Чтение наизусть. Конкурс чтецов "Поэзия русской зимней природы"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели: 

  • развитие в детях эмоционально-чувствительного отношения к действительности;
  • формирование личностного видения окружающего мира;
  • отработка навыка выразительного чтения наизусть поэтического текста.

Задачи:

  • способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения;
  • добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;
  • развивать эмоции и чувства детей;
  • формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, и переживании мира;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

1. Аудиозаписи:

- П. Чайковский “Январь” (из цикла “Времена года”);

- Вивальди “ Зима” из цикла “Времена года”;

- Л. Моцарт “Катание на санях”.

2. Репродукции, иллюстрации с изображением зимней природы.

3. Компьютер (презентация).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звучит музыка. (Вивальди “Зима”: Allegpo). Педагог читает стихотворение:

Не ветер бушует над бором.
Не с гор побежали ручьи,
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли.
Пушисты ли сосен вершины.
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет по деревьям, шагает,
Трещит по замерзлой воде.
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

- Здравствуйте, ребята! Вот так неожиданно, со стихов и музыки, мы начинаем наше занятие.

II. Подготовка к занятию.

- Изменилось ли настроение у вас после прослушивания музыки и стихотворения?

- Ответы детей.

- Скажите, какие картины возникли в вашем воображении?

- Ответы детей.

- Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:

Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)

- Ответы детей.

- Вы уже догадались, о каком времени года мы будем сегодня говорить? Тема нашего урока – “Поэзия русской зимней природы”. (Слайд 1). Я вас приглашаю в гости к зиме.

III. Беседа

- Любите ли вы зиму? Почему? Замечаете ли вы, как красиво зимой?!

- Ответы детей.

- Послушайте, как описывает зимний лес И. Соколов-Микитов: “Красив, чудесен зимний лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей…”

Как красиво, волшебно! Неправда ли?

Многие поэты и писатели восхищались красотой русской зимы и писали свои лучшие произведения об этом прекрасном времени года и называли её то ласково, то строго.

Давайте вспомним как? (Гостья, чародейка, волшебница, рукодельница; лиходейка, злюка и т. д.). А может быть, вспомните названия произведений о зиме и авторов?

- Ответы детей.

– Сегодня мы отправимся в мир поэзии. Что же такое поэзия? (Стихи)

- Какими средствами пользуются поэты и писатели для создания своих образов? (Сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись т.д.). Для чего эти средства авторы используют?

- Ответы детей.

- Каждый из вас к занятию выучил стихотворение о зиме. Сейчас мы проведём конкурс на лучшего чтеца и посмотрим, как вы научились правильно читать наизусть. А наши гости будут членами жюри. Именно они решат, кто же из вас сегодня будет лучшим чтецом и получит главный приз.

Но вначале проведём небольшую речевую разминку. Для чего её нужно проводить? (Работу по развитию четкости произношения начинается с упражнений, развивающих речевой аппарат).

IV. Речевая разминка.

1. Прочтите слова, чётко выговаривая звуки.

Снегом, забелело, пеленою, одело. (Карточки со словами раздать).

– Похожи ли эти слова на стихи? Почему? (Они складываются, оканчиваются одинаково)

– Это один из признаков стихотворений. Как он называется? (Рифма)

– Все ли слова мы произносим одинаково?

– А как этот признак называется в стихотворении? (Интонация)

2. Отгадайте загадку.

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белолица, белокожа.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром… (Зима и 3 месяца)

– А сейчас попробуйте прочитать эту загадку, произнося её восторженно. (Какая чудесная зима!)

– А если её произнести с удивлением? (Зима прилетела?)

- Скажите, о чём нужно помнить при прочтении текста наизусть?

- Ответы детей. (Интонация, чёткость, громкость, тон и т.д.).

V. Чтение наизусть.

А сейчас мы послушаем несколько стихотворений о зиме.

  1. И. Суриков “Зима”.
  2. И. Бунин “Первый снег”.
  3. А. Фет “Чудная картина”
  4. А. С. Пушкин “Волшебница-зима”.

- Скажите, что вам больше всего понравилось в этих стихотворениях?

Спасибо всем ребятам за стихи, а мы пока прервёмся и поговорим о живописи и музыке.

VI. Просмотр презентации, прослушивание музыки (слайды 2-8).

- Наше сегодняшнее занятие посвящено удивительному, прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная: деревья в красивых зимних нарядах, белоснежным ковром покрыта земля и т.д.

Зима вдохновляла не только писателей и поэтов, но и композиторов, которые своей музыкой передали её. Знаете ли вы, какой голос у зимы? Он тихий, мягкий, когда падает снег большими хлопьями. Грустный, когда сильный мороз, леденящий ветер и т.д.

Давайте послушаем произведение Чайковского из цикла "Времена года" и посмотрим на картины природы. К каким стихотворениям подошли бы эти фотографии, произведения живописи и музыки? Почему? Какие картины вы представили, слушая запись? Какие чувства вызвала эта музыка?

- Ответы детей.

VII. Беседа.

- Приходилось ли вам когда-нибудь кататься в санях по зимнему лесу? Какие чувства у вас при этом возникали? А тем, кто никогда не катался на санях по зимнему лесу, я предлагаю прослушать стихи и музыку и представить всю красоту зимней природы (слайды 19-25).

VIII. Чтение наизусть.

  1. А. С. Пушкин “Зимняя дорога”. На фоне музыки Л. Моцарта “Катание на санях”.
  2. С. Есенин “Пороша”.
  3. С. Есенин “Белая берёза”.

XIX. Беседа.

- Какие картины природы вы увидели? Как в этом вам помогала музыка?

- Какие явления природы можно наблюдать зимой?

– А что же ещё красивое, необычное наблюдаем зимой? Снежинки.

– Что такое снежинки?

– На что они похожи? (Слайды 26-28 )

- А сейчас давайте послушаем одно стихотворение о снежинке.

X. Чтение наизусть.

К. Бальмонт “Снежинка”.

XI. Слово педагога.

- Да, хорошо зимой! Как красиво, необыкновенно! Сейчас мы послушаем ещё стихи и попытаемся подумать о том, как разным авторам удаётся так красочно изобразить зиму.

XII. Чтение наизусть.

  1. А.С. Пушкин “Зимнее утро”.
  2. Нина Гуль “Зимний день”.
  3. А.С. Пушкин отрывок из поэмы “Евгений Онегин”.
  4. Ф.И. Тютчев “Чародейкою зимою…”.

XIII. Обсуждение.

- Ответьте на вопрос, заданный вам перед прочтением стихотворения.

- Ответы детей.

- Какие забавы и игры обычно готовит нам зима? В какие игры зимой любите играть вы?

- Ответы детей.

- А теперь мы с вами послушаем стихотворения о зимних забавах.

XIV. Чтение наизусть.

  1. Виктор Лясковский “Зимние забавы”.
  2. Ольга Корнеева “Не даёт скучать зима”.

XV. Подведение итогов.

- Сегодня мы услышали много стихов о зиме, зимней природе. Вы увидели много изображений зимних пейзажей, послушали музыку разных композиторов. Что их всех объединяет?

- Трудно ли быть поэтом? Почему?

- Все ли могут быть поэтами? Почему?

- Состояние души, характер, настроение можно передать не только словами. Как еще можно передать свои чувства? (Красками, музыкой, танцами и движениями, жестом и мимикой)

- Какие выводы вы могли бы сделать в конце нашего занятия перед тем, как жюри объявит результаты нашего конкурса?

- Ответы детей.

XVI. Итоги конкурса (объявляет жюри, вручает призы).

XVII. Домашнее задание.

- Попытайтесь дома самостоятельно или с помощью взрослых сочинить стихотворение или загадку о зиме. Либо нарисуйте что-нибудь на данную тему.

ПРИЛОЖЕНИЕ (презентация)