Цели:
- Обучающие
Эпиграф к уроку.
Стыдно – это хорошо, это знаешь ли
благородно, это значит, что такого больше не сотворишь. В.Железняков |
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Владимир Алексеевич Солоухин родился 14 июня 1924 г. в селе Алепино Владимирской области. Родился в крестьянской семье. Маленькое село Алепино, будто мощное увеличительное стекло, через которое видна вся Россия. «Обычное владимирское село из тридцати шести дворов – одно для меня на всей земле, я в нем родился и вырос»,– пишет сам автор. В 1938–1942 учился во Владимирском механическом техникуме. В годы Великой Отечественной войны служил в Москве в воинской части. Окончил Литературный институт им. М.Горького.
Творческий путь начинал как поэт. Выпустил сборники стихов. Главные темы
произведений В.Солоухина – раздумья о судьбах Родины, красоте ее природы,
любовь, философское осмысление жизни. Отличительной особенностью прозы Солоухина
является приверженность к невыдуманным сюжетам, свободное построение
произведений, лирическая манера повествования.
В.Солоухин умер 4 апреля 1997 года, а похоронен на своей родной земле – селе
Алепино.
Посмотрите на тему урока. Какое главное слово в этой фразе?
Дети. Детство.
У. Какие ассоциации, впечатления, мысли, ощущения вызывает у вас слово «детство»?
Д. Детство – это игрушки, мультфильмы, качели, сказки, санки…
У. Какие произведения о детстве вы читали?
Д. В.Драгунский «Денискины рассказы», Л.Н.Толстой «Детство»…
У. Мир детства предстает иногда как нечто особенное. «Детство – самая счастливая пора». Можете ли вы согласиться с этим утверждением? Можно ли слово «счастливая» заменить словами «безоблачная», «беззаботная», беспечная»?
Д. Все же некоторые из взрослых считают, что и в детстве есть много проблем. И проблемы эти особенно трудны: ведь человек сталкивается и с радостью, и с болью впервые.
У. Сегодня у нас необычный урок – урок-размышление. Мы попробуем поразмышлять над рассказом В.Солоухина «Ножичек с костяной ручкой».
Рассказы В.Солоухина разнообразны по содержанию; нравственные проблемы их актуальны и остры: писателя прежде всего интересует человек, его мир.
Сегодня перед нами стоит непростая задача. Нам необходимо разобраться в сложном жизненном вопросе: «Всегда ли человек проживает жизнь «без сучка и задоринки»?
И если не всегда, то как вернуться на путь истины, добра, справедливости? Что этому должно сопутствовать?
Рассказ автобиографический. Писатель рассказывает о своих детских воспоминаниях, о людях, окружавших его, передает свое восприятие событий. Рассказ написан от первого лица, авторское «я» – это Вова Солоухин, он и автор, и повествователь.
Сюжетно-композиционный анализ
На сколько смысловых эпизодов можно разбить текст? Составьте простой план. Формулировки дайте в виде повествовательного предложения.
- Из Москвы Вове привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой.
- Ножичек имел много преимуществ.
- На уроке ножичек пропал, Вова решил, что его украли.
- Федор Петрович пытается выяснить, кто из ребят взял нож.
- Учитель тщательно обыскивает детей.
- На колени из тетради выскользнул злополучный ножичек.
- Предстояло решить одну из самых трудных психологических задач.
- Хотелось отлежаться, отплакаться вдалеке от людей.
Анализ содержания произведения
1. Какое детское воспоминание легло в основу рассказа?
Воспоминание о том, как из Москвы Володе привезли красивый ножичек, а на одном из уроков он пропал. Мальчик решил, что ножичек украли, а потом пропажа нашлась, и было очень стыдно перед детьми и учителем.
Опишите ножичек.
Небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями; одно лезвие побольше, другое– поменьше; на каждом ямочка, чтобы зацеплять ногтем; пружины новые, крепкие; лезвие летит само, даже еще и щелкает.
Почему так много места в начале рассказа уделено описанию ножичка? Что значит ножичек для Вовы?
«Ножичек превратился в бесценное сокровище».
2. Для деревенского мальчика это было «бесценное сокровище», т.к. ножичек имел много преимуществ. Назовите их.
Можно «срезать ореховую палку, а лоза висит почти что на кожице»; можно «перерезать палку толщиной с большой палец», можно «вырезать свисток», «выходили чистенькие, аккуратные свистки»; можно «зачинить карандаш».
3. На уроке ножичек пропал, Вова решил, что его украли. Почему он так решил?
«Для меня-то сомнений не было: конечно, кто-нибудь украл – все ведь завидовали моему ножу».
Опишите чувства, которые испытывает мальчик.
«Рука судорожно мыкнулась по дну сумки, заметалась там»; «под ложечкой неприятно засосало»; «ощущение непоправимости свершившегося холодком скользнуло вдоль спины», «растерялся, вид мой был достаточно жалок».
4. Почему, выясняя, кто украл ножик, Федор Петрович всех учеников называет не по имени, а по фамилии? А приятеля Вовы: «Юрий»?
В первом случае учитель называет учеников по фамилии, чтобы подчеркнуть официальный характер «допроса». Во втором, назвав мальчика полным именем, он хотел, чтобы все в классе поняли, что они совершили серьезный проступок и что он, учитель, очень сердит на них.
5. Остановимся на эпизоде «Обыск».
Идет подробное описание обыска – через внутренний монолог Вовы – тревожных мыслей, чувств мальчишки, который по неосторожности подверг своих товарищей такому унижению.
Как ведет себя каждый из них, что чувствует?
Ученики: «покрасневшие лица моих товарищей», « растерянные, пристыженные», «каждый из них краснел, когда вставал на окрик учителя».
Нельзя не заметить «прямые» оценки автора, в которых он высказывает свое сочувствие к детям: « в простеньких деревенских платьишках и рубашонках», «их ручонки», «проверял их портфелишки», «копался в вещичках», «обшарив пиджачки».
Учитель: «оглядывал класс злыми глазами», «хотел уличить в воровстве», «выстроил в линейку около классной доски», «кто из вас не только вор, но еще и трус и лгун», «копался в вещичках ребятишек с пристрастием», «тщательно обыскав все сумки и парты, проверив карманы, обшарив пиджачки, заставил разуваться, развертывать портянки, снимать чулки».
Вова: «я остался один сидеть за партой, почудилась мне некая отверженность, некая грань, отделившая меня ото всех, грань, которую перейти мне потом, может быть, будет не так просто»; «мне было стыдно за то, что я невольно затеял всю эту заварушку».
Еще не понимает, но уже осознает, что жизнь более сложна, чем ему представлялось до этого.
Попробуйте пересказать эпизод обыска от лица одного из учеников.
6. На колени из тетради выскользнул злополучный ножичек.
Опишите душевное состояние мальчика после того, как он нашел ножичек. Найдите в тексте слова и выражения, которые подтвердят ваш ответ.
«Это не была радость от того, что пропажа нашлась»; « я скорее обрадовался бы, если бы он провалился сквозь землю, да, признаться, и самому мне в то мгновение хотелось провалиться сквозь землю»; «из-за меня каждого из этих мальчишек и девчонок унизительно обыскивали, подозревали», «из-за меня их оскорбили, обидели, ранили».
7. Вова оказался в сложной ситуации. Ему предстояло решить нравственный вопрос.
Что такое нравственность?
Словарь Ожегова: «Нравственность– внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами».
Так какой же нравственный вопрос предстояло ему решить?
«Если я сейчас не признаюсь, что ножик нашелся, все для меня будет просто».
«Но значит, так и останется впечатление, что в нашем классе учится воришка».
«Если же я сейчас признаюсь… О, подумать об этом было ужасно!,, Из-за меня их обидели, оскорбили, ранили»
Здесь и чувство вины перед ребятами, и злость на себя.
Герой рассказа еще маленький и не умеет найти правильного решения при «столкновении неопытного мальчишеского сердца с жизнью, только еще начинающейся».
Ему было очень стыдно, но он нашел в себе мужество признаться.
«Я, как лунатик, вышел из-за парты и побрел к учительскому столу, вытянув руку вперед: на ладони вытянутой руки лежал ножичек».
Подведение итогов
У. Понравился ли вам рассказ. Поделитесь своими впечатлениями. Какие жизненные уроки постигает Вова в этой ситуации? А как бы вы поступили на месте мальчика? Приходилось ли вам заново оценивать собственные поступки? Расскажите, что произошло, каковы были ваши действия? Что вы думаете о своем поведении?
Выслушиваются ответы детей.
– Перечитайте эпиграф к нашему уроку. Объясните его смысл. Подходит ли он к тому, о чем мы говорили на уроке.
Рефлексия
У. Что вы открыли на нашем уроке для себя?
Д. Сегодня на уроке я узнал…
– Сегодня на уроке мне было интересно…
Домашнее задание
У. Единственным желанием мальчика в позорную для него минуту было «провалиться сквозь землю», но он нашел в себе силы выслушать от каждого из ребят: «Эх, ты!»
Так и остается Вова один на один со своими угрызениями совести. Нам остается только догадываться, как сложатся его отношения с одноклассниками.
Попробуйте написать продолжение рассказа. Какой разговор состоялся между детьми утром? Какой урок вынес Вова из этой непростой жизненной ситуации.