Читательская конференция по повести К.Г. Паустовского "Золотая роза" проводилось в школе в рамках международного фестиваля "БиблиОбраз".
Целью конференции явилось привлечение внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.
Основные задачи:
- развитие у учащихся мотивации к чтению;
- воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся;
- развитие культуры устной и письменной речи;
- формирование у детей и взрослых потребности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге;
- позиционирование школьной библиотеки как интеллектуального и информационно-досугового центра школы;
- консолидация усилий классного коллектива, родителей, представителей школьной администрации для поддержки школьной библиотеки и популяризации чтения.
Оборудование:
- портрет К. Г. Паустовского;
- повесть "Золотая роза";
- иллюстрации ребят к повести;
- иллюстрация обложки книги;
- репродукции картин художников-импрессионистов.
Члены жюри: школьный психолог, социальный педагог, ведущий библиотекарь, родители.
Гости: учащиеся восьмых - десятых классов, заведующий учебной частью по науке, заведующий учебной частью по воспитательной работе, учителя, родители.
Подготовительная работа.
При содействии ведущего библиотекаря школы, Мекта Л. С., была выбрана форма мероприятия, книга для обсуждения, тема конференции.
Были сформированы творческие группы. Группа "Исследователи" (Поручиков Вячеслав, Бочкарёва Елена, Зверев Захар) собрала материал и подготовила презентации биографии писателя и путешествия по музею К. Г. Паустовского.
Группа "Связи с общественностью" (Швец Настя, Поручиков Вячеслав, Струкова Анастасия) при содействии учителя ИЗО подготовила афишу, плакат с фотоматериалом о ходе подготовки конференции, приглашения.
Группа "Театр" (Кравченко Максим, Самылина Настя, Зверев Захар) подготовила инсценировку фрагмента из рассказа "Золотая пыль".
Группа "Сценаристы" (Колесник Ксения, Кравченко Максим) совместно с учителем разработала сценарий конференции.
Знакомство с правилами проведения читательской конференции.
Этапы конференции.
Слово учителя.
Дорогие ребята, уважаемые гости, фестиваль "БиблиОбраз" проводится каждые два года. В 2003 году состоялся первый фестиваль, посвященный школьной библиотеке. Он имел общероссийский статус, но в его работе активное участие принимали также писатели из Великобритании, Болгарии, США и Польши. "БиблиОбраз 2005" стал международным фестивалем, в котором участвовали 11 стран. К участию в фестивале "БиблиОбраз 2007" были приглашены 20 стран. Этот фестиваль направлен на поддержку и развитие школьных библиотек, на формирование у читателя в возрасте от 10 до 17 лет интереса к чтению и книге. Место проведения фестиваля: Центральный выставочный зал "Манеж" по адресу: Москва, Манежная площадь, д. 1. В рамках международного фестиваля "БиблиОбраз" в образовательных учреждениях проводится комплекс мероприятий, среди которых и наша читательская конференция. Надеюсь, что она никого не оставит равнодушным. А теперь слово предоставляю ведущим.
1-й ведущий - Максим.
2-й - Ксюша.
1-ый ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы хотим представить Вам повесть К. Г. Паустовского "Золотая роза". Мы выбрали эту повесть, во-первых, потому что нас привлекло название, затем, когда мы прочитали аннотацию к ней, нас заинтриговало содержание, ведь это не простая книга, а книга о книгах, книга о творчестве и о творческих личностях, очень сложная книга. А мы любим преодолевать трудности.
2-й ведущий. Мы постараемся раскрыть её художественные достоинства, заинтриговать вас, чтобы каждый из присутствующих захотел прочитать эту замечательную книгу, чтобы она заняла по достоинству почётное место на "Золотой полке" школы и вашей семьи.
1-й ведущий. Программа конференции у всех на столах. Сначала мы хотим познакомить вас с автором повести, поэтому первыми выступят Поручиков Вячеслав и Зверев Захар с презентацией биографии и творческого пути писателя. Ребята подготовили рассказ об основных этапах жизненного и творческого пути писателя. Сообщение сопровождалось показом слайдов с фотографиями писателя, в том числе тех, которые не известны многим читателям.
2-й ведущий. А теперь Л. Бочкарёва поведет нас на экскурсию в музей К. Г. Паустовского. Презентация "Путешествие по музею К. Г. Паустовского".
Лена Б. подготовила интересный рассказ о литературном музее-центре К. Г. Паустовского. Она рассказала об удивительной судьбе здания, в котором находится музей. Это строение находится в Москве, в бывшей усадьбе князя С. М. Голицына. Он выписал из Германии ботаника для работы в саду и оранжерее и построил для него дом. Именно о таком доме и мечтал писатель: ":обязательно деревянный, небольшой, уютный, окружённый садом". Все сидящие в зале вслед за Леной проходят в дом писателя, видят на стенах портреты, уникальные фотографии мамы, сестры писателя. Особое место занимает фотография бабушки, с которой он дружил и любил её больше, чем всех своих родных. Читают письмо И. Бунина, в котором он восхищается рассказами Паустовского. И - последний портрет. Суровый, требовательный взгляд сквозь стёкла очков. Взгляд-напоминание, завет: "Мы жили на этой земле. Не отдавайте её в руки опустошителей, пошляков и невежд".
Представление любимой главы повести
1-ый ведущий. Мы все читали книгу "Золотая роза". Она состоит их отдельных глав, которые являются самостоятельными рассказами, но их объединяет одна тема - тема творчества. Каждый из нас индивидуален, у каждого есть свои любимые страницы повести. Следующие участники конференции выступят с представлением любимого рассказа. Последовательность указана в программе.
Несмотря на примерный план представления глав, выступления были совершенно разными. Настю С. как творческую натуру увлёк сюжет главы "Первый рассказ" своей романтической и трагической любовью, своим необычным композиционным приёмом рассказа в рассказе. В нём автор поведал о своём первом литературном опыте, рассказал о своей первой неудаче, о её причинах, как бы предостерегая будущих писателей от возможных ошибок.
Маша Б. подготовила своё выступление в виде презентации по рассказу "Надпись на валуне", в котором представила на обозрение слушателей картины художников-импрессионистов, судьба которых сродни судьбе голландского писателя Эдуарда Деккера. Они все жили и боролись, как могли, но "преодолели море". Море непонимания и непризнания при жизни. На экране сменялись одна за другой яркие, полные радости и счастья картины Врубеля, Борисова-Мусатова, Гогена, Ван-Гога. Ничего в них не напоминало о трудной, полной лишения жизни великих художников. Вот у кого надо учиться жить, таков вывод Маши.
Настя Ш. рассказала нам о том, что, оказывается, герои частенько не повинуются своим создателям, то есть писателям, что в процессе работы над рассказом, многие герои ведут себя совсем не так, как писатели планировали. Например, кто-то из гостей Л. Н. Толстого обвинил его в том, что он жестоко поступил с А. Карениной, заставив её броситься под поезд. Толстой улыбнулся и сказал, что это напоминает ему случай с Пушкиным. Он сказал какому-то приятелю: "Представь, какую штуку удрала со мной Татьяна. Она замуж вышла. Этого я никак не ожидал от неё". То же самое Толстой мог бы сказать и о своей Анне Карениной. По словам Насти и К. Г. Паустовского, произведение и, следовательно, герои по-настоящему, со всей силой, начинают жить в сознании писателя только в процессе работы над ними ("Рассказ "Бунт героев").
Ксюша К. из рассказа "Случай в магазине Альшванга" вынесла очень многое, но самое главное - какую огромную роль в организации всего повествования имеют знаки препинания. Без них рассказ превращается в бессмыслицу.
В. Гаспаряна больше привлёк словесный материал рассказа "Алмазный язык". Его рассказ приведём подробнее.
"Алмазный язык".
Меня поразил отрывок из рассказа "Алмазный язык", где Паустовский рассказывает о дожде. С ним связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко без времени, голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными прядями - всё это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его должно быть приносит оттуда, где дожди уже пролились. Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово крапать хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах. Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы. Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково - дождиком. "Дождик собрался", "дождик припустил", "дождик траву обмывает".
Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления и как это помогает писателю безошибочно им пользоваться. Чем, например, отличается спорый дождь от грибного? Слово спорый означает быстрый скорый. Спорый дождь льется отвесно сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая капля его выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает, и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг. При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. После него начинают лезть грибы - липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: "Царевна плачет". Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами, как не царевне!
Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков - от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной тубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.
Всё это только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.
А в рассказе "Алмазный язык" К. Г. Паустовский пишет о множестве слов русского языка, которым он раньше не придавал значения, а в одно лето они для него открылись во всем звучании и красоте. Поистине у нас язык алмазный, состоящий из драгоценных сверкающих бриллиантов!
Это сообщение было интересно тем, что текст крупным шрифтом проецировался на экране, и слушатели могли увидеть эти "алмазные слова", которым и они, может быть до сих пор не придавали никогда особого значения.
Многие из нас читали рассказ Паустовского "Телеграмма", но никто, по крайней мере, из присутствующих в зале, как потом выяснилось, не знал, что у главной героини был прототип, это была знакомая К. Г. Паустовского, очень интересная женщина с удивительной судьбой. Свой рассказ Оксана Скаковская сопровождала показом слайдов с картинами А. Костовского "Клавдия Осиповна", В. Попкова "Октябрь", И. Глазунова "Горы" и закончила очень простыми, но важными словами, которые затронули каждого: "Мы никогда не должны забывать своих родных и близких и в первую очередь - родителей, об этом очень просто сказал в этом рассказе К.Г. Паустовский и поэт В. Берестов в своем стихотворении: /Любили тебя без особых причин./ За то, что ты - ты внук, / За то, что ты - сын, / За то, что малыш, / За то, что растёшь,/За то, что на маму и папу похож. / И эта любовь до конца твоих дней / Останется тайной опорой твоей:/ Никогда не надо забывать об этом, иначе мы потеряем опору в жизни".
Настя Карамсакова, представляя рассказ "Старик в станционном буфете", вызвала настоящий спор. Разговор зашёл о взаимопонимании, милосердии, совести, о гордости и человеческом достоинстве. Рассказ очень маленький, но произвёл большое впечатление на ребят. Почему? Что помогло писателю вызвать бурю негодования в ответ на слова молодых людей? Почему мы прониклись такой любовью и состраданием к маленькой собачке и старику? В споре выясняется истина. Истиной на этот раз оказалось мастерство писателя, а именно умелое использование деталей. Если бы не ряд подробностей (красные затылки молодых людей, передние лапки собачки, которые касались мокрого живота, когда они опускались от усталости, мусор, прилипший к мелким монетам, а самое главное - когда Пети подошла к старику и села, поджав хвост, даже не взглянув на колбасу), рассказ не имел бы такой резонанс. Ребята с увлечением искали в памяти детали и спорили, доказывая свою правоту.
Но самое большое количество баллов набрал рассказ "Золотая пыль". Его назвали самым интересным почти все. Завязалась дискуссия. Художественный пересказ подготовила Юлия П.
Викторину "КВН" провела Ксения К., Настя Елизарова подготовила сообщение "Цветовая семантика рассказа "Золотая пыль". (Приведём фрагмент выступления, так как он интересен в плане анализа).
Цветовая семантика рассказа "Золотая роза".
1. Рассказ начинается с описания окраин Парижа, где жил Шамет: старый крепостной вал, на котором ютились лачуги нищих, но этот крепостной вал был покрыт цветущими кустами жимолости и боярышника. Цветовых эпитетов нет, но эти кустарники цветут очень пышно белыми и желтыми цветами. Можно себе представить эту красоту! Но тут же задумываешься: нищие лачуги и красота окружающей природы. Вывод напрашивается один: писатель хотел показать отсутствие гармонии в мире.
2. Во время возвращения Шамета во Францию над океаном дымилась жара. Возникает ассоциация с желтым мутноватым цветом. Чистый светлый желтый цвет - это цвет солнца, золота, символизирует тепло, богатство, достаток, а этот - подавляет психику, выражает стрессовое состояние. Поэтому девочка всё время молчала. Даже на рыб, вылетавших их воды, она смотрела, не улыбаясь.
3. Следующая встреча с цветовой семантикой происходит, когда у Шамета возникло смутное воспоминание, об увиденной в доме у старой рыбачки грубой золотой розе, выкованной из почернелого золота. Она поблескивала, хотя за окнами не было солнца, и мрачный шторм шумел над проливом. Все удивлялись, что старуха не продает свою драгоценность, одна только мать Шамета знала, что продавать розу грех, потому что её "подарил на счастье" возлюбленный, когда старуха была еще смешливой девушкой. Поэтому золото сейчас не горит огнем, а только поблескивает в темноте, напоминая старухе о счастье. Все, у кого такая роза есть, будут счастливы и даже те, кто к ней прикоснется. Мы видим, что предсказание сбывается.
4. Метафора "океан горит огнем " из рассказа Шамета заставляет нас вместе с Сюзанной увидеть океан, охваченный пламенем заходящего солнца, увидеть сказочно-богатую красоту востока, понять, что Шамет был поэтом в душе, что он хотел согреть своим теплом девочку.
5. Тетю Сюзанны Паустовский одел в платье, украшенном черным стеклярусом. Она вся была, как цирковая змея, вдобавок у неё "поджатый желтый рот". Поэтому девочка прижалась к выгоревшей шинели Шамета.
6. Запомнилась нам всем синяя измятая лента из косы Сюзанны, которая пахла фиалками. Этот цвет символизирует и чистоту и непорочность небес, и полнокровную жизнь, а у некоторых писателей он ассоциируется с разлукой, как у А. Блока в стихотворении "Незнакомка". Мне не кажется, что именно это значение имеет здесь синий цвет.
7. Далее мы видим, что дни у Шамета сливались в "желтую муть". Цвет говорит сам за себя. Тяжело было Шамету и безысходно.
8. И рядом опять возникает перед внутренним взором Шамета, как розовое облачко, старенькое платьице Сюзанны. От него пахло весенней свежестью, как будто, его тоже держали в корзине с фиалками.
9. Когда Шамет встретил Сюзанну на парапете, был туманный рассвет. Не ясный, солнечный. Сразу слово настораживает: тусклый, неяркий свет. Грустно и неспокойно становится на душе. Она была одета в сиреневое платье с черными кружевами. Это тоже символично: она собиралась броситься с моста, эти цвета подчеркивают душевное беспокойство, подавленность, горе.
10. Опять мы встречаемся со словом "золото", когда Шамет собирает ювелирную пыль. Да, пока это золото перемешано с грязью, но в конце рассказа из нее выковывают золотую розу, красивую и нежную, которую он собирался подарить Сюзане, чтобы она была счастлива. Это была тончайшая роза и рядом с ней, на одной ветке, маленький острый бутон.
11. Но кому нужен старый нищий с серым лицом и пронзительными глазами?
12. И все его ожидание легкой встречи с Сюзанной превратилось непонятным образом в железный заржавленный осколок. Заржавленный осколок: он чёрного цвета, покрытый бурой накипью. Этот цвет символизирует горе, страх и смерть.
13. Не стало Шамета, он так и не увидел Сюзанну, не подарил ей золотую розу, но её купил старый литератор, которому ювелир рассказал эту историю, и мы смогли ее прочитать. Стало быть, история Сюзанны не прошла незамеченной. Мы, современные читатели, благодаря ей тоже прикоснулись к "золотой розе", к красоте, к творчеству.
Инсценировка фрагмента из рассказа "Золотая пыль":
"Прощание Сюзанны с Шаметом"
2-й ведущий. А теперь исследовательская группа "Театр" покажет инсценировку фрагмента из рассказа "Золотая пыль": "Прощание Сюзанны с Шаметом".
Конкурс иллюстраций к книге
1-й ведущий. Слово художникам-оформителям. Защита рисунков.
(Ребята рассказывали об идее рисунка, о работе над ним, о предназначении иллюстрации).
Беседа по вопросам
Учитель. Ребята, по тишине в зале, по вашим глазам я поняла, что книга произвела на вас хорошее впечатление. Теперь подведём итоги.
- Что представляла собой роза Шамета?
(Она была выкована ювелирной пыли, которую с великим трудом собрал Шамет. Он думал, что она принесёт Сюзане счастье. Это была тончайшая роза и рядом с ней, на одной ветке, маленький острый бутон - Сюзи и Щамет).
- Почему роза оказалась у пожилого литератора, ведь он, по мнению ювелира, был недостаточно богат, чтобы иметь такую драгоценную вещь?
(Видимо, решающую роль при покупке сыграла история золотой розы, рассказанная ювелиром литератору).
- Почему рассказ заканчивается размышлениями литератора?
(В финале литератор как будто подводит итог всей книге, говорит о том, что писатели, подобны Шамету, который из миллионов золотых песчинок сковал розу для счастья Сюзанны. Они из миллионов крупинок жизненных ситуаций, брошенных невзначай взглядов, незаметных движений человеческого сердца, летучего пуха тополя или огня звезды в ночной луже куют живой поток литературы).
- А теперь прочитайте ещё раз последний абзац рассказа. Какие вопросы ставит писатель в этом произведении?
(Вопрос об истинном смысле жизни, вопрос о творчестве и творце, о жизни-подвиге ради создания свой "золотой розы").
Подведение итогов.
2-й ведущий: Слово жюри.
Члены жюри прокомментировали выступления всех ребят, отметили хороший уровень подготовки, наибольшее количество баллов присудили О. Скаковской
(презентация, хорошая речь, правильный вывод), Славе Поручикову (участие в подготовке, оформлении, оригинальность), Ксюше Колесниковой (участие в подготовке, грамотная выразительная речь) и Максиму Кравченко (участие в обсуждении, хорошая грамотная речь и лучшее исполнение роли).
Рефлексия.
Конференция вызвала большой интерес у школьников и взрослых, дала интересный материал для педагогического наблюдения и анализа, для мониторинга читательского интереса, вызвала исследовательский интерес, способствовала раскрытию творческого потенциала ребят, способствовала созданию "золотой полки" класса и семьи.