление ученика с индивидуальным заданием

Г.Н.Троепольский посвятил свою повесть “Белый Бим Чёрное ухо” Александру Трифоновичу Твардовскому, который как-то посоветовал ему: “Напиши что-нибудь про охоту, вы же так хорошо о ней рассказываете”. И писателем была написана повесть о четвероногом друге, о его одиночестве и верности. После выхода в свет повесть сразу же привлекла к себе внимание критики и читателей, особенно школьников. Автору была присуждена Государственная премия. Это произведение стало популярным и в других странах: Польше, Венгрии, ФРГ, Японии, в государствах африканского континента. Очень быстро всему миру стала известна книга о Белом Биме. Уже не одно поколение юных читателей вошло в жизнь, неся в душе образ Белого Бима.

III. Краткий рассказ ученика о содержании повести “Белый Бим Чёрное ухо”

сопровождается демонстрацией фотографий на слайдах. (Приложение 2)

Слайды 9, 10

IV. Перейдём к обсуждению повести

сопровождается демонстрацией фотографий на слайдах. (Приложение 2)

Слайды с 11 по 20

  1. Расскажите, как рос Бим, как он воспитывался, почему хозяина беспокоила судьба собаки.
  2. Кто был его хозяином и как он относился к Биму? Каким человеком был журналист Иван Иванович?
  3. Кто главный герой повести?
  4. О каких чертах Бима вы можете рассказать?
  5. Как вы думаете, Бим родился с таким характером или был воспитан?
    – Часто в жизни бывает так, что мальчик или девочка долго просят родителей купить собаку. С радостью и удовольствием занимаются щенками первое время, а потом всё это надоедает, и вся забота ложится на плечи взрослых.
  6. На примере Ивана Ивановича докажите, что для воспитания Бима хозяин приложил много труда, терпения, заботы, прежде чем вырастил умную собаку.
    – Собаки и кошки любят человека, доверяют ему или страдают от его равнодушия и чёрствости. Как часто на оставленных на зиму дачах , на улицах города мы видим брошенных хозяевами собак и кошек из-за того, что надобность в них отпала, что они просто стали не нужны им.
  7. О каких качествах души таких людей можно говорить? (о равнодушии, черствости, жестокости…)
  8. Кто же проявил заботу о Биме, когда его хозяина увезли в больницу?
  9. Расскажите о друзьях Бима, о Толике и Алёше. Зачитайте эпизоды, повествующие об их заботе о собаке. А как бы вы повели себя на их месте?
  10. Но Г.Н. Троепольский рисует и целую галерею врагов Бима, людей жестоких, эгоистичных, равнодушных ко всему, что не касается их личных интересов. Расскажите об этих людях, зачитывая эпизоды, характеризующие их отношение к Биму.
  11. “Толстый-претолстый человек с мясистыми отвисшими губами, холёная бабёнка” – родители Толика. Все они вызывают у читателей неприязнь за их жестокость, глухую вражду к собаке. Особенно отталкивающие по своему ледяному сердцу это Тётка и Серый. Давайте, опираясь на текст, зачитывая эпизоды повести, разберёмся, кто же из них наиболее страшен.
  12. Да, гораздо опаснее из всех недругов Бима Серый; он маскируется, не показывает открыто свою жестокость, а оставшись наедине с Бимом, “этот коллекционер собачьих знаков” проявляет своё подлинное лицо.
    – Не приходилось ли вам, ребята, уже встречать в жизни людей типа Серого, с их жестоким отношением к животным?
  13. Права ли была Анна Павловна в случае с Бимом? Её формальное равнодушное отношение к воспитанию, к своей работе оттолкнули от неё Толика. Прочитайте главу о школьном уроке.
  14. Как описывает Троепольский природу, и какую роль природа играет в жизни Бима? Роль природы в повести всем своим произведением раскрывает проблему природы и человека, их взаимосвязь. Природа важна для раскрытия характера, поступков действующих персонажей, герои повести как бы проверяются природой. Ведь только хороший человек любит природу, относится к ней бережно, охраняет её. Плохой человек, как правило, к природе равнодушен.
  15. Искренно, убедительно ли написал автор свою повесть о собаке, о её одиночестве и верности? Учит ли повесть хорошему?
    – В газете “Советская культура” была помещена статья, посвящённая этой повести, в ней писалось следующее: “Повесть Г.Н.Троепольского воспитывает у детей чувство гуманизма, ибо любовь и уважение к людям неразрывно связаны с хорошим отношением к животным, к природе. Ведь гуманизм и жестокость несовместимы”.
  16. Какой же вывод мы делаем, прочитав эту повесть?
    Вывод: Животные любят человека и преданы ему. А мы? “Как мы относимся к “братьям нашим меньшим”?
  17. Какой след оставил Бим на земле?
    Толик и Алёша стали друзьями.
    Младший Иван бросил работу собачника.
    И другие люди, встречаясь с Бимом, становились чище, богаче душой.
    Цитаты о Биме (написаны на доске)
    – “Бим вошёл в мою жизнь. Чем же он взял? Добротой, безграничным доверием и лаской…”
    – “Друзья всё больше понимали друг друга, любили и жили на равных – человек и собака”.
    – “Эх, если бы Бим был человеком?”
    – “Бим плакал первый раз в жизни. Это были слёзы надежды, счастливые слёзы”.
    – “Скучно сторожу, а тут – живое существо смотрит на него изумлённым, человеческим, измученным, откровенно страдающим взглядом”.
  18. Какие чувства вызвала у вас повесть?
    – Когда вспоминаешь всех маленьких героев этого произведения, то в воображении возникает образ трогательного, чистого, верного, беззащитного до поры существа, жизнь которого закончилась трагически. Ему противостоит образ злобного, жадного, равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности. Но всё-таки в нашей жизни больше добрых, отзывчивых, милосердных людей, заботящихся о своих братьях меньших. Вспомним слова из произведения Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Мы в ответе за тех, кого приручили”.

V.Систематизация имеющихся знаний у учащихся по теме “Человек и животное”

– Вспомните произведения, героями которых являются собаки.

А.П.Чехов “Каштанка”, “Белолобый”, Л.Андреев “Кусака”, Джек Лондон “Белый клык”.

– Что объединяет эти произведения? Дружба собаки и человека.

VI. У многих из вас есть верные друзья – животные. Расскажите о них.

VII. А сейчас посмотрим, как изобразили своих любимых питомцев наши ребята.

Берегите друг друга, добротой согревайте.

Берегите друг друга, обижать не давайте.

Берегите друг друга суету позабудьте

И в минуту досуга рядом с другом побудьте.

– Подумайте, ребята, почему именно этот эпиграф выбран к вашим рисункам? Соответствует ли он теме нашего разговора?

VIII. Звучит первая часть 5-й симфонии П.И.Чайковского

Дети читают стихотворения Сергея Есенина “Песнь о собаке”, “Собаке Качалова”.

IХ. Заключительное слово учителя

– С 1 января 1981 года в нашей стране начал действовать закон “Об охране и использовании животного мира”, первый такой закон в истории человечества. Мы любим и ценим животных не только за их полезные действия, но и как вообще всё живое, как часть окружающей нас природы, а значит и часть нашей жизни. Ведь животные – это часть жизни человека, и их исчезновение обеднит её. Человек ответственен за судьбу “братьев меньших”, отношение к животным характеризует внутренний мир человека и влияет на формирование этого мира. Ведь подлинная красота – это внутренняя. Любого человека во все времена и у всех народов и народностей красят такие качества, как доброта, честность, отзывчивость, человечность, сострадание, забота, скромность, трудолюбие.

Приложение 1

Приложение 2