Здравствуйте. Сегодня нам с вами предстоит стать первопроходцами, а путь первооткрывателей всегда труден. Впервые мы попытаемся провести читательскую конференцию с учащимися 7-х классов и их родителями, которая, надеемся, станет доброй традицией в нашей школе. Идея проведения такого мероприятия созревала на протяжении нескольких лет, когда мы пытались найти пути решения важной проблемы, с которой в первую очередь сталкиваемся мы, учителя русского языка и литературы. Почему наши ученики, научившись читать в начальной школе, к 7–8 классу читают все хуже и хуже? Почему отсутствует интерес к чтению? Как изменить подобную ситуацию?
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Читать много и с удовольствием. Но это возможно только в том случае, если родители сами много и с удовольствием читают, несмотря на недостаток времени.
Нам хочется, чтобы сегодняшний разговор по трилогии Л.Н. Толстого стал добрым, полезным, обогащающим наш ум и сердце, а не пустым времяпровождением. Поэтому, наверное, вспоминаются замечательные слова Ричарда Баха: “Все, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге”.
Презентации, подготовленные учениками.
7А класс. Семья Л. Н. Толстого-ребенка.
“Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства. Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?”– восклицает Л.Н. Толстой в первой части своей трилогии, и в этих словах мы слышим голос гения с сердцем ребенка, стремящегося воскресить невозвратимое в своем воображении.
7В класс. Семья Л. Н. Толстого-мужа.
Семья в жизни взрослого Толстого имела также огромное значение.
7Б класс. История создания трилогии.
Викторина. “ Насколько внимательно мы прочитали текст?”
I. Повесть “Детство”.
- Самое памятное место в интерьере классной комнаты? (Угол, в который нас ставили на колени.)
- В чем состоит то, что называют красотою лица: “ если она прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно?” (Улыбка.)
- Какой язык маман Николеньки знала в совершенстве? (Немецкий.)
- Любимая борзая собака отца? (Милка.)
- Любимое выражение Карла Ивановича? (Кукольная комедия.)
- Сколько лет жил в доме Карл Иванович? (12 лет.)
- Две главные страсти отца? (Карты и женщины.)
- Две пьесы, которые играла маман? (Концерт Фильда - своего учителя, патетическую сонату Бетховена.)
- Какой поступок Натальи Саввишны подтверждает бескорыстную любовь и преданность семье Николеньки? (Разорвала вольную.)
- День ангела бабушки. Каковы традиции в семье? (Самодельные подарки.)
- Что и кто преподнес? (Карл Иванович - коробочку, Володя – рисунок, Николенька – стихи.)
- Первая влюбленность Николеньки? (Сонечка Валахина.)
II. Повесть “Отрочество”.
- Какое событие автор-рассказчик считает началом отрочества? (Разговор с Катенькой: “Вы богаты - мы бедны”.)
- Как изменилось отношение к бабушке? (Чувство подобострастного уважения и страха заменились состраданием, чувством любви.)
- Из-за чего произошла ссора между братьями? (Из-за пустого разноцветного флакончика, который разбил Николенька.)
- Кого и за что Николенька ненавидит? (Джерома за унижение.)
- Назовите поступки Николеньки, о которых он не может забыть. (“Единица”, жалоба Мими, ключик.)
- Какой отроческий недостаток наделает много вреда в жизни? (Склонность к умствованию.)
- Как называли друзья Володи Николеньку? (Дипломат.)
- Кого можно назвать другом отрочества и юности? (Дмитрия Нехлюдова.)
- Какое слово дали Николай и Дмитрий друг другу? (“Никогда ни с кем ничего не говорить друг о друге”.)
III. Повесть “Юность”.
- Куда ездил Николенька рано утром после исповеди? (В монастырь.)
- Кто и как помог Николеньке на экзамене по математике? (Иконин, поменялся билетами.)
- Как поздравил Николеньку отец с поступлением в университет? (Дал ему кучера, пролетку и Красавчика.)
- Чем занимались Володя с Дубковым? (Играли в карты.)
- На чьем лице Николенька боялся увидеть шрамы? (На лице Сонечки Валахиной.)
- “Живи по-своему и не пляши ни по чьей дудке, это лучше всего”. Кто кому советует? (Нехлюдов Николаю.)
- Что узнал Николенька об Иване Ивановиче от княгини Корнаковой? (Что Николенька его наследник.)
- На ком в мечтах собирался жениться Николай? (На Вареньке, сестре Нехлюдова.)
- Назовите два любимых занятия Николая в деревне. (Игра на фортепиано, чтение французских романов.)
- Каковы, по мнению Николая, главные условия comme if faul? (Отличный французский выговор и красивые ногти.)
- Закончите фразу: “Отцу было 48 лет, когда он во второй раз…” (женился на Авдотье Васильевне Епифановой.)
- Что за обет лежал в основе дружбы Николая и Нехлюдова? (Правило откровенности.)
Обсудим? (Проблемные вопросы для обсуждения командами.)
- Толстой считал ребенка идеалом совершенства. Он опровергал как вопиющую
нелепость мысль о том, что человек рождается с дурными задатками.
От чего, по-вашему, зависит все, что происходит с человеком по мере взросления? - Разве вы бьете своих детей? – спросила бабушка.
– Чтобы что-нибудь сделать из ребенка, нужен страх…А чего дети боятся больше, чем розги? – отвечала княгиня Корнакова.
Выскажите, пожалуйста, свое мнение. - Л.Н.Толстой считал: “ Из всех пороков самый ужасный – это
неблагодарность”.
Согласны ли вы с мнением писателя?
“Узнай героя”. (Вопросы для зрителей.)
- “Самые обыкновенные, грубые и дурные черты: глаза маленькие, серые…” (Николенька Иртеньев.)
- “В пестром ваточном халате, подпоясанном поясом из той же материи, в красном вязаной ермолке с кисточкой и в мягких козловых сапогах”. (Карл Иванович.)
- “Карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука”. (Маман.)
- “Лицо его всегда было спокойно - выражало сознание своего достоинства и вместе с тем подвластности. Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы”. (Папа.)
- Он подавал руку “дощечкой”. (Оперов.)
- “Известный негодяй, шулер, а главное, трус, выгнан товарищами из полка за то, что получил пощечину и не хотел драться”. (Колпиков.)
- “Она была очень нехороша собой: рыжа, худа, невелика ростом, немного кривобока”. (Любовь Сергеевна.)
- Кто “знал математику превосходно и не хвастался, говоря, что собьет профессора”? (Зухин.)
- “Это был человек лет семидесяти, высокого роста, в военном мундире с большими эполетами, из-под воротника которого виден был большой белый крест, и с спокойным открытым выражением лица. Свобода и простота его движений поразили меня”. (Князь Иван Иванович.)
- “И как он хорош в этом мундире! Как идет голубой воротник к его чуть пробивающимся черным усикам! Какая у него тонкая длинная талия и благородная походка!” (Володя.)
- “Невысока ростом и, вследствие английской болезни, у нее ноги до сих пор еще гусем и прегадкая талия. Хорошего во всей ее фигуре только глаза; и глаза эти действительно прекрасны - большие, черные, с выражением важности и наивности”. (Любочка.)
- “Светло-голубые глаза и улыбающийся взгляд, прямой носик с крепкими ноздрями и ротик со светлой улыбкой, крошечные ямочки на розовых прозрачных щечках, беленькие ручки, к ней по-прежнему идет название чистенькой девочки”. (Катенька.)
Описание одного из вечеров.
Маман за роялем. Дети принесли краски, карандаши, бумаги и расположились около круглого стола.
(Семиклассница играет произведение Бетховена.)
Творческое задание.
Изготовить обложку книги:
7А класс к повести “Детство”.
7Б класс к повести “Отрочество”.
7В класс к повести “Юность”.
Защита работ.
Заключительное слово.
Уважаемые мамы и папы! Вы хотите, чтобы ваш сын или дочь читали? Добрых советов много, но я хочу дать только один. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.