Современное литературное образование в средней школе предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В связи с этим в преподавании литературы важное значение приобретает коммуникативно-деятельностный подход, предусматривающий переход от репродуктивной к продуктивной деятельности при взаимодействии предметов гуманитарного и эстетического циклов. Интегрированное обучение повышает познавательную активность обучающихся, формирует целостное представление о мире, способствует приобретению опыта познания и самопознания в процессе деятельности.
Одним из эффективных средств формирования
читательского интереса у обучающихся 5-9 классов
можно назвать читательскую конференцию, во время
подготовки и проведения которой
осуществляется интеграция таких дисциплин, как
литература, русский язык, изобразительное
искусство. Интегрированный подход к изучению
литературного произведения позволяет наиболее
полно понять авторский замысел, представить
художественные образы, передать впечатления от
прочитанного, осуществить связь когнитивной
(мыслительной) и эмоциональной деятельности.
Читательская конференция невозможна без
исследовательской работы, без систематизации
материала, без формулирования собственного
мнения о прочитанном, что позволяет повысить
мотивацию обучения, максимально реализовать
способности, возможности и интересы каждого
ученика.
В течение 2010-2011 учебного года в МОУ «Лицей № 11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы» проводилась исследовательская работа по изучению формирования читательской компетентности у обучающихся пятых классов. Практическая значимость исследования заключается в том, что определены основные методические подходы к формированию читательской компетентности, которые можно активно использовать и совершенствовать в дальнейшей работе. Одним из таких подходов можно считать читательскую конференцию по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Цели читательской конференции:
- расширить и углубить представление обучающихся о русском человеке, верном своему воинскому и гражданскому долгу, о носителе лучших черт русского национального характера;
- раскрыть сложные взаимоотношения между людьми, показать поведение человека в трудную минуту, когда от него требуется предельная собранность, принятие верного решения, когда полностью проявляется его характер, душевная чистота и моральная стойкость;
- обратить внимание на особенности языка произведения;
- воспитывать обучающихся «силою образов и увлекательностью повествования».
Предварительные задания:
- подготовить ответы на «Вопросы для обсуждения»;
- нарисовать иллюстрации к рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»;
- подготовить выразительное чтение понравившихся эпизодов из произведения;
- работа с родителями: помните ли Вы, какое впечатление на Вас произвел рассказ, когда Вы читали его в школе? Изменилось ли это впечатление?
Оформление к уроку:
- иллюстрации обучающихся к рассказу
- тема урока: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник, или Повесть о том, как был в плену и сбежал из плена русский офицер».
- Портреты Л.Н. Толстого: Крамской И.Н. Портрет Л.Н. Толстого. 1873; Ге Н.Н. Портрет Л.Н. Толстого. 1884; фото Л.Н. Толстого 1849 и 1856 гг.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Вступительное слово
1. Слово учителя. В четвёртую книгу для чтения включил Л.Н. Толстой рассказ «Кавказский пленник». Он использовал в нём свой жизненный опыт службы в армии. В молодости Толстой служил на Кавказе, участвовал в русско-турецкой войне, оборонял Севастополь. Служба в армии сблизила графа Толстого с простыми русскими солдатами. Он уважал их за храбрость, за простую, непоказную готовность умереть за царя и Отечество, за большую душу.
2. Сообщение обучающегося об исторической основе рассказа.
II. Беседа
1. Варианты заглавия.
Вы, наверное, обратили внимание на то, что
рассказ имеет разные названия в первоначальной
редакции (это название на доске) и в варианте,
который у вас в книгах.
– Какое заглавие кажется вам более удачным?
Почему?
– Как вы понимаете, почему Толстой изменил
заглавие? Согласны ли вы с ним?
2. Вопросы общего плана.
– С какими чувствами читается рассказ?
Постоянны ли эти чувства?
– Какой эпизод хочется ещё раз перечитать вслух?
Почему?
Выразительное чтение обучающимися
понравившихся эпизодов из произведения.
– Зачем писатель разделил на главы свой
рассказ?
– Ощущается ли тревога с первых строк? Почему?
– Что можно сказать о фамилиях героев?
3. Вопросы для обсуждения (предварительно подготовленные дома)
- Что можно подумать о Костылине при первом о нём упоминании? Правильно ли первоначальное мнение? Как скоро мы в этом убеждаемся?
- При каких обстоятельствах Жилин попал плен?
- Почему Жилин решил выехать на гору?
- Что он требовал от Костылина?
- Как Костылин отнесся к требованию Жилина? Выполнил ли он данное обещание?
- Как вел себя Жилин при встрече с татарами? Какие его поступки говорят о смелости и решительности?
- Как Костылин поступил при виде татар?
- Как ведет себя Жилин в положении пленника? Какие его качества выявляются при этом?
- Татары часто о нем говорят: «Джигит урус». Как вы понимаете смысл этих слов?
- «Я тебя, Иван, полюбил, я тебя и выпускать бы не стал, кабы слова не дал». Как это характеризует хозяина?
- «Написали письма»... Почему Толстой не говорит, что в них? А вы как думаете?
- Почему Жилин написал неверный адрес? Почему он торговался?
- Как Жилин проводит в плену время? Как Костылин проводит время?
- Как характеризует Жилина то, что он хочет взять с собой Костылина?
- Как же относится Толстой к Костылину и нас учит относиться к людям?
- Как в ваших сердцах отозвалась история старика в чалме? Почему старик ненавидел русских?
- Почему Дина хочет помочь Жилину? Как характеризует ее автор? Какие изобразительно-выразительные средства использует при этом?
- В плену двое, почему писатель назвал рассказ «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?
III. Работа с иллюстрациями обучающихся к рассказу
Рассмотрите иллюстрации к рассказу ваших одноклассников и прокомментируйте их.
IV. Заслушивание отзывов родителей обучающихся «Какое впечатление произвел рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
V. Итоги конференции: альбом (презентация) с иллюстрациями и отзывами обучающихся о рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
Интегративный подход к изучению литературного произведения становится все более актуальным в связи с введением Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, предполагающих нацеленность образования на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе работы по подготовке и проведению читательской конференции происходит развитие общеучебных умений (формирование умений по работе с книгой, со справочной и популярной литературой, совершенствование навыков чтения), обогащение словарного запаса, развитие организаторских способностей (умение планировать работу, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль) и т.д.