Тема: Деталь как средство создания образов героев «Мертвых душ» и элемент художественного стиля Гоголя.
Цели:
Образовательная. Систематизировать знания по теории литературы в ходе анализа художественного текста.
Воспитывающая. Пробуждать творческую мысль обучающихся, приобщать к искусству слова. Развивать умение самостоятельно добывать знания в результате развития самостоятельного мышления.
Развивающая. Развивать образное мышление, языковое чутьё, что способствует развитию яркой литературной речи. Учить видеть необычное в кажущемся обычном, способствовать развитию творческих способностей, развивать воображение и умение ценить слово и владеть им.
Оборудование: Опорный конспект. Художественный текст. Иллюстрации к произведению.
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков (с целью создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность).
Форма ученической работы: Групповая (всего 5 групп с определённым заданием).
План урока
1. Организационный момент.
2. Словарная работа с термином «художественная деталь».
Задача: Уметь работать с термином через примеры на основе уже полученных знаний.
3. Лекция по теме урока.
Задача: Уметь вычленить главное.
4. Самостоятельная работа в группах.
Задача: Уметь применять теоретические знания, видеть детали, осознавать их роль текста. Делать выводы.
5. Резервные задания эксперимент с домашней заготовкой.
Задача: Воспитать вкус к яркой характерной детали. Обратить внимание на стиль писателя.
6. Задание на дом.
Задача: Дать задания отдельным учащимся различные по сложности – дифференцированный подход.
7. Мотивировка оценок.
8. Оценка урока.
Ход урока
1. Организационный момент
Тема: Деталь как средство создание образов героев «Мёртвых душ» и элемент художественного стиля Гоголя.
Какой огромный, какой оригинальный сюжет!
Какая разнообразная куча!
Вся Русь явится в нём!Н.В.Гоголь.
2. Работа с термином «художественная деталь»
Словарная работа. Художественная деталь.
Деталь (от французского detail – часть, подробность, несущая значительную смысловую и эмоциональную и нагрузку).
Художественная деталь.
По объекту изображения.
Обстановка | Внешность |
Интерьер | Портрет |
Пейзаж |
3. Лекция учителя
Н.В.Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описания в прозе Гоголя самоценны, прежде всего, благодаря обилию предметно-бытовых деталей. Уже во времена Пушкина возникла необходимость в более критическом и детальном исследовании отдельных сфер русской жизни.
Детализация – важнейший аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь. Например: интерьер как средство характеристики практически не использовался в классической и романтической литературе. Однако писатели-реалисты поняли, как много может вещь рассказать о своём владельце. Роль художественной детали возросла.
Гоголь видит детали, будто под микроскопом, и они приобретают непривычный облик, но все же хорошо узнаваем читателям. Отдельно можно говорить о деталях в портретах (глаза у Плюшкина, у Манилова).
Манера письма Гоголя сродни комическому народному лубку, от него пошла традиция, связанная с юмором и абсурдом ХХ века.
Вывод делают дети.
1. Деталь как средство типизации (город, гостиница, одежда).
2. Деталь как средство индивидуализации, например: Манилов (речь, дом, кабинет и т. д.)
4. Самостоятельная работа в группах
Во 2-й главе найти детали, охарактеризовать их и определить их роль в тексте главы.
1 гр. – детали пейзажа, дома (внешний вид).
2 гр. – детали портрета, занятие героев.
3 гр. – детали интерьера, кабинета.
4 гр. – детали, помогающие описать поведение героев.
5 гр. – детали, характеризующие речь героев.
Подводятся итоги работы. В каждой группе один ученик пишет значение детали на доске. Так какой же Манилов?
5. Резервное задание (домашняя заготовка)
Эксперимент: 1-й ученик читает гоголевский текст выразительно, 2-й ученик читает тот же фрагмент без деталей. Что получилось? Какой же Манилов? Какова роль художественной детали? (Уметь видеть обычное в необычном, уметь внимательно читать, разгадывать загадки автора).
6. Домашнее задание трём группам, (дифференцированный подход)
1 гр. – Чичиков: Беда или надежда России (вопросы по учебнику, творческий практикум стр. 147.)
2 гр. – Судьба и характер крестьян, которых покупал Чичиков у помещиков.
3 гр. – Художественная деталь и её роль в создании образа Плюшкина.
7. Мотивировка оценок
8. Оценка урока