Задачи конференции:
- познакомить с личностью и творчеством К.Г. Паустовского,
- раскрыть многогранность его таланта,
- показать любовь писателя к родному краю,
- донести до детей его призыв о бережном отношении к природе.
Оборудование:
- портрет писателя,
- выставка его книг,
- иллюстрации к эпизодам произведения,
- музыка П.И.Чайковского “Времена года”,
- выставка сочинений на эколого-патриотическую тему.
Методические приемы:
- выразительное чтение стихотворений учащимися,
- рассказ учителя,
- использование компьютерной презентации
План конференции:
- Вступительное слово учителя
- Чтение стихотворения Н.И .Рыленкова
- Очерк “Обыкновенная земля
- Очерк “Леса”
- Очерк “Мшары ”
- Очерк “Луга”
- Очерк “Бескорыстие”
- Подведение итогов
- Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера “Что красивей всего”
…Любовь к родной природе – один из первейших признаков любви к своей стране.
Вступительное слово учителя
В далеком прошлом человек был членом природной экосистемы. Человек стал использовать то, что было накоплено природой веками. Постепенно порядок в природе был нарушен.
Человек стал не просто потребителем, но и, построив повсюду свои многочисленные фабрики и заводы, он стал разрушителем. Сейчас у человечества есть два пути. Первый – оставить все как есть и не иметь будущего, а второй путь – приспосабливаться к природе, учиться не нарушать её налаженного хозяйства. Попытаться начать восстанавливать то, что погублено, испорчено, а к нынешней природе относиться бережно, сохраняя оставшееся.
Пожалуй, этот выход – единственно возможный.
Итак, мы начинаем нашу конференцию по эколого-патриотической теме с обсуждения произведения К.Г. Паустовского “Мещерская сторона”.
Изучая художественные произведения, мы с вами не раз встречались с тем или иным осмыслением природы. Изучая сказки, пришли к выводу, что природа в них живет свое особой жизнью, вмешивается в события, помогает, мешает героям и всегда выступает на стороне добра и справедливости.
К.Г. Паустовский много ездил по нашей стране, часто бывал за рубежом, в дальних странах. Но самую горячую его любовь завоевала простая, скромная природа средней полосы России. Ей он посвятил лучшие свои рассказы. Мещерский край, или Мещерская низина (как этот край называется на географических картах), область юго-восточнее Москвы и севернее Рязани – стал для него “второй родиной”. Там он нашел все, что привлекало его с детства.
В своем рассказе “Коротко о себе” он пишет: “Я открыл для себя Мещеру случайно, рассматривая клочок карты, – в него мне завернули в соседнем “Гастрономе” пачку чая.
На этой карте было все, что привлекало меня еще с детства, – глухие леса, озера, извилистые лесные реки, заброшенные дороги и даже постоялые дворы.…С тех пор этот край стал второй моей родиной”.
Очерк К. Паустовского “Мещерская сторона” помогает читателю увидеть и почувствовать этот удивительный, сказочно богатый мир природы, а авторское повествование раскрывает самое сокровенное в нем, делает его занимательно-интересным.
Сам К. Паустовский своими высказываниями помогает нам определить жанровые особенности этого произведения.
“Это – записи, размышления, простой разговор с друзьями. Это – признание в любви к нашей природе и всей России”.
1-й чтец
Чтение стихотворения Н.И. ыленкова
Всё в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резкиЗдесь медленны реки,
Туманны озёра,
И всё ускользает
От беглого взора.Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
ХОД КОНФЕРЕНЦИИ
Вопросы для обсуждения.
Открывается “Мещёрская сторона” очерком “Обыкновенная земля”
Очерк “Обыкновенная земля”
-Что увидит человек в Мещерском крае при первом, коротком знакомстве с ним?
Обыкновенной она кажется только тому, кто пробыл среди этих мест всего несколько дней.
- Что услышит он там?
(дети непременно расскажут о цветочных полях, сосновых борах, лесных озёрах, заросших “чёрной кучой”, стогах сена, обширных болотах и косяках журавлей.)
Обратим внимание на звуки: что слышит писатель (крики перепелов, свист иволги, стук дятла, вой волков, шорох дождя).
Выразительные сравнения тоже помогают представить картины природы:
“Трава на рассвете покрывается инеем, как солью, в ветер леса шумят великим океанским гулом”
- Что вы можете по этому определению сказать о самом писателе?
- Как он относится к тому, что рассказывает?
Ученики: заметят, что Паустовский хорошо знает эти места и для него этот край “обладает притягательной силой”, в нём “заключена вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы”.
Очерк “Леса”
2-й чтец
Чтение стихотворения Ф.Тютчева “Чародейкою Зимою околдован лес стоит…”
- Что особенно запомнилось в этом очерке?
(случай с рыболовами на озере, когда резиновую лодку чуть было не распорола большая щука, встреча с воющей волчицей и волчатами.)
- Почему писателю так нравится Чёрное озеро?
Обратить внимание на контраст цветов (чёрного и белого, чёрного и жёлтого), который создаёт такое необычное впечатление от озера осенью и летом.
- Вспомните, что видит писатель, углубляясь в чащу мещерских лесов?
Видит: “Маслюки, облепленные хвоей, трава – жесткая, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.)
- А что он слышит?
“Как птицы перепахивают с дерева на дерево”, “маслюки, облепленные хвоей”, “белые грибы”, закат в лесу, ночное небо, “зарождающийся рассвет”, озеро, кричит выпь, слышится бормотание и возня журавлей, крик петуха (не просто, а хрипло кричит петух), жестяной свист, с которым летят над озером утки.”
- Чем можно доказать, что писатель всматривается и вслушивается в природу?
- Найдите описание вечера, ночи, раннего утра в лесу.
Вечер: “…закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой – то непонятный звон слышен в лесах – звучание вечера, догоревшего дня.
А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду,- ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра.
Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно где-то очень далеко, кажется за краем земли, хрипло кричит старый петух в избе лесника.
В необыкновенной никогда не слыханной, тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучше время суток. Еще все спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.
…Мы наливаем в костер горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце – солнце бесконечного летнего дня”.
-Какое из них вам кажется более выразительным и почему? (Обычно утра, обратить внимание на то, что природа, отдельные предметы наделяются свойствами живых существ – олицетворение).
Очерк “Мшары”
3-й чтец
Чтение стихотворения С.Есенин “Топи да болота”.
Следующий очерк “Мшары” без него представления о Мещерском крае будут неполными.
-Расскажите, какой путь надо было пройти, чтобы увидеть Поганое озеро?
- Почему это озеро трудно было найти?
- Что нового вы узнали о Черном озере из этого очерка?
“Черное озеро так названо по цвету воды. В Мещере почти у всех озер вода разного цвета. В основном это озера с черной водой. И вместе с тем вода в этом озере совершенно прозрачная, тот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин. Они устилают воду так густо, что челн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую черную дорогу.
Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает необыкновенным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли, настоящие заросли – от их отражения в воде”.
- О каких островах на болотах рассказывает писатель и какая история связана с одним из них?
Островами на мшарах называются небольшие участки, со всех сторон окруженные болотами. Рассказать историю о том, как Гайдар заблудился на Поганом болоте и не мог найти дорогу к товарищам, об удивительном свойстве “островов” – огонь почему-то всегда обходит их стороной, несмотря на то, что в высохших болотах от пожаров очень трудно спастись.
- Чем поразило Поганое озеро писателя, когда он впервые увидел его?
“Берега у него были плавучие – не привычные твердые берега, а густое сплетение белокрыльника, багульника, трав, корней и мхов. Берега качались под ногами, как гамак. Шест легко пробивал плавучий берег и уходил в трясину. При каждом шаге фонтаны теплой воды били из-под ног. Останавливаться было нельзя: ноги засасывало, и следы наливались водой. Вода в озере была черная. Со дна поднимался болотный газ”.
Очерк “Луга”
4-й чтец
Чтение стихотворения И.Сурикова “На лугу”
- Почему писатель сравнивает луга с морем? Чем они похожи на море?
Найдите сравнения. Они помогают увидеть безбрежность, необъятность просторов лугов и моря.
“Как в море, садится солнце в травы, так же как в море, над лугам дуют свежие ветры и высокое небо опрокинулось зеленой бледнеющей чащей”.
- Найдите описание реки Прорвы. Что видит писатель, наблюдая за рекой в течение дня?
“Прорва – это старое русло треки Ока. Это заглохшая, глубокая и неподвижная река с крутыми берегами. Берега заросли высокими, старыми ,в три обхвата, осокорями, столетними ивами, шиповником, зонтичными травами и ежевикой.
Густота трав в иных местах на Прорве такая, что с лодки нельзя высадиться на берег, – травы стоят непроходимой упругой стеной…”
Заключительное слово учителя
В завершении нашей конференции обратимся к последнему завершающему очерку под названием “Бескорыстие”.
-Что же значит бескорыстие? (чуждое корыстных убеждений; корысть – выгода)
“Бескорыстие” – это уже не лирическое описание природы, рассказы автора, а его раздумье, размышление, признание в любви к родному краю, к своей Родине.
Чтение учителем этой главы
Подведение итогов (можно завершить словами самого писателя)
“…И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы…”
6-й чтец (желательно ученик младших классов)
Выразительное чтение стихотворения Бориса Заходера “Что красивей всего”
Ребенок спросил
Ни с того ни с сего:
- А ну-ка скажи,
Что красивей всего?Да, вот так вопрос:
“Что красивей всего?”
Ответить
Я сам не сумел на него.
И вот я решил
Послушать ответы
Других обитателей
Нашей планеты.
Деревья и Травы
Сказали в ответ:
- Да что же прекрасней,
Чем солнечный свет?
- Да что же прекрасней
Ночной темноты?!
Откликнулись Совы,
Сычи и Кроты…
- Леса!..-
Отвечали мне
Волк и Лиса,
Орел свысока процедил:
- Небеса!По-моему, море! -
Ответил Дельфин.
- Мой хвост, без сомнения!
- Крикнул Павлин.Спрошу Мотылька -
Отвечает: – Цветок -
Спрошу у Цветка -
Говорит: – Мотылек!Кто славит поля,
Кто – полярные льды,
Кто – горы, кто – степь,
Кто – мерцанье звезды…А мне показалось,
Что все они правы.
Все: Звери и Птицы,
Деревья и Травы…
И я не ответил,
Увы, ничего
На трудный вопрос:
“Что красивей всего?”
В заключении конференции чтение лучших сочинений-отзывов учеников, выразительное чтение стихотворений о природе.
Чтение стихотворения “Не на ладан дышите, на ландыш…”
Хочется закончить нашу конференцию словами эколога Мартсона Бейтса:
“Я верю в будущее человека, верю в огромные возможности человека, но вера эта основана на том, что человек составляет часть природы; эта вера в то, что человек всегда будет живым среди живых, а не уничтожит все живое”.