Класс: пятый
Цели и задачи урока:
- ознакомление с историей и культурой народа
- развитие мыслительных и творческих способностей
- воспитание правильного взгляда на взаимодействия человека и природы
- обратить внимание ученика к тому, что создано его предками
Оборудование:
Для учителя: рисунки деревьев, фотографии, а также используются пословицы о деревьях, стихи, отрывки из народного эпоса олонхо и иллюстрации к ним.
Для ученика: альбомный лист, карандаш, ластик, акварель
Ход урока
Урок начинается с беседы.
Учитель: Ребята, представьте себе тот мир, который окружал древнего человека?
Ученики: природа, звери, вода.
Учитель: Да, вы правильно ответили. Его окружали непроходимые леса, где водятся дикие звери и птицы. Чтобы выжить на этом свете человек должен был хорошо знать и понимать природу и зверей. Его жизнь была тесно связана с природой. Он дарил людям пищу, одежду, кров. Красота и сила природы помогли человеку выжить в трудные тогда времена.
Древний человек считал, что на свете не существует неодушевленных предметов. Все растения, как и люди живут, растут, увядают и даже умирают. Он особенно внимательно относился к дереву, он считал, что от всех растений именно дерево чем-то было похоже на человека. Человек разговаривал с деревьями, он воспринимал шелест листьев как разговор, а треск сломанной ветки – как болезненный стон.
Ребята, как вы думаете, у древнего человека был свой бог, к которым он молился? Вы правы, действительно для него все предметы и явления окружающей природы были богами это вода, огонь, молния, животное и каждое дерево. Вот отсюда и создается образ мирового древа.
К числу самых распространенных сюжетов у многих народов мира относится образ Мирового древа. Люди описывали свое представление об устройстве мировоздания. Из него созданы небо и земля. Древо делится на три части: нижнюю – корни, среднюю – ствол, верхнюю – ветви, как и три части тела человека – голову, туловище и ноги.
Почти у всех народов мира есть свое древо жизни. И почти все они чем-то похожи друг на друга.
Якутское древо жизни Аал Луук Мас, стоит близко к модели Мирового дерева. По якутской мифологии эпического дерева Аал Луук Мас ассоциируется с богиней земли Аан Алахчын Хотун.
Вот так говорится в народном эпосе олонхо о древе жизни Аал Луук Мас.
Главный ствол этого дерева насквозь прошел через нижние слои неба, достигнув последнего небосвода, где властвует Урун Аар Тойон со всем богами Айыы (всевышний) загибается назад и возвращается корень, этого дерева насквозь прорастает в землю, он источает влагу, из которой образуется незамерзающее беломолочное озеро». В этом дереве живет почитаемая всеми почтенная старуха-мать, живой образ растительности. Об этой святой женщине народные сказатели (олонхосуты) рассказывают всегда взволнованно. (Учитель читает отрывок из народного эпоса олонхо)
- Ребята, а как вы представляете древо жизни (Аал Луук Мас)
- Очень хорошо, а теперь переходим к практической части нашего урока.
Задание: Изобразить «Древо жизни «Аал Луук Мас». Каждый рисует по своему представлению. Каждый рисунок представляет собой рассказ в красках. Ребята рисуют.
Домашнее задание:
Учитель: Кто не закончил, может закончить дома.