Литература
-
Годовая контрольная работа по Родной русской литературе. 5-й класс 2023
Представлена годовая контрольная работа по Родной русской литературе в 5-м классе.
-
"Гой ты, Русь моя родная" (художественные особенности лирики С.Есенина) 2012
Цель урока: научить внимательному, вдумчивому, осознанному чтению, что ведет к проникновению в глубинный смысл текста и помогает раскрыть народность творчества поэта, определить роль цветописи в поэзии С.Есенина.
-
Голос совести в рассказе В.Ф. Тендрякова "Хлеб для собаки" 2013
Цели урока: выявить нравственные уроки, которые получает главный герой рассказа В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»; развить умения анализировать художественные произведение; обозначить мотивы действия главного героя рассказа.
-
"Голубков огонь не берет". Опыт прочтения рассказа Татьяны Толстой "Соня" в 11-м классе 2008
В статье дан многоаспектный анализ рассказа Татьяны Толстой "Соня" (сб. "Река Оккервиль"). Основное внимание уделяется поэтике Толстой. Чтение этого рассказа на завершающем этапе изучения литературы в 11-м классе оправдало себя. Рассказ ставит важные нравственные вопросы, возвращает ученика к лучшим традициям русской классики. Рассказ позволяет говорить о постмодернизме как о современном художественном направлении. В статье указаны вопросы и задания для учеников.
-
"Гордое имя" 2014
Урок знакомит учащихся с особенностями лирики А.П. Кешокова. На уроке решаются тестовые задания на интерактивной доске, отгадывается кроссворд.
-
Горестный мир и его неожиданное преображение в главах романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" (рассказ "Мальчики"). 7-й класс 2008
Основные цели и задачи: показать противостояние добра и зла в душе ребенка, выявить истоки зла и найти пути его преодоления; воспитывать добрые чувства в детях. Дети выясняют значение слов «добро», «сострадание», «зло», приводят строчки из рассказа и библейские истины. Разворачивается дискуссия при ответе на вопрос: «Для чего рождается человек на земле?».
-
«Горжусь местом, в котором живу!» (ко Дню станицы Новомарьевской) 2024
Цель мероприятия: познакомить ребят с историей станицы Новомарьевской. Задачи: расширение кругозора учащихся, привитие любви к малой Родине, воспитание патриотизма.
-
"Горит его звезда". Урок по творчеству Н.М. Рубцова. 6-й класс 2010
Ученики знакомятся с трагической судьбой поэта, учатся понимать его "тихую" лирику, чувства лирического героя. Работа в группах для изучения стихов по методике Ривина помогает развивать воображение учеников, позволяет за короткое время запомнить стихотворный текст. Коллективный способ обучения имеет большое воспитательное значение.
-
"Горит его звезда…" О Христианских мотивах в лирике Н.Рубцова 2010
В статье рассказывается о христианских мотивах в лирике Н.Рубцова, о русском национальном характере в его творчестве.
-
"Город N в комедии "Ревизор" и петербургские миражи героев". 8-й класс 2010
Данный урок - урок обобщения изученного материала. Работа построена так, чтобы учащиеся в игровой форме систематизировали изученный материал и пришли к выводу, что деятельность чиновников и благополучная жизнь города взаимосвязаны; учащиеся вскрывают пороки людей и открывают глубинный смысл гоголевского произведения.
-
"Город Лицей на 59-м градусе северной широты" (литературный вечер по творчеству А.С. Пушкина) 2008
В работе представлен сценарий литературного вечера по творчеству А.С. Пушкина. Материал содержит сведения, позволяющие учащимся познакомиться с периодом обучения Пушкина в Лицее Царского Села, так как именно этот период вызывает неподдельный интерес у подростков.
-
Городская литература Средневековья. Жанр фарса и его особенности 2015
Цель урока: развить навык анализа драматического произведения.
-
Горький и Якутия 2011
В 20-е годы XX века огромную роль в деле идейного становления якутской советской литературы сыграло творчество А.М. Горького. «И дело не в формальном заимствовании сюжетов или в следовании каким-либо деталям творческой манеры – дело в усвоении самого духа творчества, идейно-нравственного его содержания. Горький был близок национальным советским авторам своим демократизмом, трудовой биографией, типичной судьбой талантливого выходца из народа.»
-
Горький – великий друг Якутии 2012
Представленный урок знакомит учеников с известными писателями Якутии.
-
Горький-драматург. Особенности жанра и конфликта в пьесе "На дне" 2010
На первом уроке по изучению пьесы учащиеся знакомятся с историей создания драмы М.Горького, её сценической судьбой, под руководством учителя входят в мир героев пьесы. Одиннадцатиклассники выясняют причины разобщённости людей "дна", определяют основной конфликт и жанр горьковского произведения.
-
Готовимся к итоговому сочинению по литературе: методы и приемы 2018
Каждый учитель предметник ищет всевозможные пути подачи материала, чтобы зацепить не только внимание ребенка, но и вызвать долгосрочный интерес к своему предмету, и тем самым дать возможность обучающимся добиться высоких результатов по своему профилю. Но иногда важно подать материал ни сколько интересно, а сколько максимально понятно и доступно. Так и строится работа в 11-х классах на уроках литературы при подготовке к декабрьскому итоговому сочинению.
-
Готовимся к юбилею любимого писателя 2010
План подготовки и проведения декады, посвященной юбилею писателя, может служить алгоритмом организации литературных праздников, предметных недель, посвященных освещению и осмыслению творчества интересующего вас и ваших учеников писателя, поэта. Учитель может использовать любой набор представленного материала, учитывая специфику и уровень подготовки класса.
-
Гравюра как изобразительный комментарий литературного произведения (на примере гравюр В.А. Фаворского и "Маленьких трагедий" А.С. Пушкина) 2009
Художник-иллюстратор переводит словесные образы в зримые, которые поясняют литературный текст, сюжет произведения, помогают представить протекающее действие, облик действующих лиц. Цель урока-исследования - анализ взаимосвязи гравюры со стихотворением с точки зрения соответствия их выразительных средств друг другу.
-
Гражданская война и судьбы русских людей в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия". 11-й класс 2011
Урок по данной теме второй в курсе изучения романа «Белая гвардия». С самим автором и его произведениями ребята уже знакомы ранее, поэтому в ходе урока организована опора на предыдущие знания, полученные на уроках истории и литературы по данной теме, на жизненный опыт учащихся. Интерес к уроку поддерживается сменой видов деятельности: портретные характеристики, речевые характеристики героев, зарисовки, вопросы для размышления, работа с текстом, творческое задание.
-
Гражданский и творческий подвиг А.Н. Островского 2011
Урок знакомит с особенностями творческой биографии А.Н. Островского. Учащиеся учатся конспектировать, анализировать прослушанное. На уроке используются фрагменты из произведений писателя.
-
Гражданственность в лирике А.А. Ахматовой. Открытый урок по литературе в 11-м классе. Метод проектов 2005
Этому уроку в системе уроков по творчеству А. Ахматовой отведена аналитическая роль с большой опережающей самостоятельной работой по чтению лирических произведений поэтессы. Групповая форма работы. Социологический опрос и анкетирование учащихся старших классов - причина обращения к исследованию. Доказывается гипотеза о гражданственности лирики поэтессы на протяжении всей жизни и творчества.
-
Грамматический строй рассказа И.А. Бунина "Антоновские яблоки" 2012
Цели урока: показать особенности поэтики И.А. Бунина на примере анализа рассказа "Антоновские яблоки"; раскрыть особенности "лирической прозы"; проследить единство русского языка и литературы; работа над терминологическим аппаратом.
-
Грамотность чтения (контрольная работа для учащихся 5-х классов) 2009
На уроке дети повышают уровень грамотности чтения с помощью учебного научно-публицистического текста.
-
"Гранатовый браслет" – молитва о любви". Занятие элективного курса в 11-м классе 2009
Знакомясь с повестью А.И. Куприна "Гранатовый браслет", учащиеся начинают понимать, что русская литература проникнута духом христианской веры.
-
Григорий Мелехов. Трагические страницы жизни. (По роману М.А. Шолохова "Тихий Дон") 2013
Методическая разработка урока литературы показывает неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова героя романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон», связь этой трагедии с судьбой страны.
-
Грозный голос Фемиды 2012
Интерес к учению появляется в том случае, когда ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера. Урок по пьесе А.Островского «Гроза» интересен детям потому, что они – непосредственные его создатели.
-
Групповая исследовательская работа на уроках литературы 2005
Разработка урока в 10-м классе, с целью осмысления мировосприятия Ф. Тютчева (на творческом уровне) в ходе сопоставительного анализа стихотворений.
-
Групповая работа на уроке литературы 2007
Есть в программе литературы произведения, от соприкосновения с которыми испытываешь особые впечатления. Удивление, какую-то необъяснимую радость, эмоциональную отзывчивость вызывают произведения В.Астафьева и Н.Рубцова у восьмиклассников и у меня. Когда на уроке обсуждаем рассказ В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет", то видим, как трепетно и тепло писатель, рассматривая старые деревенские фотографии, вспоминает о своих близких, о прошлом не только своих родных, но и школы, села, страны.
-
Групповая форма организации работы учащихся при изучении повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" в 9-м классе 2005
В предлагаемом материале автор делится опытом изучения традиционного для школьной программы произведения - повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с опорой на самостоятельную работу учеников с текстом. В основе урока - групповая форма организации труда учащихся. Работа в группах эффективна: она способствует развитию навыков самостоятельной работы с книгой, она демократична, воспитывает коллективизм, формирует общественное мнение, готовит к работе в старших классах, к студенчеству.
-
Гуманизм в поэзии С.А. Есенина (конспект урока литературы в 5–6-х классах) 2009
Основной целью урока является формирование у детей представлений об истинном назначении высокой поэзии: учить добру, милосердию, состраданию, "чувства добрые лирой пробуждать". Задача учителя доказать, что чтение стихотворений С.А. Есенина о животных – работа ума, сердца и души.