Литература
-
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: человек, гражданин, учёный, публицист... 7-й класс 2021
Цели урока: расширение знаний о Д.С.Лихачёве как человеке, гражданине, учёном, публицисте; развитие умений самостоятельно мыслить, делать выводы из прочитанного, формулировать собственные суждения; воспитание уважения к Родине, выдающимся личностям России, к русскому слову и русской культуре. Анализ жизненных обстоятельств и событий, повлиявших на формирование личности Д.С.Лихачёва.
-
Дневник Софьи (урок культурологической направленности по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума") 2011
Урок нацелен на то, чтобы дать всестороннюю характеристику образа Софьи через взаимоотношения с Молчалиным и Чацким. В ходе урока учащихся знакомятся с бытовой стороной эпохи XIX века – ведением дневниковых записей. Анализируя возможные записи в дневнике Софьи Павловны Фамусовой, учащиеся характеризуют героев «любовного треугольника», выявляют авторскую позицию.
-
"До последнего дыхания…". Открытый урок по литературе, посвященный 60-летию Великой Победы 2004
60-летию Великой Победы посвящается... Сегодня, наконец, мы пришли к необходимости признания того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа. На примере поэтических произведений о войне, созданных поэтами различных национальностей, подвести учащихся к пониманию необходимости межнационального общения, воспитанию чувства гордости за свою Родину и народ, толерантному отношению к людям других национальностей.
-
Добрая старая сказка "Репка" на новый лад 2009
Дети очень любят, когда на урок приходят герои любимых сказок. Им очень нравится участвовать в них. Я предлагаю инсценировку сказки "Репка" на новый лад на уроках. Эту сказку можно использовать и во внеклассной работе, где дети встречаются с устным народным творчеством.
-
Добро и Зло в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" 2008
Урок литературы по произведениям Н.В.Гоголя «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством». Ученики заранее готовят сообщения о детстве Гоголя. В результате беседы на уроке им удается определить основную проблему, объединяющую эти повести, – проблему добра и зла и сделать выводы, формирующие нравственность учеников.
-
Добро и зло в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина 2008
Цели урока: раскрыть нравственный смысл сказки Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"; продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать; формировать прочную нравственную позицию, положительную ориентацию на распознавание истинной красоты.
-
Добро и зло в нашей жизни (на примере "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина) 2011
Представлен урок литературы в 5-м классе. Учащимся предлагается порассуждать о добре и зле в нашей жизни. А помогает в этом «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. Также на уроке обобщаются знания и о других сказках великого писателя. На уроке используется технология проблемного обучения.
-
Добро и зло в произведении В.Гаршина "Сказка о жабе и розе" 2013
Цель урока: создание условий для анализа произведения, при котором каждый обучающийся сможет осознать социально-практическую личностную значимость в жизни, создание условий для оценки собственных поступков; создание условий для развития ценностного отношения к окружающему миру. Урок литературы построен по опорным картам, которые помогут последовательно проанализировать произведение и привести к выводу о том, что смертные грехи, неслучайно описаны в Евангелие, что они приносят не только горе окружающим, но и разрушают самого человека.
-
Добро пожаловать в мир сказок. 5-й класс 2013
Представлен сценарий внеклассного мероприятия по литературе по теме "Сказки", в который включены интеллектуальные задания, проверяющие знания обучающихся о литературных и народных сказках. Данное занятие проводится в игровой форме, развивает индивидуальную творческую активность, умение работать в группах.
-
Добро, Истина, Красота в стихах Н.А. Заболоцкого 2011
В начале урока дается краткий обзор жизни поэта. В целом урок посвящен подробному анализу трех стихов поэта: "Журавли", "Не позволяй душе лениться", "Одинокий дуб". Учащиеся также вспоминают отличие стихов от прозы, размышляют о роли стихов в жизни человека, находят изобразительно-выразительные средства, повторяют размеры стиха и виды рифм по расположению в строке. Завершается урок написанием сочинения-миниатюры на тему "Какое стихотворение поэта особенно взволновало вас?"
-
Добрые и злые духи в русской и чувашской литературе (уроки по произведениям Н.В. Гоголя, стихотворению А.С. Пушкина "Бесы" и балладе М.Ф. Федорова "Леший") 2008
Урок литературы в 10-м классе «Добрые и злые духи в русской и чувашской литературе» нацелен побудить учащихся к размышлению об общих традициях, темах, образах и мотивах в философских произведениях русской и чувашской литературы (интертекстуальные связи); активизировать учащихся, вызвать интерес к теме, используя интерактивные технологии на уроке; обратить внимание учащихся на проблемы, которые затрагивают авторы; совершенствовать навыки сопоставительного анализа текста; воспитывать толерантное отношение к человеку.
-
"Добрые люди" (заключительный урок по роману Булгакова "Мастер и Маргарита") 2008
Проблематика романа Булгакова "Мастер и Маргарита" определяет сущность человека. За тысячелетия существования христианского общества человечество должно было накопить огромный культурный и социальный опыт, сознательно прийти к организации общества, основанного на лучших нравственных традициях. Что движет человеком в современном обществе, как он способен организовать свою жизнь, сопротивляться искушению властью, комфортом, материальной выгодой, мелкими страстями? Способен ли человек ответственно относиться к своим поступкам, чтобы поступать по совести. Что вообще составляет сущность человека?
-
"Добрый день, господа!" 10-й класс 2011
Урок в 10-м классе посвящен русской литературе первой половины и начала второй половины XIX века. В процессе работы обращается внимание на историю России, повторяется творчество писателей и поэтов этой эпохи, а также приводятся интересные факты из их жизни. Обобщаются знания о тропах и фигурах, то есть о средствах художественной выразительности речи. В качестве дополнительного материала используется слайдпрезентация.
-
"Доволен ли Д.И. Писарев Базаровым?" (Осмысление статьи Д.И. Писарева "Базаров") 2010
Изучение статьи – это проблема не только методическая, но и психологическая. Роль учителя: грамотно и тактично объяснить основное содержание статьи. Главное на уроке: творческий поиск учителя и ученика.
-
Доклад как средство активизации речевой деятельности учащихся на уроках литературы 2011
В статье утверждается, что школа призвана обучать культуре речи, то есть умению так использовать языковой материал, чтобы обеспечить наилучшее воздействие на аудиторию.
-
Доклад на семинар "Использование соцсетей как средство изучения русского языка и литературы" 2023
В статье речь пойдет о том, как можно использовать всеобщее увлечение социальными сетями в обучающих целях на уроках русского языка и литературы на примере наиболее популярных у подростков социальных сетей.
-
Доклад на тему "Театральная педагогика как инновационная образовательная среда" 2019
Театральная педагогика – это не только театр, это еще одна область, в которой ученики могут почувствовать себя успешными. Социальные проблемы средствами театральной педагогики решаются очень хорошо. Главное - театральная педагогика имеет отношение к реальной ситуации понимания, переживания и образования ребенка. Театральная педагогика – такая редкая технология, которая не менее важна, чем умение работать с интерактивной доской.
-
Доктор М.А.Булгаков 2020
Представлена презентация, рассказывающая о жизни и творчестве М.Булгакова.
-
"Долгая дорога короткой песни", или Хокку как традиционный жанр японской лирики 2013
Японская литература и культура экзотичны. Учащиеся знакомятся с одним из жанров японской литературы, лирическим стихотворением "хокку". Именно этот жанр выражает японский национальный дух.
-
Доля женщины в случайном семействе (По произведениям Ф.М. Достоевского) 2009
В работе поднята тема судьбы женщины в творчестве Ф.М. Достоевского.
-
Дом – край – мир. Способы реализации национально-регионального компонента на уроках и во внеурочное время 2005
В Красноярске разработана программа курса "Литература Красноярского края". Существует несколько способов ее реализации: "рассредоточено"; избирательно (подробно изучается творчество лишь одного писателя); через интегративные уроки, внеклассные мероприятия, элективные курсы; участие в НОУ; проектную работу (создание музейной экспозиции, компьютерных презентаций, выпуск альманаха); в форме фестиваля, конференции, заочной экскурсии. Данная многоуровневая модель реализации регионального компонента находится в стадии доработки.
-
Дом в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2012
Урок-исследование включает материал по биографии М.А. Булгакова, необходимый для раскрытия образа дома в романе. Викторина проверяет знание текста романа, учит проводить ассоциации. Метод проблемного обучения помогает осмыслить произведение. Заканчивается урок творческими заданиями.
-
Дом мечты 2011
Урок-игра воспитывает интерес к школьной жизни ребенка, учит развивать в детях стремление к учению с увлечением.
-
Дополнительный материал в 9-м классе по творчеству Н.В. Гоголя "Блажен незлобливый поэт…" 2011
Дополнительный материал к внекласcным мероприятиям и к урокам литературы в 9-м классе по творчеству Н.В. Гоголя выполнен в виде презентации, состоящей из 20 слайдов с использованием Internet Explorer, Word, PowerPoint. Данная работа предназначена для учителей русского языка, литературы и МО.
-
Дополнительный материал к уроку: "Образ Порфирия Петровича в романе Достоевского "Преступление и наказание" 2010
В статье приводятся положительные и отрицательные факторы, свойственные рассматриваемому персонажу, и делаются соответствующие выводы.
-
"Дорога к счастью". Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Улицкой "История про воробья Антверпена, кота Михеева, столетника Васю и сороконожку Марью Семеновну с семьей" из сборников рассказов "Истории про зверей и людей". 5-й класс 2014
Воспитывать эстетический вкус, ориентировать на чтение лучших произведений писателей-современников – задача уроков литературы. Урок знакомит учеников средней школы с именем современной писательницы Людмилы Улицкой и ее произведением. В уроке использована технология развития критического мышления: ученики работают в группах и создают кластеры. Этот прием помогает учащимся структурировать основные характеристики персонажей изучаемого произведения.
-
"Дорога Совести" в произведениях В.Г. Распутина 2008
Настоящая работа посвящена исследованию "дороги Совести" в произведениях В.Г. Распутина "Последний срок", "Живи и помни". Сам автор - глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его активная общественная жизнь. Имя этого писателя можно встретить в ряду имен борцов за экологию. Это тоже проблема, связанная с нашей нравственностью.
-
Дорогами жизни Солженицына 2005
Весна 2004 года. Усадьба предков великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии, действительного члена РАН А.И. Солженицина попала в сводку скандальных новостей. А.И. Солженицын. По страницам романа "Август четырнадцатого"( История семьи). Прожить жизнь праведно – как просто и как невозможно трудно. Спираль жизни А.И. Солженицына. Лето 2004. Новая жизнь знаменитой усадьбы. Здесь будет православный храм, музей, библиотека!
-
Достойным потомкам доблестных предков 2013
Представлен сценарий интегрированного урока по литературе для 8-го класса. Учащиеся знакомятся с фрагментами жизненного пути и поэтическим наследием Д.В. Давыдова. Учащиеся исполняют песню на французском языке; знакомятся с фильмом «Эскадрон гусар летучих».
-
Драгоценные россыпи поэзии Н.С. Гумилева 2003
Статья содержит исследования уникальной особенности поэзии Н.Гумилева: использование свойств и окраски драгоценных камней для создания образа лирического героя и неповторимой колористики стихотворений.