Читательская конференция по рассказам писателя В.П. Астафьева

Разделы: Литература


Цель конференции:

  • расширить представление учащихся о жизни и творчестве писателя в.П.Астафьева;
  • сосредоточить внимание учащихся на проблемах взаимоотношений человека и природы;
  • проверить результаты самостоятельной работы учащихся;
  • способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.

Подготовка: в течение 2-3 недель учащиеся сами читают рассказы (контроль со стороны учителя) и готовят сообщения в творческих группах, оформляют кабинет, творчески работают над отзывами, сочинениями - рецензиями на рассказы, рисуют иллюстрации к произведениям.

Оборудование: красочное объявление о сроках проведения конференции, портрет писателя, рисунки детей к рассказам, стенд с сочинениями, отзывами, рецензиями, плакаты:

1. "О тайга, о вечный русский лес и все времена года, на земле русской происходящие, что может быть и есть прекраснее вас?" (В.П.Астафьев).

2. "Красоту земли сохраним,
Красоту в человеке оставим". (Д. Гранин)

3. "Чтобы себя и мир спасти,
Нам нужно, не теряя годы,
Забыть все культы
И ввести
Непогрешимый культ природы". (В.Фёдоров)

Роли:

1. Журналисты (2 ученика) ведут диалог с писателем (воображаемый).

2. Художники - те, кто рисовал по эпизоду рассказа, ответят на вопросы или сами объяснят свой замысел.

3. Историк рассказывает о биографии писателя.

4. Литературоведы(2 человека) - те, кто написал сочинения, делятся впечатлениями о прочитанных рассказах.

5. Библиотекари (2 человека) готовят выставку и обзор по творчеству Астафьева.

6. Редколлегия делает фотогазету и пишет плакаты.

Творческие группы:

Творческая группа .№ 1 исследует проблему сохранности красоты земли и красоты души человеческой (рассказы о временах года, презентация рисунков).

Творческая группа .№ 2 - экологическую проблему земли.

Творческая группа .№ 3 - бережное отношение к братьям нашим меньшим.

Ход конференции

Учитель: В.П.Астафьев - сибирский писатель, удостоенный Государственных премий за его замечательные произведения.: "Пастух и пастушка", "Последний поклон", "Царь-рыба". Жизнь писателя неразрывно связана с природой, а все это нашло отражение в его творчестве. Писатель не просто восхищается природой края, но также и затрагивает важные и актуальные проблемы современности: экологию, бережное отношение к природе, ко всему живому на земле.

Что мы теряем, и что мы приобретаем в общении с природой?

Что значит для нас "экологическая" совесть?

Чем мы можем помочь страдающей Земле?

Попытаться ответить на эти вопросы нам помогут рассказы Астафьева из его книги "Затеси".

Среди нас присутствуют журналисты, взявшие интервью у писателя, конечно, воображаемое, историки и литературоведы, исследовавшие жизнь и творчество писателя. Слово им.

1. Презентация учащихся о писателе (с использованием ИКТ).

2. Журналист: На вопрос, откуда появилось название книги "Затеси", В.П.Астафьев рассказывал: "Первому изданию "Затесей" я дал название "короткие рассказы". Но это неточно. Рассказов как таковых было мало, остальные-миниатюры- не тянули на рассказ. А затесь-это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким предметом. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе дерева мета была видна издалека, и ходили от мет к мете, часто здесь получалась тропа, потом дорога, заимка".

Историк: рассказывает, как в разных местах России варьируется название мет.

Учитель: А почему название таёжных мет, как сам сказал писатель, "так прочно врубилось в память"?

Рассказ историка о "походе по метам" писателя на приенисейских озёрах.

Журналист: В своих воспоминаниях "Помнить хорошее" В.П.Астафьев пишет: "Что же самое хорошее было в моей жизни? и отвечает: "Лес, тайга, бесчисленные хождения по ней. Конечно же, с ружьём. Я был плохой стрелок, и меня кормили ноги. Чтобы что-то добыть, я должен много бродить по тайге. Я стеснялся неуклюжести в стрельбе, с левого плеча, зренье правого глаза я потерял на войне и потому предпочитал бродить по тайге один. Там и сочинительствовать начал. Уж очень много видел и пережил такого, о чём хотелось поведать другим".

Учитель: Так что же такое увидел и пережил в тайге В.П.Астафьев?

Работа творческой группы №1: рассказы детей, презентации рисунков, сочинения-отзывы.

Рассказы: "Радость первого полёта", "Весенний остров", "Земля просыпается", "Вороны-охотницы", "Васюткино озеро", "Дождик", "Летняя гроза".

Журналист: В.П.Астафьев писал: "Я бывал в разных странах, где круглый год лето, и всё зелено, и уяснил, что те земли мне не полюбить, не прижиться в них".

Рассказ "Родные берёзы"

Учитель: "Одно ожидание весны для русского человека что стоит, а особенно для сибиряка! Но "чаще и щемливей" вспоминается" для писателя осень.

Рассказы: "Зелёные звёзды", "Хрустальный звон", "Падение листа",

"Предчувствие осени".

Учитель: Природа вдохновляла писателя. Каждый выход в лес для него был ожиданием чуда лесного, обновлением души, которая в отдалении от современного шума и гама обретает душевный покой. Чувство природы - это самое богатое чувство. Плохо, что оно у многих совершенно отсутствует. А ведь оно несет с собой связь с землей и солнцем, с родным колодцем и отчим домом. Человек грубо вторгся в пределы природы, нарушив извечное равновесие. Об этом сегодня бьют тревогу экологи. Но их крик не доходит до наших ушей. С болью В.П. Астафьев пишет, как гибнет его родной край, как разрушается душа человеческая, ведь природа и человек - это неотделимое целое.

Работа творческой группы №2.

Рассказы "Костер возле речки", "Хвостик", "И милосердия:".

Журналист: Каждый рассказ писателя- это переживание, боль за убитую птицу, зверушку. В.П.Астафьев писал: "Я вырос в семье охотника, и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности:".

Работа творческой группы №3.

Рассказы: "Зачем я убил коростеля?", "Бедный зверь", "Он живой!"

Учитель: Так значит, не человек властвует над природой, а природа над человеком, если она заставляет раскаиваться в своих поступках, вспомнить прошлые грехи и задуматься о том, как жить дальше. Природа не так беспощадна, она дает шанс человеку исправиться. Но как? Чем мы можем помочь страдающей земле? (Высказывания детей.)

Земля требует, чтобы человек осознал в себе хозяина, осознал свою ответственность перед будущим поколением. Разрушить можно в один миг, а вот восстановить:

Журналист: почти каждый рассказ В.П.Астафьева - это философско-лирическая зарисовка о смысле жизни, бытия. "Ах, если бы на минуту встать, задуматься, послушать себя, душу свою, проникнуться светлой грустью бледного листа-предвестника осени, ещё одной осени, ещё одного кем-то означенного круга жизни, который мы совершаем вместе с нашею землёю, с этими горами, лесами, и когда-то закончим свой век падением, скорей всего не медленным, не торжественным, а мимоходным, обидно простым, обыденным - на бегу вытряхнет из себя толпа ещё одного спутника и умчится дальше, даже не заметив утраты" (Из рассказа "Падение листа").

Невольно эти строки заставляют задуматься каждого.

Историк: "Не каждый писатель может похвалиться тем, что у него при жизни вышло собрание сочинений в 15 томах в 1998 году в Красноярском книжном издательстве. Всю жизнь он пополнял свою книгу "Последний поклон" всё новыми и новыми рассказами и продолжал работать до последнего дня"-так сказала Анастасия Астафьева, дочь писателя.

Учитель: Астафьев закончил свой век не "мимоходным" падением листа, а оставил правдивые произведения о людях и для людей, в которых как бы спрашивает каждого живущего из нас: А правильно ли ты используешь то, что тебе дано, не растрачиваешь ли ты впустую данные нам природой богатства? Как защитить Землю от зла и спасти свою душу? Лучше поэта не скажешь:

"Чтобы себя и мир спасти,
Нам нужно, не теряя годы,
Забыть все культы
И ввести
Непогрешимый культ природы".

Литературоведы объясняют значения: слов "культ", "культ природы", зачитывают высказывания известных людей о творчестве писателя В.П.Астафьева.

Учитель благодарит всех участников конференции и предлагает посетить дом-музей В.П.Астафьева в Овсянке.