Литература
-
Двухчасовой урок в 10-м классе по роману Достоевского "Преступление и наказание" по теме "Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?" 2009
Заключительный урок по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» проводится в 10-м классе в форме ролевой игры «Суд присяжных над Родионом Раскольниковым». Старшеклассники учатся монологическим ответам, умению доказывать свое мнение с помощью примеров из текста; развивают умение мыслить оригинально, нестандартно.
-
Дебаты как средство анализа художественного произведения на уроках литературы 2015
В статье рассказывается о системе уроков литературы, построенных в форме дебатов, решается сразу несколько задач как дидактических, так и социальных: формирование навыков отбора и структурирования материала и навыков ораторского искусства. Урок литературы в форме дебатов обращает внимание учеников на детали при работе с текстом, которые они, возможно, пропустили бы при обычном анализе. Все это мобилизует внимание как при чтении, так и в ходе дебатов.
-
Дебаты на уроках литературы. Пьеса А.П. Чехова "Вишневый сад" 2012
Дебаты необходимы человеку в современном мире. Будет правомерным включить дебаты как образовательную технологию в образовательный процесс. Дебаты отличаются высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
-
Декабристы в литературе, истории и живописи XIX века. Интегрированное пространство в образовательной среде 2019
Важнейшие события истории, которые нашли отражение в художественных текстах, учат читателя умению оценивать события и героев, их решения и поступки, способствует формированию чувства личной ответственности за всё, что происходит вокруг. Важное место заняла героическая тема в историческом развитии русской литературы. Значение её в познании прошлого нашей родины, в патриотическом воспитании юного поколения велико.
-
Декадентство в русской литературе рубежа веков 2021
Модернистская литература рубежа 19–20 веков характеризуется поиском новых форм, подходов для описания того, что происходило в реальной жизни в тот период. Настроение декаданса и было отражением разочарований и безверия части интеллигенции, её отказа от активной общественной борьбы. Чаще всего настроения декаданса воплощались в символизме. Сами декаденты рассматривали индивидуализм и эстетство как своего рода бунт против бесчеловечного буржуазного общества, глубоко враждебного человеку, красоте, искусству. Декаденты провозглашали себя носителями новой морали, нового жизненного стиля, получившего название «модерн», претендуя тем самым на то, чтобы полно отражать духовные интересы своего времени.
-
"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой …". Заключительный урок по творчеству А.С. Пушкина. 7-й класс 2013
Урок литературы закрепляет изученный материал по теме; обобщает знания о жанровом многообразии литературного наследия поэта. Разгадывая кроссворд по произведениям А.С. Пушкина, учащиеся вспоминают произведения великого поэта, изученные с 5-го по 7-й класс. Урок сопровождается презентацией.
-
"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…". Итоговый урок по былинам. 6-й класс 2012
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о древнем эпосе русского народа ‒ былинах; рассмотрение былин в широком культурологическом пространстве: связях жанра устного народного творчества с мифами, историей, воплощением былинных мотивов в музыке, изобразительном искусстве; обобщить знания о былине, ее языке, построении и героях; закрепить отличие и сходство былины и сказки.
-
Деловая игра-аукцион "Сростки – родина Шукшина" 2010
Данное мероприятие развивает познавательный интерес к своей малой родине. Краеведение воспитывает чувство патриотизма, любви к историческому прошлому края. Логические этапы мероприятия, дополняют друг друга и связаны между собой, что позволяет участникам мероприятия сосредоточить свое внимание на поставленных вопросах.
-
Делу - время, потехе - час 2007
"Сказка о потерянном времени" Е.Л. Шварца вызывает большой интерес у детей школьного возраста. В ней совмещается сказочная образность с театральной условностью и иронией. На представленном уроке третьеклассники проводят разбор произведения, чтобы затем на материале этого произведения поставить кукольный спектакль.
-
Демонстрационный вариант диагностической работы по читательской грамотности для обучающихся 6-х классов 2023
В демонстрационном варианте представлены примерные типы и форматы заданий диагностической работы для независимой оценки уровня подготовки обучающихся, не исчерпывающие всего многообразия типов и форматов заданий в отдельных вариантах диагностической работы.
-
Денис Иванович Фонвизин. Комедия "Недоросль": от классицизма к реализму 2005
Формируя понятие о литературном направлении, учитель помогает увидеть его особенности в произведениях разных авторов, соотношение "признаков" направления и творческой индивидуальности писателя. На уроке "ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН. КОМЕДИЯ "НЕДОРОСЛЬ": ОТ КЛАССИЦИЗМА К РЕАЛИЗМУ", где используются проблемные задания, эвристическая беседа, работа творческих групп, учащиеся делают вывод об открытиях Фонвизина, сумевшего, разрушив многие условности классицизма, создать глубоко новаторское как по содержанию, так и по художественной форме произведение.
-
День открытых дверей в литературном салоне "Парус мечты" (серия ЖЗЛ. А.Грин – солнечный рыцарь мечты). Путешествие по незабываемым страницам феерии "Алые паруса" 2011
В канву урока вплетены разные виды творческой деятельности учащихся: создание мультимедийного приложения по биографии писателя, театральные миниатюры, лирическая и музыкальная паузы, подготовка выставки рисунков по книге «Алые паруса», игра «Литературный магазин».
-
День рождение книги – общешкольный праздник без особых хлопот! Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера» 2020
Эта форма проведения внеклассного мероприятия показалась нам – учителю литературы Калашник В.Н. и школьному библиотекарю Хозивалиевой М.П. – интересной для участников, динамичной в проведении, познавательной и стимулирующей к прочтению книги. Придумали мы её сами, сами разработали порядок проведения и провели в нашем Лицее. Для своего мероприятия мы выбрали роман Дж.Свифта «Путешествия Гулливера». Однако выбрать можно любую книгу, по вашему желанию и, учитывая дидактические задачи.
-
День рождения неисправимого мечтателя Александра Грина в отдельно взятой школе 2018
«Когда дни начинают пылиться, а краски меркнуть», значит, настало время читать Александра Грина. На один учебный день весь Лицей превратился в Гринландию с её героями, городами, проливами и кораблями. И учащиеся получили возможность совершить удивительное «путешествие» в мир, наполненный солнечным светом, цветением трав и морским ветром.
-
День рождения Ридьярда Киплинга в отдельно взятой школе. "Большие путешествия «Маленького Пилигрима»" 2016
В празднике участвуют все учащиеся лицея, превратившегося в «сказочные джунгли Киплинга». Ребята не только знакомятся с творчеством писателя, соревнуются в знании его произведений, но и сами коллективным творчеством воссоздают мир героев Киплинга.
-
Деревенские посиделки. Праздник устного народного творчества для учащихся начальных классов 2007
Праздник для ребят начальных классов, который знакомит с устным народным творчеством, целью которого ставится: воспитание любви к своей земле, к своему народу; приобщение к истокам культурных традиций русского народа; пробуждение интереса к русскому фольклору.
-
Дерево жизни в якутском фольклоре 2009
Урок проводится в пятом классе. Цели и задачи урока - ознакомление с историей и культурой народа, развитие мыслительных и творческих способностей, воспитание правильного взгляда на взаимодействия человека и природы, внимание учеников к тому, что создано его предками.
-
Дерзающим судьба помогает (по роману Ж.Верна "Пятнадцатилетний капитан") 2010
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством Ж.Верна, совершенствуют умения анализировать прозаическое произведение, работают над определением жанра произведения. Урок служит воспитанию читательского интереса к изучению зарубежной литературы, развитию навыков работы с художественным текстом, развитию монологической речи, абстрактно-образного мышления.
-
Деталь как средство создания образов героев "Мертвых душ" и элемент художественного стиля Гоголя 2009
Урок проводится с целью систематизировать знания по теории литературы в ходе анализа художественного текста; пробуждать творческую мысль обучающихся, приобщать к искусству слова; учить видеть необычное в кажущемся обычном. Урок совершенствования знаний, умений и навыков; умения работать в группах.
-
Дети "удалого века". Образ времени и человека в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2007
Материал статьи может быть использован на заключительном этапе изучения повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Учащиеся выявят основную идею повести, проведут сравнительную характеристику героев. В ходе урока можно воспользоваться компьютерной презентацией с иллюстрациями художников, репродукцией картины И.Е.Репина "Запорожцы". Интерактивная игра способствует активизации познавательной деятельности учащихся на уроке литературы, позволяет вовлечь в работу всех учащихся.
-
Дети великих писателей 2024
Задачи исследования: познакомиться с фрагментами семейной жизни писателей и поэтов XIX века; познакомиться с биографией детей писателей и поэтов XIX века.
-
"Дети войны". Урок в 7-м классе по повести А.Лиханова "Последние холода" 2010
Данный урок способствует развитию навыков самостоятельной работы с художественной литературой, помогает совершенствовать монологическую речь, воспитывает вдумчивого читателя, пробуждает глубокое сочувствие к каждому человеку, учит не только выражать свои мысли, но и развивать творческие способности.
-
Дети-инвалиды — полноправные члены общества 2009
Урок показывает творческий подход учителя в преподавании литературы. Проблему, поднятую в этюде «Слепой музыкант», ребята замечают в современном мире. Оценивая жизненные ситуации героев, дети анализируют свои поступки, восхищаются силой духа инвалидов. Проблемные вопросы вовлекают весь класс в обсуждение, не оставляя равнодушными к бедам сверстников.
-
Детская книга войны 2016
Работа посвящена 70-летию Великой Победы. А как быть с теми, кто попал в плен, в концлагерь к фашистам, остался в блокадном Ленинграде? А если это дети?! Как им хотелось домой к маме. О том, что чувствовали, переживали, думали, мечтали ребята, посвящена презентация.
-
Детский фольклор 2010
Задача учителя заключается не только в том, чтобы дать учащимся необходимый объем знаний, но и развивать творческие способности ребенка средствами своего предмета. С этой целью автор проводит уроки творчества, при подготовке к которым каждый ученик выбирает себе задание по душе.
-
Детскость как свойство характера и мировидения писателя (исследовательская работа по творчеству К.Д. Воробьева) 2010
Предлагаемая исследовательская работа - попытка рассмотреть тему детства в художественной прозе К.Д. Воробьёва через определение понятия "детскость", в качестве основы формирования принципов социально-этического моделирования личности; через отношение к детям раскрыть образ души - мировидения писателя.
-
Детство не только яркая, но и очень важная, ответственная пора. По рассказу В.Солухина "Ножичек с костяной ручной" 2012
На уроке раскрывается нравственный смысл рассказа. Учитель подводит учащихся к пониманию важности сознательного, обдуманного совершения поступков, а также к способности переосмысления своего поведения.
-
"Детство, опаленное войной" (технологическая карта урока). 5-й класс 2014
Урок направлен на формирование личностного восприятия учащимися тех событий, которые описываются в лирических произведениях Симонова и Твардовского. Изучаются характеристики героев в произведении А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста» и К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». Учащиеся овладевают такими приёмами работы с текстом, как: понимание, выразительное чтение, анализ и интерпретация.
-
Деятельно-коммуникативный подход в обучении русскому языку и литературе 2006
Современному человеку на сегодняшний день для успешной самореализации необходимо овладение коммуникативными навыками. В статье рассматриваются возможности планирования и организации уроков на основе деятельно-коммуникативного подхода в обучении русскому языку и литературе. В приложениях дана технологическая карта по разделу "Мифы народов мира" и конспект первого урока из данного раздела.
-
Деятельностный и практико-ориентированный подход к анализу текста как фактор развития компетенций учащихся 2024
Главная идея педагогического опыта автора статьи сводится к деятельностному и практико-ориентированному подходу к анализу текста (и других языковых единиц) как фактору развития компетенций учащихся. Цель – воспитать обученную, компетентную личность, владеющую не только знаниями, умениями и навыками, но и опытом анализа, способами его проведения, умением и опытом создания собственного текста.