Цели:
Рассмотреть взаимоотношения между людьми и “братьями нашими меньшими”.
На богатом материале урока воспитывать в учениках чувства гуманности, справедливости, активной жизненной позиции, сопричастности всему происходящему.
Пробудить интерес к творчеству писателя.
Формировать навык выразительного чтения.
Развивать монологическую речь учащихся.
До урока прочитать повесть и подумать над следующими вопросами:
- Понравилась ли тебе повесть Г.Троепольского, и чем она привлекла твоё внимание?
- Кого ты назовёшь главным действующим персонажем произведения?
- Какие черты характера Бима ты можешь назвать?
- Как ты думаешь, Бим родился с таким характером или он был воспитан у него?
- Кто воспитал Бима?
- Встречал ли ты в жизни собаку или другое животное, подобное Биму?
- Есть ли у тебя и твоих товарищей собака, кошка или другое животное, и как ты к ним относишься?
- В чём выражается твоя любовь и забота о друге? Расскажи об этом.
- Кого в повести ты поставишь рядом с Иваном Ивановичем по его отношению к жизни и к Биму?
- Понравились ли тебе в повести Толик и Алёша и чем?
- Кого ты назовёшь из недругов Бима, встретившихся ему во время поисков хозяина?
- Кто тебе из них кажется наиболее опасным: Тётка, Серый или кто-нибудь другой? Почему?
- Встречал ли ты в жизни людей, подобных недругам Бима? Расскажи о них.
- Права ли была учительница Анна Павловна, давшая классу задание написать сочинение на тему: “Я люблю животных” и в то же время не разрешившая Толику пойти на поиски Бима?
- Как описывает Г.Троепольский природу, и какую роль она играет в жизни Бима?
- Некоторые читатели заявляют, что повесть ничему хорошему школьников не учит. Согласен ли ты с таким утверждением?
- Какие произведения, посвящённые животным, ты можешь назвать ещё? О чём в них говорят писатели?
- Смотрел ли ты фильм по повести Г.Троепольского? Что сильнее подействовало на тебя – повесть или фильм?
- Один из родителей заявил, что ставить такие фильмы и показывать их не следует: дочь плакала на протяжении всей демонстрации фильма. Согласен ли ты с тем, что такие фильмы не нужны?
- Каким должен быть человек, какие качества в себе нужно воспитывать?
Ход дискуссии
Оформление
а) плакат “Всем, что есть во мне, я обязан книгам”
б) эпиграфы “Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми”. Аристотель
“В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой, пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе”. Ф.Бэкон
в) книжная выставка, посвящённая животным;
г) иллюстрации картин Васнецова, Венецианова, Грекова;
д) стенд “Мы рисуем”
е) музыкальное оформление (первая часть 5-й симфонии П.И.Чайковского)
I. Вступительное слово учителя
– Сегодня на уроке мы встретимся с интересным современным писателем Гавриилом Николаевичем Троепольским. Давайте послушаем рассказ о жизни писателя, о его творческой судьбе. Слово предоставляется библиотекарю нашей школы. (Приложение1)
II. Выступление ученика с индивидуальным заданием
Г.Н.Троепольский посвятил свою повесть “Белый Бим Чёрное ухо” Александру Трифоновичу Твардовскому, который как-то посоветовал ему: “Напиши что-нибудь про охоту, вы же так хорошо о ней рассказываете”. И писателем была написана повесть о четвероногом друге, о его одиночестве и верности. После выхода в свет повесть сразу же привлекла к себе внимание критики и читателей, особенно школьников. Автору была присуждена Государственная премия. Это произведение стало популярным и в других странах: Польше, Венгрии, ФРГ, Японии, в государствах африканского континента. Очень быстро всему миру стала известна книга о Белом Биме. Уже не одно поколение юных читателей вошло в жизнь, неся в душе образ Белого Бима.
III. Краткий рассказ ученика о содержании повести “Белый Бим Чёрное ухо”
сопровождается демонстрацией фотографий на слайдах. (Приложение 2)
Слайды 9, 10
IV. Перейдём к обсуждению повести
сопровождается демонстрацией фотографий на слайдах. (Приложение 2)
Слайды с 11 по 20
- Расскажите, как рос Бим, как он воспитывался, почему хозяина беспокоила судьба собаки.
- Кто был его хозяином и как он относился к Биму? Каким человеком был журналист Иван Иванович?
- Кто главный герой повести?
- О каких чертах Бима вы можете рассказать?
- Как вы думаете, Бим родился с таким характером
или был воспитан?
– Часто в жизни бывает так, что мальчик или девочка долго просят родителей купить собаку. С радостью и удовольствием занимаются щенками первое время, а потом всё это надоедает, и вся забота ложится на плечи взрослых. - На примере Ивана Ивановича докажите, что для
воспитания Бима хозяин приложил много труда,
терпения, заботы, прежде чем вырастил умную
собаку.
– Собаки и кошки любят человека, доверяют ему или страдают от его равнодушия и чёрствости. Как часто на оставленных на зиму дачах , на улицах города мы видим брошенных хозяевами собак и кошек из-за того, что надобность в них отпала, что они просто стали не нужны им. - О каких качествах души таких людей можно говорить? (о равнодушии, черствости, жестокости…)
- Кто же проявил заботу о Биме, когда его хозяина увезли в больницу?
- Расскажите о друзьях Бима, о Толике и Алёше. Зачитайте эпизоды, повествующие об их заботе о собаке. А как бы вы повели себя на их месте?
- Но Г.Н. Троепольский рисует и целую галерею врагов Бима, людей жестоких, эгоистичных, равнодушных ко всему, что не касается их личных интересов. Расскажите об этих людях, зачитывая эпизоды, характеризующие их отношение к Биму.
- “Толстый-претолстый человек с мясистыми отвисшими губами, холёная бабёнка” – родители Толика. Все они вызывают у читателей неприязнь за их жестокость, глухую вражду к собаке. Особенно отталкивающие по своему ледяному сердцу это Тётка и Серый. Давайте, опираясь на текст, зачитывая эпизоды повести, разберёмся, кто же из них наиболее страшен.
- Да, гораздо опаснее из всех недругов Бима Серый;
он маскируется, не показывает открыто свою
жестокость, а оставшись наедине с Бимом, “этот
коллекционер собачьих знаков” проявляет своё
подлинное лицо.
– Не приходилось ли вам, ребята, уже встречать в жизни людей типа Серого, с их жестоким отношением к животным? - Права ли была Анна Павловна в случае с Бимом? Её формальное равнодушное отношение к воспитанию, к своей работе оттолкнули от неё Толика. Прочитайте главу о школьном уроке.
- Как описывает Троепольский природу, и какую роль природа играет в жизни Бима? Роль природы в повести всем своим произведением раскрывает проблему природы и человека, их взаимосвязь. Природа важна для раскрытия характера, поступков действующих персонажей, герои повести как бы проверяются природой. Ведь только хороший человек любит природу, относится к ней бережно, охраняет её. Плохой человек, как правило, к природе равнодушен.
- Искренно, убедительно ли написал автор свою
повесть о собаке, о её одиночестве и верности?
Учит ли повесть хорошему?
– В газете “Советская культура” была помещена статья, посвящённая этой повести, в ней писалось следующее: “Повесть Г.Н.Троепольского воспитывает у детей чувство гуманизма, ибо любовь и уважение к людям неразрывно связаны с хорошим отношением к животным, к природе. Ведь гуманизм и жестокость несовместимы”. - Какой же вывод мы делаем, прочитав эту повесть?
Вывод: Животные любят человека и преданы ему. А мы? “Как мы относимся к “братьям нашим меньшим”? - Какой след оставил Бим на земле?
Толик и Алёша стали друзьями.
Младший Иван бросил работу собачника.
И другие люди, встречаясь с Бимом, становились чище, богаче душой.
Цитаты о Биме (написаны на доске)
– “Бим вошёл в мою жизнь. Чем же он взял? Добротой, безграничным доверием и лаской…”
– “Друзья всё больше понимали друг друга, любили и жили на равных – человек и собака”.
– “Эх, если бы Бим был человеком?”
– “Бим плакал первый раз в жизни. Это были слёзы надежды, счастливые слёзы”.
– “Скучно сторожу, а тут – живое существо смотрит на него изумлённым, человеческим, измученным, откровенно страдающим взглядом”. - Какие чувства вызвала у вас повесть?
– Когда вспоминаешь всех маленьких героев этого произведения, то в воображении возникает образ трогательного, чистого, верного, беззащитного до поры существа, жизнь которого закончилась трагически. Ему противостоит образ злобного, жадного, равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности. Но всё-таки в нашей жизни больше добрых, отзывчивых, милосердных людей, заботящихся о своих братьях меньших. Вспомним слова из произведения Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Мы в ответе за тех, кого приручили”.
V.Систематизация имеющихся знаний у учащихся по теме “Человек и животное”
– Вспомните произведения, героями которых являются собаки.
А.П.Чехов “Каштанка”, “Белолобый”, Л.Андреев “Кусака”, Джек Лондон “Белый клык”.
– Что объединяет эти произведения? Дружба собаки и человека.
VI. У многих из вас есть верные друзья – животные. Расскажите о них.
VII. А сейчас посмотрим, как изобразили своих любимых питомцев наши ребята.
Берегите друг друга, добротой согревайте.
Берегите друг друга, обижать не давайте.
Берегите друг друга суету позабудьте
И в минуту досуга рядом с другом побудьте.
– Подумайте, ребята, почему именно этот эпиграф выбран к вашим рисункам? Соответствует ли он теме нашего разговора?
VIII. Звучит первая часть 5-й симфонии П.И.Чайковского
Дети читают стихотворения Сергея Есенина “Песнь о собаке”, “Собаке Качалова”.
IХ. Заключительное слово учителя
– С 1 января 1981 года в нашей стране начал действовать закон “Об охране и использовании животного мира”, первый такой закон в истории человечества. Мы любим и ценим животных не только за их полезные действия, но и как вообще всё живое, как часть окружающей нас природы, а значит и часть нашей жизни. Ведь животные – это часть жизни человека, и их исчезновение обеднит её. Человек ответственен за судьбу “братьев меньших”, отношение к животным характеризует внутренний мир человека и влияет на формирование этого мира. Ведь подлинная красота – это внутренняя. Любого человека во все времена и у всех народов и народностей красят такие качества, как доброта, честность, отзывчивость, человечность, сострадание, забота, скромность, трудолюбие.