Декадентство в русской литературе рубежа веков

Разделы: Литература

Класс: 11

Ключевые слова: акмеизм, футуризм, символизм, модернистское литературное направление


Модернистская литература рубежа 19-20 веков характеризуется поиском новых форм, подходов для описания того, что происходило в реальной жизни в тот период.

Модерн - от франц. «новейший, современный»

Декаданс - упадочные явления (т.е. настроения пассивности и безнадёжности) в философии, искусстве, литературе.

После поражения революции 1848 года и утверждения господства буржуазии, вера в идеалы буржуазной демократии рушились.

Настроение декаданса и было отражением разочарований и безверия части интеллигенции, её отказа от активной общественной борьбы. Чаще всего настроения декаданса воплощались в символизме.

Сами декаденты рассматривали индивидуализм и эстетство как своего рода бунт против бесчеловечного буржуазного общества, глубоко враждебного человеку, красоте, искусству.

Декаденты провозглашали себя носителями новой морали, нового жизненного стиля, получившего название «модерн», претендуя тем самым на то, чтобы полно отражать духовные интересы своего времени.

Писатели и поэты рубежа веков обращались к философии идеализма, к эстетике, противопоставленной реализму. Вспомним, например, поэзию В.Я.Брюсова. Подобная литература проповедовала мистицизм, натурализм, веру в потустороннюю жизнь, эгоцентризм.

В 1900 году модернистская литература была представлена новым литературным направлением - символизмом.

СИМВОЛИЗМ - (от франц. знак, символ) литературное направление кон. 19 - нач. 20 века, сложившееся во Франции в 70-80-е годы 19 века. Символ для символистов не общепонятный знак. От реалистического образа он отличается тем, что передаёт не объективную суть, а собственное (индивидуальное) представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопределённое.

Поэзия, согласно теории символистов, должна подходить к действительности через намёки и полутона. Красоту и истину можно постичь не рассудком, а интуицией.

В России на рубеже веков возникло 2 кружка символистов: в Москве и Петербурге.

В московский кружок символистов входили следующие поэты: В.Брюсов, Д.Мережковский, З.Гипиус, К.Бальмонт и другие. Их называли «старшими символистами» или «субъективными символистами». Они не признавали познаваемость мира. Считали, что единственным средством познания мира являются ощущения поэта, вызванные тем, что он изображает. Символисты обвиняли реалистов в том, что они сужают изображение мира, упрощают его.

В петербургский кружок символистов входили следующие поэты: Вяч. Иванов, А.Белый, Ф.Сологуб, А.Блок, С.Соловьёв и другие. Представители петербургского кружка получили название «младосимволисты» или «объективные символисты». Они признавали познаваемость мира, но считали, что познать его можно только при обращении к потустороннему миру.

К декадентской (модернистской) литературе относят литературу и других литературных направлений, таких как футуризм, акмеизм, имажинизм.

Футуризм - (от лат. «будущее») литературное направление, отвергавшее традиционную культуру, характеризующееся эксцентричным, эпатажным характером, грубой антиэстетичностью. И.Северянин, В.Хлебников, А.Крученых, В.Маяковский - яркие представители футуризма.

Футуристы провозгласили теорию «самовитого слова», ввели в литературу неологизмы, звукоподражания, отменили знаки препинания.

Акмеизм - литературное течение, выделившееся из символизма и подвергнувшее критике туманность и зыбкость символистского языка и образа. Н.Гумилёв, А.Ахматова О.Мандельштам - яркие представители акмеизма.

Акмеизм проповедовал ясный, свежий и «простой» поэтический язык, где слова прямо и чётко называли бы предметы, а не обращались к «таинственным мирам». Однако реальность, к которой стремился акмеизм, ограничивалась природой, картинами прошлого, галантной экзотикой, миром вещей и личными взаимоотношениями людей.

Каждое модернистское литературное направление интересно по-своему, чтобы разобраться в их многообразии и понять глубину каждого, нужно погрузиться в мир литературных произведений и читать, читать…