Читающие дети: миф или реальность

Разделы: Литература


В обществе устойчивое мнение: современные дети не читают. И звучит это как постулат, подкрепленный статистикой. И подчас с неким восторгом.

Можем утверждать, что, несмотря на стремительное изменение цивилизации в связи с появлением новых технологий, формирующих в детях искус «зависнуть в интернете», современные подростки читают. Их рассуждения по поводу прочитанного и серьезны, и глубоки. Конечно, при условии, что литературным чтением управляет учитель, а не урокодатель. записывающий в конце учебного года: «программа по литературе выполнена».

Думающий учитель ориентируется на вечные нравственные ценности, нашедшие отражение в художественной литературе. Формирование литературного вкуса у школьников приходится на 5-8 классы.

Подростки любят вступать в сообщества, поэтому эта особенность школьников была использована для названия уроков внеклассного чтения - клуб «Читариум».

Один раз в месяц проводится заседание клуба, на котором учащиеся представляют прочитанное произведение.

5 класс

  • Сказки народов мира
  • А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
  • П.Ершов «Конек-Горбунок»
  • Н.Гоголь «Ночь перед Рождеством»
  • А.Островский «Снегурочка»
  • Э.Сетон-Томпсон (рассказы о животных)
  • Д.Дефо «Робинзон Крузо»
  • М.Твен «Приключения Тома Сойера»

6 класс

  • «Баллады о Робин Гуде»
  • В.Скотт «Айвенго"
  • Г.Мало «Без семьи»
  • А.Беляев «Человек-амфибия»
  • Ж.Верн «Дети капитана Гранта»
  • Ч.Диккенс «Оливер Твист»
  • Короленко «Слепой музыкант»
  • М.Рид «Всадник без головы»

7 класс

  • А.Толстой «Князь Серебряный»
  • Д.Лондон. Любые рассказы
  • В.Гюго «Собор Парижской богматери»
  • Дюма А. «Три мушкетёра»
  • Г.Бичер-Стоу «Хижина Дяди Тома»
  • Д.Олдридж «Последний дюйм»
  • Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • Ж.Верн «Пятнадцатилетний капитан»

8 класс

  • А.С.Пушкин «Пиковая дама»
  • М.Ю.Лермонтов «Маскарад»
  • Л.Н.Толстой «Хаджи-Мурат»
  • Э.Войнич «Овод»
  • П.Мериме «Кармен»
  • Конан Дойль А. «Рассказы о Шерлоке Холмсе»
  • А.Лиханов «Солнечное затмение»
  • Б.Васильев «А зори здесь тихие»

Если пятиклассники предпочитают театрализацию прочитанного (сценки, кукольные представления, рисованные мультфильмы и самостоятельно сделанные видеоролики), то подростки привлекаются к аналитическим выступлениям. Можно выделить несколько направлений:

  • литературоведческое - рассказы о жанровом своеобразии произведения, беседа с главным героем, интервью у писателя и т.д.;
  • метапредметное - отзыв о театральной постановке, экранизации, музыкальном или живописном воплощении идеи писателя; изучение исторической эпохи, в которой происходит действие; анализ психотипа персонажа и т.д.;
  • личностно-ориентированное - инсталляция по фрагменту или произведению, создание костюмов героев книги после глубокого изучения литературного текста и т.д.

Приведем пример заданий по роману Ж.Верна «Дети капитана Гранта».

  • Интервью у Ж.Верна/ у капитана Гранта/у капитана «Дункана».
  • Составьте карту путешествия героев романа и прокомментируйте ее.
  • Я режиссер «Захватывающий сюжет романа».
  • Расскажите о персонаже (Гленарван, майор Мак-Наббс, Жак Паганель, Айртон и т.д.).
  • Жюль Верн и его герои являются противниками колониальной системы и расовой дискриминации. Раскройте эту мысль.
  • Экранизации произведения.
  • Роман Ж.Верна - это энциклопедия (географическая/ биологическая/
  • этнографическая).
  • Мужественные люди всегда вызывают уважение и восхищение. Раскройте эту мысль.
  • Сочинение «Чем интересен роман Ж.Верна?».
  • Инсталляция по роману.
  • Видеоролик «Обсуждение романа в кругу семьи»
  • Реклама романа для тех, кто не читал.

К подготовке домашнего задания подключаются родители. Приобщение родителей, заинтересованных в воспитании детей, к чтению художественной литературы; вовлечение членов семьи в совместный с учителем процесс формирования личности школьника посредством анализа проблем, затронутых писателем; помощь взрослых в выборе формы представления книги - это важный аспект проекта «Читариум».

Десятилетний опыт работы данного проекта убеждает, что читающие дети не миф, а реальность.