День рождения неисправимого мечтателя Александра Грина в отдельно взятой школе

Разделы: Литература

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


«Когда дни начинают пылиться, а краски меркнуть»*,
значит, настало время читать Александра Грина».

____________

* Фраза из высказывания Даниила Гранина о творчестве Грина.

Цель мероприятия: знакомство с личностью и творчеством русского писателя Александра Грина, интерактивное знакомство с его произведениями и выдуманной страной Гринландией, развития у учащихся умения наблюдать, сравнивать, делать логические выводы, отбирать необходимые знания из большого объёма информации; воспитание интереса к путешествиям; расширение читательского кругозора.

Слово об Александре Грине. Александр Грин прожил тяжелую жизнь. Все в ней, как нарочно, складывалось так, чтобы из него сделать преступника или злого обывателя. Но этот угрюмый человек через все тяготы жизни пронес, не запятнав, дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку. Грин писал о самопожертвовании, мужестве - героических чертах, заложенных в самых обыкновенных людях. Он писал о любви к труду, к своей профессии, о неизученности и могуществе природы. Наконец, очень немногие писатели так чисто, бережно и взволнованно писали о любви к женщине, как это делал Грин. Грин говорил, что «вся земля, со всем, что на ней есть, дана нам для жизни, для признания этой жизни всюду, где она есть». Истории Грина вызывают в людях желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и «чувства высокого», свойственного исследователям, мореплавателям и путешественникам. После его рассказов хочется увидеть мир - не выдуманные писателем страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви.

1. Традиция. В нашем Лицее существует традиция – отмечать дни рождения выдающихся писателей, поэтов, драматургов. И создавать этот праздник не для одного класса или учебной параллели, а привлекать, как можно больше учащихся. И вот в прошлом учебном году мы – ученики Лицея, учителя литературы и работники информационно-библиотечного центра отпраздновали день рождения неисправимого мечтателя Александра Грина.

2. Подготовка. Учащимся 5-7 классов было дано задание - прочитать произведения А.Грина – «Алые паруса», «Капитан Дюк», «Корабли в Лиссе», «Сто верст по реке», «Вокруг света» и «Зеленая лампа», а учащимся 9-11 классов – «Бегущую по волнам» и «Блистающий мир». Учащиеся 9 классов под руководством учителя занялись созданием гриновских мест в нашем Лицее, т.е. накануне праздника «переименовали» самые значимые кабинеты в самые значимые географические объекты и корабли Гринландии. Учащиеся 10 классов под руководством учителя изобразительного искусства рисовали поздравительный плакат. Учащиеся 11 классов придумали своеобразное поздравление с днем рождения А.Грина для учащихся начальной школы под песню «Ребята, надо верить в чудеса». И еще подготовили ряд видеороликов по мотивам произведений А.Грина для демонстрации на большой перемене и в пересменку. А еще стены нашего Лицея украсили иллюстрации к произведениям Грина вместе с афоризмами самого писателя. Ведь действительно – «Есть на свете большие чудеса – улыбка, веселье, прощение, вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит, владеть всем»**. См. приложение № 1 и приложение № 2.

____________

** Грин А.С. Алые паруса-М.:1980- с. 102.

3. Проведение дня рождения. Учеников при входе встречали старшеклассники в импровизированных костюмах Ассоль, капитана Грея, лоцмана Битт – Боя и Фрези Грант, бегущей по волнам. Поздравляли с праздником, обращали внимание на поздравительный плакат и оформления. А потом отправились с поздравлением к ученикам начальной школы и пятиклассникам.

Поздравление!

Здравствуйте, ребята! Сегодня в нашем Лицее празднуется День рождение, День рождение замечательного писателя, увлеченного мечтателя, человека, придумавшего целый мир – АЛЕКСАНДРА ГРИНА! И мир этот называется Гринландия, от псевдонима писателя – Грин.

И этот мир – материки и острова, великий океан и пролив бурь, портовые шумные пестрые города и неизведанные таинственные леса и каньоны…  А живут там отважные моряки и смелые лоцманы, капитаны и путешественники, искатели сокровищ и авантюристы. И если на перемене вы внимательно посмотрите на двери кабинетов нашего Лицея, то увидите, что многие кабинеты, лестничные пролёты в честь дня рождения Александра Грина носят названия из его Гринландии.

Это знаменитые города – Лисс и Зурбаган, связанные с именами многих прославленных моряков. А особенно с именем лоцмана Бит Боя, приносящего счастье.  Это - Каньон с удивительным источником, воды которого синего цвета. И бесстрашный путешественник Рег, который решает сохранить эти синие воды в их первобытной красе.  Это река Лилиана, по которой Нок и Гелли совершили своё путешествие и больше уже не смогли расстаться друг с другом. Это и маленький городок Каперна, в котором девушка по имени Ассоль ждала корабль с алыми парусами и дождалась и корабль и капитана Артура Грея. Это и знаменитое судно, под названием «Бегущая по волнам» и легенда о девушке по имени Фрези Грант, которая умела ходить по волнам и исчезла. Это знаменитый Лисский маяк, освещающий путь уставшим кораблям и Друд, человек, умеющий летать…

Сам Александр Грин говорил: «Я люблю книги, люблю держать их в руках, пробегая заглавие, ведь заглавия звучат как голоса за таинственным входом и наивно открывают содержание текста».
Прочитайте названия книг Александра Грина, почувствуйте тайну и вернитесь к его книгам, когда немножечко подрастете.

И напоследок один совет от нашего сегодняшнего именинника – «Самые большие чудеса - это улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное слово. Владеть этим – значит владеть всем!!!!!»

4. Учащиеся 5 и 6 классов по специальным маршрутным листам обошли всю школу с «переименованными» названиями и добрались до библиотечного центра, где их ждал «свет зеленой лампы» - увлекательный рассказ о жизни Александра Грина и викторина по мотивам его самых увлекательных произведений. См. приложение № 3.

5. Читальный зал нашего библиотечного центра стал местом увлекательного виртуального путешествия – путешествия по Гринландии. Учащиеся вспомнили самые яркие фрагменты повестей и рассказов А.Грина, показали навыки внимательного чтения, задумались над смыслом гриновских произведений, убедились, что чудеса вполне возможно сделать собственными руками, без волшебной палочки, главное – очень этого захотеть!

Ребята, сегодня мы с вами совершаем путешествие по неповторимой и загадочной стране Гринландии. Создал её удивительный человек Александр Грин, родоначальник русской романтической фантастики 20 века. В этой стране есть города и селения, бухты и проливы, реки и моря, парусные корабли и отважные моряки, храбрость и романтика. В Гринландии живут, любят, мечтают и верят удивительные люди. Они обладают уникальными способностями.

Так Друд из «Блистающего мира» может и воплощает многовековую мечту человечества, он летает, не используя никаких технических средств. Но это вызывает у окружающих страх.

Фрези Грант из самого романтичного произведения писателя умеет бегать по волнам и приходит на помощь попавшему в беду на море Томасу Гарвею. «Не скучно ли на тёмной дороге? Я тороплюсь, я бегу?»***. Битт-Бой – приносящий счастье из рассказа «Корабли в Лиссе», удивительный лоцман оберегающий судно, на котором он находится от всех бед, прекрасно знающий моря и проливы. За то, чтобы Бит Бой стал лоцманом на его корабле спорят четыре капитана. Он любит и любим. Режи – королева ресниц - его избранница. Но лоцман знает о своей смертельной болезни, боясь причинить любимой боль, уплывает на незнакомом корабле навсегда.

____________

*** Грин А.С. Бегущая по волнам-М.:1977. - с.181.

А капитан Дюк, капитан шхуны «Марианна» готов отдать душу дьяволу, чтобы доказать свой профессионализм, чтобы пройти через пролив Кассет с полным грузом и не расстаться со своей командой и «Марианной».

А есть чудеса внешне не очень заметные, но от этого не менее удивительные. Давайте вспомним Гелли из рассказа «Сто вёрст по реке». Её вера, преданность, смелость превратили Нока из человека, ненавидящего всех женщин, в человека, несмотря на ужасность обстоятельств, любящего и открытого для всего самого хорошего. Гелли спасла его душу от ненависти.

Случаются в произведениях Грина и парадоксальные ситуации. Так Стильтон из рассказа «Зелёная лампа» хотел сделать из бедняка Ива игрушку, игрушку из живого человека, забавы ради. В итоге его издёвка превращается в возможность для Ива найти свою мечту, обрести призвание. Ив становится врачом, а пресыщенный жизнью Стильтон разоряется.

Вы прошли по нашей «лицейской Гринландии» и, конечно, «видели» Зурбаган и Лисс, пролив Кассет и Синий каскад Теллурри, общину «Голубых братьев» и знаменитый маяк, а еще обратили внимание на большое количество парусников. Наверное, самый известный из них – это «Секрет», судно, капитаном которого был Артур Грей. И сейчас с вами обратимся к самому чудесному произведению Грина – «Алые паруса». Грин писал это произведение в обледенелом Петрограде, чудом выжившим после тяжело болезни, без денег и постоянного жилья, но с непоколебимой верой в добро людей и чудо!

Ассоль – главная героиня книги - мечтает о прекрасном принце на корабле с алыми парусами, казалось бы откуда взяться такой мечте у девочки из рыбацкого посёлка. Одна случайная встреча со сказочником Эглем оживила в детской душе прекрасную светлую мечту.  Эту мечту Ассоль пронесла через годы, годы насмешек, унижений, обид. А юный Грей, часами разглядывавший морской пейзаж на стене библиотеки родового замка, поклялся, что его портрет никогда не будет украшением стен этого самогозамка и сбежал из дома. Вячеслав Попов, адмирал, командующий Северным флотом, утверждает: «Море слабых не любит – это истина. Но истинными моряками становятся люди внутренне богатые, красивые, честные и благородные,способные воспринимать и ценить красоту, как Артур Грей».4. См. приложение № 4.

6. На большой перемене (20 минут) ученики нашего Лицея «бродили» по «Гринландии», вчитывались в названия, полные солнечного света и морского ветра, читали замечательные высказывания А.Грина, подпевали звучащим песням о синем Зурбагане, о далеких странствиях, о дремлющем Лиссе…

Вот такой у нас получился праздник. Организовать и провести оказалось совсем не сложно, а впечатлений и положительных эмоций у наших учеников – очень много!

Список использованной литературы.

Книги:

Грин А.С. Собрание сочинений в шести томах. М.: Правда,1965.
Т.1: Рассказы -463с.
Т.2: Рассказы –484с.
Т.3: Алые паруса -448с.
Т.4: Золотая цепь – 400с.
Т.5: Бегущая по волнам -475с.
Т.6: Дорога никуда-408с.
Грин А.С. Алые паруса - М.: Оникс,2010-176с.: ил.- (Биб-ка российского школьника)
Грин А.С. Бегущая по волнам/ Худ. Харшак А.А. – М.: Советская Россия,1989 -184с.: ил.

Статьи:

1.Петровский М. Романс и феерия. О происхождении сюжета «Алых парусов» А.С. Грина//Литература,1997, №24- с.2-3.
2. Кабаков М. Необходимый Грин. //Литература,1995-№ 42 – с.7.
3. «Алые паруса» А. Грина. Тематический номер//Литература,2002, №31.
4.Галицких Е. «Алые паруса» Александра Грина –от метафоры к символу ХХ века. // Литература,2002, №5-с.2-3.
5. Липатов В. Вечные «Алые паруса» //Литература,1996,№44 –с.15.
6.Менделеева Д.Феерия и романы Александра Грина. //Литература, 2004, №23 –с.19-24.
7. Дом-музей Александра Грина в Кирове (Вятке)//Литература, 2004, №23- с.15.
8.Шишкина Е.А. В тени алых парусов. //Литература в школе, 2006, с. 30 -32.
9.Соловей Т. Поверьте в чудо. //Уроки литературы,2008, №3- с.11-15.
10.Порядина М. На теневой стороне. //Библиотека в школе, 2010, №12, с.33-35.
11.Варламова Л.Детское живет в человеке до седых волос...//Детская литература, 2001, №5-6- с. 54-57.
12.Игнатова Г.И.Навстречу алым парусам мечты...// Уроки литературы, 2012, №10 –с.11-13.
13.Варламов А. Алые паруса Александра Грина// Библиотека в школе, 2005, №11 –с.43-45.
14.Тихомирова И. Сказки, способные потрясать. //Школьная библиотека, 2003, №1 –с.40 -44.
15.Соловей Т.Г.Нужны ли людям чудеса? //Литература в школе, 2007, № 7- с. 23 -26.