Тема урока: “Дети “удалого века”. Образ времени и человека в повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”.
Цели:
- через образы главных героев – Тараса, Остапа, Андрия охарактеризовать время, в котором они жили;
- сопоставить характеристики главных героев и понять, что дает это нам для раскрытия основной идеи произведения;
- вырабатывать умение работать с художественным текстом;
- попытаться понять, что же влекло Н.В.Гоголя в том смутном времени, какой идеал он увидел в той эпохе;
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; учиться толерантности.
Оборудование: повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, репродукция картины И.Репина “Запорожцы”, иллюстрации Е.Кибрика, Д.Шмаринова к повести “Тарас Бульба”, портрет Н.В.Гоголя, магнитофон, диск с музыкальным циклом А.Вивальди “Времена года”, свеча с подсвечником, тема урока и эпиграфы, выведенные на экран (второй эпиграф сначала не проецируется).
ХОД УРОКА
Украйна тихо волновалась.
Давно в ней искра разгоралась.
Друзья кровавой старины
Народной чаяли войны…
А.С.Пушкин “Полтава”.
Гоголь как бы опрокинул историю в будущее.
Г.А.Гуковский.
I. Организационный момент
II. Слово учителя. (Звучит музыка)
– Перед нами портрет Н.В.Гоголя – одного из
самых загадочных писателей в русской литературе
(слайд).Вы видите его таинственный, немного
лукавый взгляд. В чем же загадка Гоголя? Идут
века, а его произведения не стареют. Они остаются
как бы вне времени. Каждое поколение читателей
находит для себя что-то новое. В чем же источник
необычайной поэтичности гоголевских
произведений? Быть может, в том, что все озарено
светом идеала. Н.В.Гоголь всю свою жизнь
стремился к идеалу. К одному и тому же
произведению он возвращался по несколько раз. То
же самое произошло и с повестью “Тарас Бульба”.
Первая редакция 1835 года не устроила писателя, он
вновь возвращается к своим героям. И в 1842 году
выходит новая версия повести, в которой образы
Тараса и Андрия были значительно переработаны,
повествование дополнено батальными сценами,
которых не было в первой редакции. Чем же так
влекла Гоголя та смутная эпоха, почему так
тщательно выписывал он своих героев, детей того
“удалого века”? На эти вопросы мы и попытаемся
дать ответы на нашем уроке.
Цель нашего урока – через образы главных героев
увидеть тот “удалой век”, ту смутную эпоху,
попытаться понять, что же двигало людьми, в какой
мере время диктовало их поведение. (Слайд)
Обратимся к эпиграфу. “Давно в ней искра
разгоралась”,- говорит поэт. Зажигая эту свечу и
вглядываясь в её огонь, мы попытаемся мысленно
воссоздать ту эпоху, в которой жили те люди. Огонь
– вот ключевое слово той эпохи. Жизнь людей
проходила в огне сражений, казаки очень часто
играли с огнем, приходилось им находиться и между
двух огней: с одной стороны – татарва, с другой –
поляки. Огнем и мечом проходило казацкое войско
через города и деревни.
III. Работа с репродукцией картины. (Слайд)
– Посмотрите на картину. Знакома она вам? Кто на ней изображен? Как вы догадались? (По одежде, по внешности).
– Дома вы познакомились с героями повести.
Можем ли мы их найти на этой картине? Попытайтесь
это сделать.
Что мы можем сказать о людях, изображенных на
картине? Какие они? Что они делают? (На
основании ответов ребят делается вывод).
Вывод: основное занятие казаков – война. Такими людей той эпохи увидел И.Репин. А какими их увидел Н.В.Гоголь?
IV. Работа с текстом.
1. Анализ образа Тараса. (Слайд)
– Какие жизненные ценности утверждает в своих
наставлениях и в собственном поведении Тарас при
встрече с сыновьями?
– Каков смысл жизни Тараса?
2. Характеристика Остапа и Андрия. (Слайды)
– Что в братьях общего?
– В чем они не похожи?
– Как Остап участвовал в проказах?
– Как отец научил Остапа прилежанию?
– Чем отличается Андрий от Остапа при участии в
проказах?
– Всегда ли вместе с товарищами любил бывать
Андрий? Как он проводил свободное время?
Вывод: Тарас и Остап похожи. Они – дети своего лихого времени. Андрий отличается от них. Его влекут прелести мирной жизни.
V. Работа с иллюстрациями. (Слайды)
– Насколько художникам удалось передать характеры героев? Чьи иллюстрации, на ваш взгляд, наиболее точные? Сравните их с картиной И.Репина “Запорожцы”.
Вывод: у каждого художника свое видение тех героев, той эпохи.
– А теперь мы постараемся создать свой, собирательный образ той эпохи.
VI. Интерактивная игра
– Сегодня на уроке мы много говорили, характеризовали героев, используя разные слова. Через образы главных героев попытаемся воссоздать собирательный образ эпохи.
Работа в группах. 1-й ряд характеризует
Тараса, 2-й – Остапа, 3-й – Андрия. На каждом ряду
две парты объединяются в отдельную группу, таким
образом, класс условно поделился на шесть групп.
Каждой группе я выдам белый лист формата А4 и
цветные фломастеры. Далее все получают задание: с
помощью одного существительного
охарактеризовать заданных героев. Затем лист
передается другой группе по часовой стрелке.
Задание меняется. Теперь героев нужно
охарактеризовать при помощи прилагательного,
затем глагола, а после на основании этих слов
составить предложение. Все это время вы
передаете лист от группы к группе. Причем каждый
ряд по-прежнему характеризует своего героя.
Выполненные работы учащиеся сдают учителю,
который зачитывает и комментирует полученные
предложения, характеризующие собирательный
образ эпохи.
VII. Подведение итогов
– Жизнь человека XV века во многом определяла
война. Воспитанные суровой средой, люди не
представляли себе иной жизни, кроме военных
походов и набегов. Так живут Тарас и его сын
Остап. Младший же сын Тараса – Андрий - отказался
от тех моральных ценностей, которые внушал ему
отец, он выбирает другой путь и это говорит о том,
что в историческом сознании постепенно
происходил слом. Время войн уходило в прошлое, и
их место занимали дипломатия и переговоры.
Однако мужество, честь, отвага этих людей
сохранились в памяти народной.
– Какие качества героев мы можем принять для себя?
– Что недавно происходило на Украине? Выборы президента, которые, слава Богу, не закончились кровопролитием. Так давайте задуем свечу, и это будет символически означать, что мы погасим искру раздоров и конфликтов и пожелаем и Украине, и всем людям на земле мира и процветания, чтобы могучий дух народа служил созиданию, а не разрушению.
Проецируем второй эпиграф, читаем: “Гоголь как бы опрокинул историю в будущее” и еще раз убеждаемся в пророческом даре Гоголя.
VIII. Домашнее задание
Письменная работа “Тарас Бульба и его сыновья – дети своего времени”.
IX. Выставление и комментирование оценок
X. Рефлексия
– Спасибо всем за работу!