Цель:
- Обобщение и систематизация знаний учащихся о древнем эпосе русского народа - былинах.
- Рассмотрение былин в широком культурологическом пространстве: связях данного жанра устного народного творчества с мифами, историей, воплощением былинных мотивов в музыке, изобразительном искусстве.
- Развитие аналитического, синтезирующего и образного мышления, творческого воображения, познавательных умений сравнивать, систематизировать, интегрировать, проводить аналогии, умения литературным языком выражать свои мысли.
- Обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям русского народа, воспитание чувства патриотизма, ярко выраженного в былинах.
- Обобщить знания о былине, ее языке, построении и героях; закрепить знания об отличии и сходстве былины и сказки.
- Совершенствовать умения анализировать художественное произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Отработка навыков работы в группе, умения отвечать на поставленные вопросы, в том числе проблемного характера, осуществлять монологическое высказывание на заданную тему.
- Воспитывать патриотических чувств, нравственных качеств на примере былинных героев.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, урок-соревнование.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация.
Подготовка: делим класс на 2 команды-дружины (жеребьевка), ученики прочитали былины об Илье Муромце, нарисовали иллюстрации к былине "Илья Муромец и Соловей-Разбойник", комиксы; памятки по написанию синквейна; жетоны.
ХОД УРОКА
Звучит гусельный перебор. Слайд
Ой, вы гой еси, добры молодцы и красны девицы!
Посмотрите-ка, да послушайте,
Да не говорите потом,
Что слыхом не слыхивали и видом не видывали.
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам да радости!
Давно я вас жду-поджидаю,
Урок без вас не начинаю.
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
Мы рассказ поведем про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море успокоилось,
Чтобы добрые люди послушали,
Чтобы молодцы да девицы призадумались.
Ребята, на протяжении нескольких уроков литературы мы погружались в мир былины - древнего эпоса русского народа.
Сегодня мы подведем итоги по изученной теме. Вы разбились на 2 дружины, которым предстоит помериться силой знаний, эрудицией, недюжинными творческими способностями. Дерзайте, да не посрамите чести своей дружины!
Задания
1. Придумать название своей дружины, связанное с былинами об Илье Муромце, представить свою дружину, выбрать художника. Слайд
Задание художникам (работают отдельно, как закончат, присоединяются к команде). Из нарисованных иллюстраций или комиксов (давалось в качестве домашнего задания на предыдущем уроке) оформить выставку (заголовок, расположение и т.д.) и придумать защиту своей работы.
2. Былинная разминка. Слайд
За каждый правильный ответ дается один жетон. Если дружина не знает ответа, то право отвечать переходит к команде-сопернице.
Вопросы для 1 дружины
Вопросы для 2 дружины
3. "А как это по-русски?" Слайд
Объяснить значение древнерусских слов и выражений (даем на листочках каждой команде, они вписывают значения, собираем листочки, называем правильный вариант, даем 1 жетон за каждое правильное значение)
1.Ой, вы гой еси - будьте здоровы. Слайд
2. Калика перехожий - странник, позже - калека.
3. Покляпая береза - наклоненная, кривая.
4. Живот - жизнь, достаток.
5. Сыть - пища, еда.
6. Дорога заколодела - завалена колодами, попадавшими деревьями.
4. Богатырские доспехи (кто быстрее даст ответ
на вопрос, тот и получает заветный жетон) Слайд
Как назывался головной убор богатыря?(Шлем.) Слайд
5. Богатырские подвиги (самые трудные вопросы, задаем каждой дружине поочередно; если дружина затрудняется с ответом- передаем право ответить дружине-сопернице). Слайд
1. Что написано на горюч камне? (Прямо ехать- убиту быть; направо ехать- женату быть; а налево ехать- богатому быть) Слайд
2. Какую новую надпись написал Илья Муромец на бел-горюч камне? ("Две дорожки очищены старым казаком Ильей Муромцем") Слайд
3. Какое первое испытание выпало на долю Ильи Муромца? (Победа над вражьими полчищами под Черниговом и над Соловьем-разбойником возле речки Смородинки.) Слайд
4. С кем еще пришлось сражаться Илье Ивановичу? (С Идолищем поганым, с Калиным-царем.) Слайд
5. По описанию узнай героя былины об Илье Муромце: "Он сидит злодей на семи дубах, \На семи дубах, на сорока суках:" (Соловей - разбойник) Слайд
6. По описанию узнай врагов, которых победил богатырь Илья: "Голоса у них горластые, \А щиты у них крестастые, \На них шлемы, будто ведра вверх дном, \Кони - лошади в булатной броне:" (Разбойники, напавшие на Илью ночью на прямой дороге) Слайд
7. Чем прогневил Илья Муромец князя Владимира? (Дерзким поступком: сбил стрелами из лука серебряные церковные маковки и кресты золочёные, отправился в кружало и устроил для мужиков киевских пир-столованье.) Слайд
8. На какой срок князь Владимир приказал посадить Илью Муромца в глубокий погреб и засыпать тот погреб жёлтым песком? (На три года.) Слайд
9. Кто спас жизнь богатырю, когда Владимир бросил его в подземелье? (Его спасла Любава - дочь Владимира) Слайд
10. Как Илья Муромец попал в плен, сражаясь с Батыем? (Он попал в подкоп, устроенный Батыем и не мог из него выбраться) Слайд
11. Кто носил хлеб и питьё Илье Муромцу, когда он сидел в подкопе? (Авдотья Рязаночка) Слайд
12. Как удалось Илье выйти на свободу из плена? (Он поломал оковы железные, разорвал все "опутья", побил врагов "осиновой палицей") Слайд
13. К кому обратил Илья такие слова: "Ты сухая, ты ведьма стародряхлая, \ Плохо знаешь ты, видно, русский люд!" (К смерти, которая хотела погубить его в бою с Мамаем, да не смогла) Слайд
14. Кого на Руси называют крестовыми братьями? (Тех, что побратались, обменявшись нательными крестами.)
15. Кто был большим крестовым братом Ильи Муромца? (Святогор-богатырь.) Слайд
16. Кто был меньшим крестовым братом Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.) Слайд
17. Вспомните любимое "ругательное" слово Ильи Муромца. (Собака: "Что ж ты об кочки, собака, спотыкаешься?" - говорит коню; "Не буду служить тебе, собаке, царю Калину!") Слайд
18. Все вы помните картину В.М. Васнецова "Богатыри" и её героев - Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. С кем Илья Муромец мерялся силой в поединке богатырском - с Добрыней Никитичем или Алёшей Поповичем? (С Добрыней Никитичем; об этом рассказывает былина "Бой Добрыни с Ильёй Муромцем".) Слайд
19. Кто помогает Илье Муромцу одолеть царя Калина и его войско несметное? (Двенадцать русских богатырей под началом Самсона Самойловича.) Слайд
20. Какой былиной заканчивается повествование об Илье Муромце? ("Три поездки Ильи Муромца".) Слайд
6. На выставке. Слайд
Художники, оформлявшие выставку, демонстрируют свою работу, защищают.
7. Подведение итогов. Слайд
8. Домашнее задание. Слайд
1. Написать материал в школьную газету о сегодняшнем уроке.
2. Написать синквейн об Илье Муромце. (раздаем памятки)
Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка - одно существительное, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка - короткое предложение (из 4-5 слов), в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка - одно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Литература
- Былины. Составление, вступительная статья, обработка текстов и словарь Ю.Г. Круглова. М.: Просвещение. 1993 год.
- Дубицкая М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 4-5 классах. Киев, 1980 год.
- Пастон Э.В. Виктор Васнецов. М.: Слово. 1998 год (Картинная галерея)
- Романова О. И. "Былины - древний эпос русского народа" . Фестиваль пед. идей "Открытый урок"
- Аржаников Г. Урок-игра по былинам об Илье Муромце "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой..."
- Рябова Т. Н. Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник". Фестиваль пед. идей "Открытый урок"