Читательская конференция "Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства" по трилогии Л.Н. Толстого "Детство", "Отрочество»", "Юность" для учащихся 7-х классов и их родителей

Разделы: Литература


Здравствуйте. Сегодня нам с вами предстоит стать первопроходцами, а путь первооткрывателей всегда труден. Впервые мы попытаемся провести читательскую конференцию с учащимися 7-х классов и их родителями, которая, надеемся, станет доброй традицией в нашей школе. Идея проведения такого мероприятия созревала на протяжении нескольких лет, когда мы пытались найти пути решения важной проблемы, с которой в первую очередь сталкиваемся мы, учителя русского языка и литературы. Почему наши ученики, научившись читать в начальной школе, к 7–8 классу читают все хуже и хуже? Почему отсутствует интерес к чтению? Как изменить подобную ситуацию?

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Читать много и с удовольствием. Но это возможно только в том случае, если родители сами много и с удовольствием читают, несмотря на недостаток времени.

Нам хочется, чтобы сегодняшний разговор по трилогии Л.Н. Толстого стал добрым, полезным, обогащающим наш ум и сердце, а не пустым времяпровождением. Поэтому, наверное, вспоминаются замечательные слова Ричарда Баха: “Все, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге”.

Презентации, подготовленные учениками.

7А класс. Семья Л. Н. Толстого-ребенка.

“Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства. Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?”– восклицает Л.Н. Толстой в первой части своей трилогии, и в этих словах мы слышим голос гения с сердцем ребенка, стремящегося воскресить невозвратимое в своем воображении.

7В класс. Семья Л. Н. Толстого-мужа.

Семья в жизни взрослого Толстого имела также огромное значение.

7Б класс. История создания трилогии.

Викторина. “ Насколько внимательно мы прочитали текст?”

I. Повесть “Детство”.

  1. Самое памятное место в интерьере классной комнаты? (Угол, в который нас ставили на колени.)
  2. В чем состоит то, что называют красотою лица: “ если она прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно?” (Улыбка.)
  3. Какой язык маман Николеньки знала в совершенстве? (Немецкий.)
  4. Любимая борзая собака отца? (Милка.)
  5. Любимое выражение Карла Ивановича? (Кукольная комедия.)
  6. Сколько лет жил в доме Карл Иванович? (12 лет.)
  7. Две главные страсти отца? (Карты и женщины.)
  8. Две пьесы, которые играла маман? (Концерт Фильда - своего учителя, патетическую сонату Бетховена.)
  9. Какой поступок Натальи Саввишны подтверждает бескорыстную любовь и преданность семье Николеньки? (Разорвала вольную.)
  10. День ангела бабушки. Каковы традиции в семье? (Самодельные подарки.)
  11. Что и кто преподнес? (Карл Иванович - коробочку, Володя – рисунок, Николенька – стихи.)
  12. Первая влюбленность Николеньки? (Сонечка Валахина.)

II. Повесть “Отрочество”.

  1. Какое событие автор-рассказчик считает началом отрочества? (Разговор с Катенькой: “Вы богаты - мы бедны”.)
  2. Как изменилось отношение к бабушке? (Чувство подобострастного уважения и страха заменились состраданием, чувством любви.)
  3. Из-за чего произошла ссора между братьями? (Из-за пустого разноцветного флакончика, который разбил Николенька.)
  4. Кого и за что Николенька ненавидит? (Джерома за унижение.)
  5. Назовите поступки Николеньки, о которых он не может забыть. (“Единица”, жалоба Мими, ключик.)
  6. Какой отроческий недостаток наделает много вреда в жизни? (Склонность к умствованию.)
  7. Как называли друзья Володи Николеньку? (Дипломат.)
  8. Кого можно назвать другом отрочества и юности? (Дмитрия Нехлюдова.)
  9. Какое слово дали Николай и Дмитрий друг другу? (“Никогда ни с кем ничего не говорить друг о друге”.)

III. Повесть “Юность”.

  1. Куда ездил Николенька рано утром после исповеди? (В монастырь.)
  2. Кто и как помог Николеньке на экзамене по математике? (Иконин, поменялся билетами.)
  3. Как поздравил Николеньку отец с поступлением в университет? (Дал ему кучера, пролетку и Красавчика.)
  4. Чем занимались Володя с Дубковым? (Играли в карты.)
  5. На чьем лице Николенька боялся увидеть шрамы? (На лице Сонечки Валахиной.)
  6. “Живи по-своему и не пляши ни по чьей дудке, это лучше всего”. Кто кому советует? (Нехлюдов Николаю.)
  7. Что узнал Николенька об Иване Ивановиче от княгини Корнаковой? (Что Николенька его наследник.)
  8. На ком в мечтах собирался жениться Николай? (На Вареньке, сестре Нехлюдова.)
  9. Назовите два любимых занятия Николая в деревне. (Игра на фортепиано, чтение французских романов.)
  10. Каковы, по мнению Николая, главные условия comme if faul? (Отличный французский выговор и красивые ногти.)
  11. Закончите фразу: “Отцу было 48 лет, когда он во второй раз…” (женился на Авдотье Васильевне Епифановой.)
  12. Что за обет лежал в основе дружбы Николая и Нехлюдова? (Правило откровенности.)

Обсудим? (Проблемные вопросы для обсуждения командами.)

  1. Толстой считал ребенка идеалом совершенства. Он опровергал как вопиющую нелепость мысль о том, что человек рождается с дурными задатками.
    От чего, по-вашему, зависит все, что происходит с человеком по мере взросления?
  2. Разве вы бьете своих детей? – спросила бабушка.
    – Чтобы что-нибудь сделать из ребенка, нужен страх…А чего дети боятся больше, чем розги? – отвечала княгиня Корнакова.
    Выскажите, пожалуйста, свое мнение.
  3. Л.Н.Толстой считал: “ Из всех пороков самый ужасный – это неблагодарность”.
    Согласны ли вы с мнением писателя?

“Узнай героя”. (Вопросы для зрителей.)

  1. “Самые обыкновенные, грубые и дурные черты: глаза маленькие, серые…” (Николенька Иртеньев.)
  2. “В пестром ваточном халате, подпоясанном поясом из той же материи, в красном вязаной ермолке с кисточкой и в мягких козловых сапогах”. (Карл Иванович.)
  3. “Карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука”. (Маман.)
  4. “Лицо его всегда было спокойно - выражало сознание своего достоинства и вместе с тем подвластности. Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы”. (Папа.)
  5. Он подавал руку “дощечкой”. (Оперов.)
  6. “Известный негодяй, шулер, а главное, трус, выгнан товарищами из полка за то, что получил пощечину и не хотел драться”. (Колпиков.)
  7. “Она была очень нехороша собой: рыжа, худа, невелика ростом, немного кривобока”. (Любовь Сергеевна.)
  8. Кто “знал математику превосходно и не хвастался, говоря, что собьет профессора”? (Зухин.)
  9. “Это был человек лет семидесяти, высокого роста, в военном мундире с большими эполетами, из-под воротника которого виден был большой белый крест, и с спокойным открытым выражением лица. Свобода и простота его движений поразили меня”. (Князь Иван Иванович.)
  10. “И как он хорош в этом мундире! Как идет голубой воротник к его чуть пробивающимся черным усикам! Какая у него тонкая длинная талия и благородная походка!” (Володя.)
  11. “Невысока ростом и, вследствие английской болезни, у нее ноги до сих пор еще гусем и прегадкая талия. Хорошего во всей ее фигуре только глаза; и глаза эти действительно прекрасны - большие, черные, с выражением важности и наивности”. (Любочка.)
  12. “Светло-голубые глаза и улыбающийся взгляд, прямой носик с крепкими ноздрями и ротик со светлой улыбкой, крошечные ямочки на розовых прозрачных щечках, беленькие ручки, к ней по-прежнему идет название чистенькой девочки”. (Катенька.)

Описание одного из вечеров.

Маман за роялем. Дети принесли краски, карандаши, бумаги и расположились около круглого стола.

(Семиклассница играет произведение Бетховена.)

Творческое задание.

Изготовить обложку книги:

7А класс к повести “Детство”.
7Б класс к повести “Отрочество”.
7В класс к повести “Юность”.

Защита работ.

Заключительное слово.

Уважаемые мамы и папы! Вы хотите, чтобы ваш сын или дочь читали? Добрых советов много, но я хочу дать только один. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.