В обществе устойчивое мнение: современные дети не читают. И звучит это как постулат, подкрепленный статистикой. И подчас с неким восторгом.
Можем утверждать, что, несмотря на стремительное изменение цивилизации в связи с появлением новых технологий, формирующих в детях искус «зависнуть в интернете», современные подростки читают. Их рассуждения по поводу прочитанного и серьезны, и глубоки. Конечно, при условии, что литературным чтением управляет учитель, а не урокодатель. записывающий в конце учебного года: «программа по литературе выполнена».
Думающий учитель ориентируется на вечные нравственные ценности, нашедшие отражение в художественной литературе. Формирование литературного вкуса у школьников приходится на 5-8 классы.
Подростки любят вступать в сообщества, поэтому эта особенность школьников была использована для названия уроков внеклассного чтения - клуб «Читариум».
Один раз в месяц проводится заседание клуба, на котором учащиеся представляют прочитанное произведение.
5 класс
- Сказки народов мира
- А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
- П.Ершов «Конек-Горбунок»
- Н.Гоголь «Ночь перед Рождеством»
- А.Островский «Снегурочка»
- Э.Сетон-Томпсон (рассказы о животных)
- Д.Дефо «Робинзон Крузо»
- М.Твен «Приключения Тома Сойера»
6 класс
- «Баллады о Робин Гуде»
- В.Скотт «Айвенго"
- Г.Мало «Без семьи»
- А.Беляев «Человек-амфибия»
- Ж.Верн «Дети капитана Гранта»
- Ч.Диккенс «Оливер Твист»
- Короленко «Слепой музыкант»
- М.Рид «Всадник без головы»
7 класс
- А.Толстой «Князь Серебряный»
- Д.Лондон. Любые рассказы
- В.Гюго «Собор Парижской богматери»
- Дюма А. «Три мушкетёра»
- Г.Бичер-Стоу «Хижина Дяди Тома»
- Д.Олдридж «Последний дюйм»
- Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
- Ж.Верн «Пятнадцатилетний капитан»
8 класс
- А.С.Пушкин «Пиковая дама»
- М.Ю.Лермонтов «Маскарад»
- Л.Н.Толстой «Хаджи-Мурат»
- Э.Войнич «Овод»
- П.Мериме «Кармен»
- Конан Дойль А. «Рассказы о Шерлоке Холмсе»
- А.Лиханов «Солнечное затмение»
- Б.Васильев «А зори здесь тихие»
Если пятиклассники предпочитают театрализацию прочитанного (сценки, кукольные представления, рисованные мультфильмы и самостоятельно сделанные видеоролики), то подростки привлекаются к аналитическим выступлениям. Можно выделить несколько направлений:
- литературоведческое - рассказы о жанровом своеобразии произведения, беседа с главным героем, интервью у писателя и т.д.;
- метапредметное - отзыв о театральной постановке, экранизации, музыкальном или живописном воплощении идеи писателя; изучение исторической эпохи, в которой происходит действие; анализ психотипа персонажа и т.д.;
- личностно-ориентированное - инсталляция по фрагменту или произведению, создание костюмов героев книги после глубокого изучения литературного текста и т.д.
Приведем пример заданий по роману Ж.Верна «Дети капитана Гранта».
- Интервью у Ж.Верна/ у капитана Гранта/у капитана «Дункана».
- Составьте карту путешествия героев романа и прокомментируйте ее.
- Я режиссер «Захватывающий сюжет романа».
- Расскажите о персонаже (Гленарван, майор Мак-Наббс, Жак Паганель, Айртон и т.д.).
- Жюль Верн и его герои являются противниками колониальной системы и расовой дискриминации. Раскройте эту мысль.
- Экранизации произведения.
- Роман Ж.Верна - это энциклопедия (географическая/ биологическая/
- этнографическая).
- Мужественные люди всегда вызывают уважение и восхищение. Раскройте эту мысль.
- Сочинение «Чем интересен роман Ж.Верна?».
- Инсталляция по роману.
- Видеоролик «Обсуждение романа в кругу семьи»
- Реклама романа для тех, кто не читал.
К подготовке домашнего задания подключаются родители. Приобщение родителей, заинтересованных в воспитании детей, к чтению художественной литературы; вовлечение членов семьи в совместный с учителем процесс формирования личности школьника посредством анализа проблем, затронутых писателем; помощь взрослых в выборе формы представления книги - это важный аспект проекта «Читариум».
Десятилетний опыт работы данного проекта убеждает, что читающие дети не миф, а реальность.