Вопрос о том, нужна ли классическая литература в школе, обсуждается последние лет 5-6 очень активно. Более того, поскольку интерес к чтению все падает и падает, мотивировать школьника, студента к чтению крайне сложно. В 2001 году в Свердловской области проходили областные контрольные работы (ОКР), где десятиклассникам было предложено задание «Круг чтения», цель которого – выявить ценностные ориентиры учащихся в области литературы. На основе этих работ в колледже регулярно проводится опрос студентов относительно литературных предпочтений. Очень коротко – выводы.
- Судя по приводимым названиям книг, активное самостоятельное чтение прекращается в начальной школе. Подавляющее большинство называют программные произведения, только что прочитанные, причем с очень большой долей вероятности можно предположить, что не читали, а смотрели кино (автор не назван, название приводится с искажением…)
- Среди произведений вне программы называют детективы, ужасы, фантастику…; в качестве аргументов – краткое содержание произведения; собственное отношение не выражено.
- Домашних библиотек практически нет, «а зачем они нужны»?
- Практически не представлена научно-популярная литература и публицистика.
Ответ на вопрос «что делать» каждый педагог ищет сам. Мне близки два подхода к решению проблемы, которые я и реализую в своей преподавательской деятельности.
Подход первый связан с технологиями критического мышления. Подробно на них останавливаться не буду, так детальное описание самих технологий, практики их применения на различных предметах всесторонне освещается в учительской прессе. А вот логико-структурные таблицы (ЛСТ), предложенные Б. Дыхановой, профессором воронежского университета, доктором филологических наук, на мой взгляд, не столь активно обсуждались (если обсуждались вообще), а они очень интересны. (См. Первое сентября. Литература. N 22 – 2004). Абсолютно согласна с утверждением, что логика ни в коем случае не может затруднить восприятие художественного текста, наоборот, чувство лишь тогда совершенно, когда оно согласуется с разумом, и тем сильнее, чем глубже понимание объекта.
По мнению ученого, главное на уроке – «… организация диалога с художественным текстом. А чтобы диалог состоялся, необходимо в первую очередь понять действительный (а не подразумеваемый субъективно) смысл составляющих его слов». Словарная работа становится обязательным элементом всего процесса аналитического освоения текста произведения. Она позволяет «… войти в чуждые исторические эпохи, развивает стилеразличительные навыки, усиливает внимание к словесной явленности содержания, помогает обрести ту свободу в ориентации в деталях текста, без которой невозможен проблемный анализ». Другой важный момент в авторский технологии – эвристический (задачный) метод овладения глубинным содержанием текста. Результаты эвристического поиска обобщаются по ходу размышления в ЛСТ.
В соответствии с описанным выше подходом мною разработаны ЛСТ для учащихся 5-го класса в соответствии с различными жанрами, предлагаемыми программой: сказка, рассказ, стихотворение, басня.
Сказка
К.Г. Паустовский «Теплый хлеб» - сказка 20 века.
Цель урока – показать своеобразие сказки Паустовского «Теплый хлеб»
Задачи
- Познакомить учащихся со сказкой Паустовского «Теплый хлеб» - сказкой о труде и взаимной выручке. Рассмотреть понятия «народная» и «литературная сказка».
- Продолжать работу над развитием умения выразительно читать прозаический художественный текст. Развивать монологическую речь учащихся.
- Воспитывать чувство сопричастности ко всему живому, чувство ответственности за слово, поступок…
Ход урока
1. Словарная работа: кавалерист, околица, вороной конь, удила, картуз, плотина, свекольная ботва, ходули, патроны, мельничный лоток, калитка, христарадники, ставни, тулупчик, округа, турецкая баталия, артель пильщиков, жернова, квашня, дюже, помер, покамест.
1.1. Значение каких слов (словосочетаний) вам непонятно? Как догадаться о смысле слова, если нет под рукой словаря? (По контексту)
1.2. Почему конь вороной? Есть ведь и другие масти. (Буланый, гнедой, игреневый, караковый, каурый, муругий, мухортый, пегий, саврасый, сивый, соловый, чалый, чубарый).
1.3. Историческая ошибка (турецкая баталия по тексту была 100 лет назад. Сказка написана в 1977 году. Вычитаем 100 – русско-турецкая баталия никак не могла быть в 1877 году). А, может быть, это не ошибка?
2. Пересказ текста по словарным словам.
3. Анализ текста и заполнение таблицы (вариант)
ЛСТ по сказке К.Паустовского «Теплый хлеб»
Характеристика персонажа |
Панкрат |
Филька |
Бабка |
Хозяин (мужик) |
Мальчишки |
Конь |
Сорока, мыши… |
Соц. статус |
Бедная крестьянка |
||||||
Возраст |
Очень пожилая женщина, много повидавшая в жизни |
||||||
С кем из персонажей взаимодействует |
С внуком |
||||||
Отношение к другим персонажам |
Искренне горюет по поводу случившегося, но не отчаивается: «Зачем помирать? Надеяться надо». Мельника уважает: «Он старик хитрый, ученый». |
||||||
Поступки, которые герой совершает |
Рассказывает внуку о событии, произошедшем 100 лет назад. Указывает внуку на человека, который поможет поправить дело – на мельника Панкрата. |
||||||
Роль в сюжете |
Указывает внуку правильный путь, помогает совершить правильный выбор. Комментирует поведение людей, дает авторскую оценку: «Мороз стрясся от злобы людской; мужик злой, крикливый; завелся в Бережках дурной человек»… |
||||||
Как с этим героем связано название произведения |
Связь опосредованная: (объяснить значение слова «опосредованная») «теплый хлеб» – «охлаждение сердца» |
||||||
Речь героя |
Речь напевная, выразительная, словно былину рассказывает (можно дать понятие жанра): «…заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады». Эпитеты лютый, голая; метафора пустыня; обратный порядок слов (инверсия): голая стояла наша земля. |
||||||
Отношение автора |
С одной стороны, персонаж бездействует, плачет, «бабка»; с другой – именно она объясняет причину случившегося, указывает выход из ситуации – значит автор доверяет её житейскому опыту, мудрости. |
4. После заполнения таблицы – монологический ответ. Учитель может организовать работу либо «по горизонтали», либо «по вертикали». Что это значит? Ученик может рассказать либо о герое - всё: социальный статус, возраст, речь, поступки….; либо, например, об отношении автора ко всем персонажам произведения.
Далее в целях экономии времени будут приведены ЛСТ и некоторые этапы работы над текстом (варианты заполнения отдельных столбцов или строчек)
Рассказ
ЛСТ по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»
Эпизоды для анализа |
Богатство животного и растительного мира |
Приметы, традиции, обычаи жителей сибирского края |
Сибиряки (характер, поведение человека) |
Васютка (характер, поведение, размышления …) |
Экспозиция (повествование до начала событий) |
Рыба тучами ходила: осетр, стерлядь, таймень…; орехи… |
Старинный порядок: идешь в лес – бери еду, бери спички… |
Рыбаки ужинали, курили, щелкали орехи, рассказывали были и небылицы |
Совсем скучное житье началось у Васютки … |
«Заблудился» |
||||
«Озеро» |
||||
«Конец блужданий» |
Словарная работа (на усмотрение учителя)
2. Вопросы для анализа текста:
2.1. Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался?
2.2. Как относился Васютка ко взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу?
2.3. Как автор подчеркивает, что Васютка перенимал привычки взрослых?
2.4. Какой детский поступок совершил солидный Васютка? Как его можно объяснить?
2.5. Что помогло Васютке провести первую ночь?
2.6. Где провел мальчик вторую ночь, и почему ему было очень тяжело?
2.7. Чем отличалась третья ночь?
2.8. Что, по-вашему, помогло Васютке выйти на берег Енисея?
2.9. Почему озеро назвали именем мальчика?
2.10. Чему можно поучиться у Васютки?
3. Заполнение таблицы.
4. Работа с таблицей.
Лирическое произведение (стихотворение)
ЛСТ Своеобразие «Фейных сказок» К. Бальмонта
«Наряды феи» |
«Прогулка феи» |
«Фея за делом» |
|
Сказочные элементы в стихотворении |
«…ещё ей платье подвенечное дал колокольчик полевой». |
«Фея в сад гулять пошла, так нарядна и светла, говорит с цветами: …» |
«А потом на комара жаловалась муха…» |
Мелодия стихотворения |
|||
Образные выражения |
1. Словарная работа. (Например, на какие группы можно разделить данные слова: василек, мотылек, опал, топаз, незабудка, хризолит, букашки, ромашки, комар, жемчуг, рябинка, василек, пчела, муха, паук, алмаз).
Выразительное чтение фрагментов стихотворений, в которых есть указанные выше слова.
2. Анализ текста стихотворения. Например, как вы воспринимаете события, рассказанные в стихотворениях? И т.д.
3. Заполнение таблицы.
4. Работа с таблицей (на усмотрение учителя).
Басня
ЛСТ по теме «Великие баснописцы и их герои»
Баснописцы |
Биография баснописца |
Басня (по выбору учащегося) |
Герои басни |
Средства выразительности речи |
Мораль басни |
Эзоп |
|||||
И. Крылов |
Сын военного. Домашнее воспитание. Много читал, рано начал работать (в канцелярии). Овладел французским, итальянским языками, игрой на скрипке. Первое произведение – басня. Издавал журнал, писал пьесы. Написал более 200 басен |
Слон и Моська |
Слон, Моська, Шавка, толпы зевак, автор. |
1. Крылатые выражения: отколе ни возьмись; ай, Моська… 2. Прямая речь 3. Разговорная речь: отколе, в диковинку, знать, срамиться… 4. Однородные члены (градация) |
1. Я совсем без драки могу попасть в большие забияки; 2. Ай, Моська… |
1. Словарная работа.
2. Анализ текста и заполнение таблицы.
3. Работа с таблицей.