Детский фольклор

Разделы: Литература


Цель урока: расширить знания пятиклассников о детском фольклоре и его жанрах; формирование навыков самостоятельной поисковой деятельности учащихся; развитие их творческих способностей; содействовать формированию доброго отношения к людям, окружающему миру.

Оборудование: детские иллюстрации к сказкам, выставка книжек – малышек с загадками, плакат-путаница с жанрами детского фольклора.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Представление учащимися жанров детского фольклора:
    • загадка;
    • песня;
    • сказка;
    • игра, считалка;
    • представление альбома «Детский фольклор».
  3. Обобщение, подведение итогов.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. В начале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и попробуем передать его с помощью красок в тетрадях. Какое оно, ваше настроение: плохое или хорошее. Выберите для этого подходящие, с вашей точки зрения, цвета. Можете пользоваться фломастерами или цветными карандашами, цветными ручками. А теперь перейдем к теме самого урока, у меня родились строчки, которые сложились в такую вот загадку. Если вы ее отгадаете, назовете тему нашего урока:

Он знаком вам с детских лет,
В нем есть чудо, есть и смех.
Он смекалка, мудрость он.
В нем найдет себя любой,
Хоть певец он иль танцор,
Есть другие жанры в нем.
Вы узнаете его
Очень быстро и легко.
Это же, конечно, он:
Детский, близкий вам …
(фольклор)

С детским фольклором вы знакомы с детского сада. Но ваши познания были невелики. Готовясь к уроку, вы должны были провести поисковую работу и найти как можно больше жанров детского фольклора, познакомиться с их особенностями, а потом, разбившись на группы, подумать, как представить на уроке один из жанров. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

2. Представление группами жанров детского фольклора.

Загадки (1 группа)

Учитель: А начнем с этого уютного уголка. Кто его хозяин? (В углу класса имитация угла избы: стол, на нем самовар, чайные пары; на стеллаже выставка книжек – малышек с загадками.)

Сценка «В гости к загадке»

Ведущий: В этом доме живет Загадка. (Представляет ее зрителям). Она приветлива, гостеприимна, любит веселить всех, кто приходит к ней. Но только говорит она так, что не каждый понимает. (Выходит Догада – переводчик и разыгрывается сценка.)

Догада: Загадка, где ты живешь?

Загадка: А вот в этой «книге-раздвиге о четырех листах, где середка пуста». (Догада переводит: «А вот в этой избе».)

Догада: Загадка, где ты живешь?

Загадка: Проходите там, где «два стоят, два лежат, а один бегает».

Догадка: Проходите в дверь. Почему так светло в доме?

Загадка:

Привела я солнце за свое оконце,
К потолку повесила, стало в доме весело.

Догада: Электрическая лампочка освещает избу.

Загадка: Присаживайтесь там, где «стоят четыре брата под крышею одной, предружные ребята и все равны длиной».

Догада: Присаживайтесь к столу.

Загадка: Тот, у кого «четыре ноги, два уха, один нос да брюхо», ждет вас.

Догада: самовар ждет нас!

Ведущий: Ребята из нашей группы приготовили книжки-малышки с загадками и сейчас представят их своим товарищам.

Презентация книжек-малышек

Леня К.: Я постарался оформить свою книжку-малышку так, как оформляют настоящие книги. Она вышла в частном издательстве «Детская литература» в серии «Развлекательные книги». Составитель и художественный оформитель Коробейников Леонид. Здесь указан и формат книжки, год издания, цена (для учителя бесплатно). В моей книжечке две главы: загадки и шарады, об этом можно узнать из содержания книги. И я хочу представить ребятам несколько загадок из моей книжки-малышки.

Юля Т.: Свою книжку-малышку я сделала для младшей сестры. Ей 4 года. Эту книжку я подарила ей на день рождения. Я не только подобрала загадки для возраста своей сестры, но, чтобы ей было интересно, сделала к загадкам иллюстрации. Моя сестра была очень рада этой книжечке.

Учитель: А Женя П. очень ярко, красочно оформила альбомный лист с загадками. В чем особенность твоих загадок, чем они отличаются от тех, которые включила в свою книжечку Юля Т.?

Женя: У меня загадки авторские, а у Юли – народные. Написала эти загадки Л. Ульяницкая.

Песня (2 группа)

Учитель: Слово просят девочки. Они представят песню «Уж я сеяла, сеяла ленок», расскажут о том, что это за песня, когда ее пели.

(Представление песни.)

Учитель: У меня вопрос к девочкам: сельским, крестьянским трудом в старину, да и сейчас занимались взрослые, а значит и песню эту скорей пели женщины, убирая лен. А вы представляете ее как жанр детского фольклора. Почему?

Девочки: Раньше дети с малых лет помогали взрослым, учились у них работать и вместе с ними могли петь эту песню. То есть дети, помогая взрослым, перенимали у них не только трудовой опыт, но и песни, танцы и другие жанры народного искусства.

Сказка (3 группа)

Учитель: А вот здесь, на доске, у нас открылась целая картинная галерея. Как вы думаете, какой жанр детского фольклора представляют эти красочные иллюстрации?

(Учащиеся называют, к каким сказкам сделаны эти иллюстрации, народные или литературные это сказки. В случае затруднения помогает автор рисунка.)

Учитель: Вы прекрасно справились с заданием. Чувствуется, что сказка – один из любимейших ваших жанров. Сказки, о которых шла речь, написаны давно, они вошли в различные сборники и многим из вас знакомы. А вот сейчас прозвучат сказки, которые до вас еще никто не слышал, они пока никому не известны. Авторами их являются ваши товарищи. Они решили сочинить к уроку свои сказки, и у них получился целый альбом. (Ученица представляет альбом «Сочиняем сказки» и читает свою сказку «Городок в калькуляторе».)

Сказка «Городок в калькуляторе»

Какая чудесная вещь – калькулятор! Он может очень быстро выполнять все арифметические действия. И я всегда хотела узнать, как же он устроен. Однажды мне приснился сон, как я оказалась внутри этой машины. Я попала в страну цифр и знаков, которой правили четыре грозных короля – Сложение, Вычитание, Деление, Умножение. По первому сигналу жители королевства должны были немедленно явиться перед королями и выстроиться в строгом порядке. Слуги Десятки строго следили за порядком в королевстве.

Пуще глаза они охраняли таинственную Красную Кнопку. К этой Кнопке никого не подпускали. И мне хотелось узнать, в чем же здесь дело. Я дождалась ночи и пробралась к таинственной Кнопке. Охрана меня не заметила. Только я коснулась этой Кнопки - все вокруг замерло и стало темно. В этот момент я проснулась. Теперь я знала, что Красная Кнопка выключает калькулятор.

Игра, считалка (4 группа)

Наташа Ш.: Я хочу предложить ребятам игру «Бубенцы». Играющие встают в круг. На середину круга выходят двое – один с бубенцом или колокольчиком, другому завязывают глаза. Все поют: «Трынцы-брынцы, бубенцы, раззвонились удальцы: Диги-диги-дон, отгадай откуда звон!» После этих слов «жмурка» должен по звону бубенца поймать убегаемого от него участника с бубенцом.

 Учитель: А давайте, ребята, разыграем эту игру здесь, в классе. Выберем водящих. Что для этого нужно сделать? (Посчитаться).

Когда я была такой, как вы, и играла со своими подругами, у нас была такая считалка:

На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей.

А какие у вас сегодня считалки?

(Дети предлагают варианты считалок.)

Представление альбома «детский фольклор» (5 группа)

Учитель: У нас осталась еще одна группа, которая проделала большую работу, нашла разные жанры детского фольклора и оформила их в красочном альбоме.

Далее ребятам предлагается зачитать из своего альбома произведения тех жанров, о которых еще не говорили на уроке, а класс должен определить, что это за жанр и указать его отличительные признаки (дети читают небылицы, потешки, дразнилки, пестушки…)

3. Обобщение, подведение итогов

Учитель: Каждая группа постаралась интересно представить выбранный жанр. Итак, что же такое детский фольклор, что вмещает в себя это понятие, какие произведения его составляют?

Ответы: Это произведения, созданные для детей или самими детьми. Произведения о детях – это целый мир.

Учитель: А если бы вам пришлось изобразить этот мир, эту страну, какие бы вы использовали для этого краски? Почему?

Ответы ребят: Яркие краски, потому что этот мир добрый, искренний, веселый и счастливый.

Учитель: А соответствуют ли эти краски вашему настроению в конце урока? Покажите это настроение в тетрадях. Изменилось оно? Почему?

(Высказывания 2-3 учеников).

Давайте еще раз перечислим те жанры, которые дарят нам радость, скрашивают жизнь, для этого вам нужно распутать этот плакат-путаницу, правильно соединить части слов, записанных на нем:

Скоро
Иг
Пес
Зага
Ска
Небы
Поте
Драз
Част
Счи

 

 

шка
дка
лица
ра
нилка
ушка
говорка
талка
ня
зка

- Какого жанра здесь нет? (Пестушка.)

- А какой жанр есть, но мы о нем не говорили? (Частушка.)

Задание на дом: Познакомиться с жанром частушки и попробовать сочинить частушки о своем классе, своих товарищах.