С учителем литературы у школьников часто складываются особые отношения: на уроках мы не только изучаем материал, но и обсуждаем проблемы, ситуации, людей. Ведь, сколько бы ни говорили мы о “художественном образе”, ученики прежде всего видят на страницах книг живых людей. Со временем возникает потребность поделиться мнением не только о героях “программной” литературы.
Форма читательской конференции достаточно строга, чтобы учащиеся отнеслись к работе серьёзно, и достаточно свободна для высказывания собственных мыслей, формирования собственных взглядов на книгу.
При подготовке к конференции проводится большая исследовательская работа: готовится художественное оформление, пишутся доклады, проводятся социологические опросы. Преимущества подобной работы в том, что, во-первых, в ней могут участвовать дети с самыми разными интересами и способностями, а во-вторых, её можно проводить как в рамках одного класса, так и в целой параллели, а также объединяя две параллели, близкие по возрасту.
Далее представлены программы двух читательских конференций, проведенных соответственно в седьмых и восьмых классах.
Тема 1: “Книга детская – и не только”.
1. Оформление: выставка-конкурс “Макет любимой книги” (работы приготовлены на уроках русского языка при изучении темы “Отзыв о книге”).
2. Результаты социологического опроса представляют несколько учащихся.
а) опрошены ровесники: каких книг читают больше?
б) опрошены родители: какие книги они читали в возрасте 12-13 лет?
в) опрошены продавцы книжных магазинов и библиотекари: какие детские книги покупают (берут) больше?
Количество опрошенных оговаривается заранее. После выступлений обращаем внимание на получившиеся совпадения: некоторые названия и авторы повторяются.
3. Чтение докладов:
а) Русская народная сказка: действительно ли на все времена?
б) Детский детектив: вредно или полезно?
в) Фантастика: чем отличается детская от взрослой?
Самое ценное в таких докладах – доказательства с помощью собственных мыслей, собственные выводы. Для примера приводится содержание 3-4 прочитанных по выбранной теме книг.
4. Дискуссия.
Поскольку в этом году мы много внимания уделяли Гарри Поттеру (обсуждали на переменах, рисовали на конкурс “Портрет любимого героя”, участвовали в анкете-конкурсе одного из книжных магазинов) – поговорим о нём.
Дети достаточно информированы о том, что взрослые относятся к этой книге неоднозначно, и сами готовы защищать – или разоблачать её.
Берём весы с чашками (из кабинета физики) и конфеты. Любой участник конференции высказывает своё мнение о книге. Если оно “за” - кладём конфету на чашку, отмеченную “плюсом”, “против” - “минусом”. В результате аудитория делится на две группы. Озвучиваем вывод: чего мы находим больше в нашумевшей книге – полезного или вредного? (Мои дети полезного нашли больше). Каждая группа забирает конфеты со своей чашки. Читательская конференция – своего рода праздник, приятно закончить его подарком.
Тема 2: “Книга для современного подростка”.
1. Оформление: книжная выставка.
Номинации:
а) новинки и бестселлеры
б) книга на все времена.
Ученики, приготовившие выставку, обязательно комментируют свой выбор во время конференции.
2. Результаты исследования по вопросу: что читают современные подростки? (жанры и названия – лидеры).
Один из учеников предварительно выясняет, какие книги из получившегося списка читали в детстве его родители, а возможно – бабушки и дедушки.
3. Докладчики читают рецензии на прочитанные книги.
а) новинка (выбрали “Дневник принцессы” Мэг Кэбот)
б) книга – ровесник наших родителей (по рекомендации учителя – “Ясновидящая, или Эта ужасная улица” Юрия Сотника)
в) подросток сто лет назад (Лидия Чарская, “Записки институтки”).
После чтения докладов коллективно сделали вывод: не так уж различаются подростки из разных времён. При случае, наверное, нашли бы общий язык…
4. Дискуссия: в наш век компьютеров и видео нужна ли нам художественная книга? (Очень важно, чтобы высказался каждый. Из моих детей только двое высказались против – приятно, правда?).