Цели:
- развитие в детях эмоционально-чувствительного отношения к действительности;
- формирование личностного видения окружающего мира;
- отработка навыка выразительного чтения наизусть поэтического текста.
Задачи:
- способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения;
- добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;
- развивать эмоции и чувства детей;
- формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, и переживании мира;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
1. Аудиозаписи:
- П. Чайковский “Январь” (из цикла “Времена года”);
- Вивальди “ Зима” из цикла “Времена года”;
- Л. Моцарт “Катание на санях”.
2. Репродукции, иллюстрации с изображением зимней природы.
3. Компьютер (презентация).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Звучит музыка. (Вивальди “Зима”: Allegpo). Педагог читает стихотворение:
Не ветер бушует над бором.
Не с гор побежали ручьи,
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли.
Пушисты ли сосен вершины.
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет по деревьям, шагает,
Трещит по замерзлой воде.
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
- Здравствуйте, ребята! Вот так неожиданно, со стихов и музыки, мы начинаем наше занятие.
II. Подготовка к занятию.
- Изменилось ли настроение у вас после прослушивания музыки и стихотворения?
- Ответы детей.
- Скажите, какие картины возникли в вашем воображении?
- Ответы детей.
- Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)
- Ответы детей.
- Вы уже догадались, о каком времени года мы будем сегодня говорить? Тема нашего урока – “Поэзия русской зимней природы”. (Слайд 1). Я вас приглашаю в гости к зиме.
III. Беседа
- Любите ли вы зиму? Почему? Замечаете ли вы, как красиво зимой?!
- Ответы детей.
- Послушайте, как описывает зимний лес И. Соколов-Микитов: “Красив, чудесен зимний лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей…”
Как красиво, волшебно! Неправда ли?
Многие поэты и писатели восхищались красотой русской зимы и писали свои лучшие произведения об этом прекрасном времени года и называли её то ласково, то строго.
Давайте вспомним как? (Гостья, чародейка, волшебница, рукодельница; лиходейка, злюка и т. д.). А может быть, вспомните названия произведений о зиме и авторов?
- Ответы детей.
– Сегодня мы отправимся в мир поэзии. Что же такое поэзия? (Стихи)
- Какими средствами пользуются поэты и писатели для создания своих образов? (Сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись т.д.). Для чего эти средства авторы используют?
- Ответы детей.
- Каждый из вас к занятию выучил стихотворение о зиме. Сейчас мы проведём конкурс на лучшего чтеца и посмотрим, как вы научились правильно читать наизусть. А наши гости будут членами жюри. Именно они решат, кто же из вас сегодня будет лучшим чтецом и получит главный приз.
Но вначале проведём небольшую речевую разминку. Для чего её нужно проводить? (Работу по развитию четкости произношения начинается с упражнений, развивающих речевой аппарат).
IV. Речевая разминка.
1. Прочтите слова, чётко выговаривая звуки.
Снегом, забелело, пеленою, одело. (Карточки со словами раздать).
– Похожи ли эти слова на стихи? Почему? (Они складываются, оканчиваются одинаково)
– Это один из признаков стихотворений. Как он называется? (Рифма)
– Все ли слова мы произносим одинаково?
– А как этот признак называется в стихотворении? (Интонация)
2. Отгадайте загадку.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белолица, белокожа.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром… (Зима и 3 месяца)
– А сейчас попробуйте прочитать эту загадку, произнося её восторженно. (Какая чудесная зима!)
– А если её произнести с удивлением? (Зима прилетела?)
- Скажите, о чём нужно помнить при прочтении текста наизусть?
- Ответы детей. (Интонация, чёткость, громкость, тон и т.д.).
V. Чтение наизусть.
А сейчас мы послушаем несколько стихотворений о зиме.
- И. Суриков “Зима”.
- И. Бунин “Первый снег”.
- А. Фет “Чудная картина”
- А. С. Пушкин “Волшебница-зима”.
- Скажите, что вам больше всего понравилось в этих стихотворениях?
Спасибо всем ребятам за стихи, а мы пока прервёмся и поговорим о живописи и музыке.
VI. Просмотр презентации, прослушивание музыки (слайды 2-8).
- Наше сегодняшнее занятие посвящено удивительному, прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная: деревья в красивых зимних нарядах, белоснежным ковром покрыта земля и т.д.
Зима вдохновляла не только писателей и поэтов, но и композиторов, которые своей музыкой передали её. Знаете ли вы, какой голос у зимы? Он тихий, мягкий, когда падает снег большими хлопьями. Грустный, когда сильный мороз, леденящий ветер и т.д.
Давайте послушаем произведение Чайковского из цикла "Времена года" и посмотрим на картины природы. К каким стихотворениям подошли бы эти фотографии, произведения живописи и музыки? Почему? Какие картины вы представили, слушая запись? Какие чувства вызвала эта музыка?
- Ответы детей.
VII. Беседа.
- Приходилось ли вам когда-нибудь кататься в санях по зимнему лесу? Какие чувства у вас при этом возникали? А тем, кто никогда не катался на санях по зимнему лесу, я предлагаю прослушать стихи и музыку и представить всю красоту зимней природы (слайды 19-25).
VIII. Чтение наизусть.
- А. С. Пушкин “Зимняя дорога”. На фоне музыки Л. Моцарта “Катание на санях”.
- С. Есенин “Пороша”.
- С. Есенин “Белая берёза”.
XIX. Беседа.
- Какие картины природы вы увидели? Как в этом вам помогала музыка?
- Какие явления природы можно наблюдать зимой?
– А что же ещё красивое, необычное наблюдаем зимой? Снежинки.
– Что такое снежинки?
– На что они похожи? (Слайды 26-28 )
- А сейчас давайте послушаем одно стихотворение о снежинке.
X. Чтение наизусть.
К. Бальмонт “Снежинка”.
XI. Слово педагога.
- Да, хорошо зимой! Как красиво, необыкновенно! Сейчас мы послушаем ещё стихи и попытаемся подумать о том, как разным авторам удаётся так красочно изобразить зиму.
XII. Чтение наизусть.
- А.С. Пушкин “Зимнее утро”.
- Нина Гуль “Зимний день”.
- А.С. Пушкин отрывок из поэмы “Евгений Онегин”.
- Ф.И. Тютчев “Чародейкою зимою…”.
XIII. Обсуждение.
- Ответьте на вопрос, заданный вам перед прочтением стихотворения.
- Ответы детей.
- Какие забавы и игры обычно готовит нам зима? В какие игры зимой любите играть вы?
- Ответы детей.
- А теперь мы с вами послушаем стихотворения о зимних забавах.
XIV. Чтение наизусть.
- Виктор Лясковский “Зимние забавы”.
- Ольга Корнеева “Не даёт скучать зима”.
XV. Подведение итогов.
- Сегодня мы услышали много стихов о зиме, зимней природе. Вы увидели много изображений зимних пейзажей, послушали музыку разных композиторов. Что их всех объединяет?
- Трудно ли быть поэтом? Почему?
- Все ли могут быть поэтами? Почему?
- Состояние души, характер, настроение можно передать не только словами. Как еще можно передать свои чувства? (Красками, музыкой, танцами и движениями, жестом и мимикой)
- Какие выводы вы могли бы сделать в конце нашего занятия перед тем, как жюри объявит результаты нашего конкурса?
- Ответы детей.
XVI. Итоги конкурса (объявляет жюри, вручает призы).
XVII. Домашнее задание.
- Попытайтесь дома самостоятельно или с помощью взрослых сочинить стихотворение или загадку о зиме. Либо нарисуйте что-нибудь на данную тему.
ПРИЛОЖЕНИЕ (презентация)