Деятельно-коммуникативный подход в обучении русскому языку и литературе

Разделы: Литература


Современному человеку на сегодняшний день для успешной самореализации необходимы три узловых компонента: креативность, овладение информационными технологиями и коммуникативными навыками. Особое внимание следует уделить последнему компоненту. В “Примерной программе основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения” коммуникативная компетенция стоит на первом месте перед языковой, лингвистической и культуроведческой. Под коммуникативной компетенцией подразумевается “овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения”. В “Примерной программе среднего (общего) образования по русскому языку…” следует дополнение о том, что различные сферы и ситуации общения должны соответствовать опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся старшей школы. Одним из требований к уровню подготовки выпускников по русскому языку является “удовлетворение коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения”. Аналогичные мысли нашли своё отражение и в программах по литературе: здесь важнейшим общеучебным умением является “владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей”.

О коммуникативных задачах языка написано достаточно много книг и статей. Так М.А.К. Халидей разработал теорию функций языка, среди которых он выделил семь:

  1. способствующая, которая предполагает использование языка для достижения какой-либо цели;
  2. регулирующая, предполагающая контроль над поведением других;
  3. функция взаимодействия, которая нужна для использования языка во взаимодействии с другими людьми;
  4. личностная функция, предполагающая использование языка для выражения личных чувств и мыслей;
  5. эвристическая функция, предполагающая использование языка для приобретения знаний и информации;
  6. функция воображения, связанная с использованием языка для создания воображаемого мира;
  7. репрезентативная функция, предполагающая использование языка в целях обмена информацией.

В соответствии с этой теорией, особое значение придается практике как способу развития коммуникативных умений, т.е. деятельностному подходу. В школьных программах это также учтено. Поэтому мы будем говорить в своей статье о деятельностно-коммуникативном подходе в обучении русскому языку и литературе. Практически на каждом уроке у учителя имеется возможность для формирования классических коммуникативных навыков, к которым относятся публичное выступление, межличностное общение и совместная работа в группах.

Предполагается, что учителя в коммуникативном обучении играют несколько ролей, основными из которых являются две. Первая заключается в содействии процессу речевого общения между всеми учащимися класса, а также обеспечении разнообразия видов деятельности и предъявляемых обучаемым текстов. Согласно второй роли, учитель должен действовать как независимый участник в группе, где происходит процесс обучения. Последняя роль непосредственно связана с целями первой роли. Эти главные роли, в свою очередь, подразумевают систему второстепенных ролей для учителя, во-первых как человека, способного организовывать учебный процесс таким образом, чтобы содействовать максимальной мобилизации возможностей, и, во-вторых, как человека, контролирующего внутриклассные действия и процедуры. Дополнительную третью роль, трактуют как роль исследователя и человека, сохранившего любознательность, где необходимо иметь соответствующие знания и возможности, а также опыт. Учитель в коммуникативном обучении несет ответственность за определение потребностей обучаемых и поиск путей удовлетворения последних.

Важным является и умение учителя обеспечить выполнение видов деятельности, основанных на знании методов и способности формирования чувства уверенности у обучаемых. Эти виды деятельности должны обеспечить мотивацию и непременно быть интересными для определённой возрастной группы. Важно постоянно помнить о положительном воздействии успешного результата на мотивацию.

Следует отметить, что центральным вопросом при обсуждении деятельно-коммуникативного подхода остаются способы внедрения принципов коммуникативной системы обучения. С одной стороны, все понимают, что коммуникативная функция является основной функцией языка: человек, изучающий тот или иной язык, должен научиться пользоваться средствами данного языка для обмена мыслями и чувствами. В противном случае приобретение лексических, грамматических знаний на уроках русского языка, а также знание текстов и терминологии на уроках литературы становится совершенно бессмысленным и безрезультатным. С другой стороны, незнание лексического, грамматического материала, текстов и терминологии затрудняет решение коммуникативной задачи. Таким образом, учитель-словесник при подготовке урока продумывает соотношение различных видов деятельности учащихся, способствующих формированию и развитию основных компетенций, в том числе коммуникативной. Конечно, для этого используются элементы личностно-ориентированного, проблемного обучения, самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, групповая и индивидуальная работа. Но прежде учитель определяет, какой результат по окончании изучения той или иной темы или раздела он хочет получить: объём знаний и умений (базовый или повышенный). И только после этого он планирует свою деятельность и деятельность учащихся на каждом конкретном уроке, разбивая макроцель на микроцели. Именно здесь учитель в зависимости от изучаемого материала выбирает наиболее эффективные для достижения этих целей виды деятельности и способы коммуникации учащихся. По каждой учебной теме целесообразно составлять технологическую карту, позволяющую представить образовательный процесс в виде целостной системы учебных занятий, взаимосвязанных по этапам процесса образования: целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному, рефлексивному. В ней предусматривается планирование целей развития учащихся и планирование усвоения учащимися знаний, формирования и развития специальных явлений (см. Приложение “Технологическая карта”). В указанной технологической карте в основе построения системы уроков по теме “Мифы народов мира” - мотивированное управление учебной деятельностью школьников, создание для учащихся ситуаций проживания или переживания знаний в обстановке “хочу знать”. При создании подобной карты учитель имеет возможность равномерно распределить задания, формирующие коммуникативные навыки устной и письменной речи учащихся.

Для реализаций целей и задач, поставленных на первом уроке, используется деятельно-коммуникативный, личностно-ориентированный и проблемный подходы в обучении (см. Приложение-урок). При этом в поисках ответа на проблемный вопрос, поставленный в начале урока, учащиеся при большом объёме самостоятельной работы совершенствуют такие коммуникативные навыки, как межличностное общение, совместная работа в группах и публичное выступление.

Широкое разнообразие материалов используется для поддержки коммуникативного подхода. Люди, практикующие его, рассматривают учебные материалы как способ оказания воздействия на качество речевого взаимодействия в классе и использования языка в коммуникативных целях. Таким образом, материалы играют первостепенную роль в деле содействия коммуникативному употреблению языка. В настоящее время в коммуникативном обучении дифференцируют два типа материалов, которые носят следующие названия: текстовые материалы; материалы, ориентирующие на выполнение тех или иных заданий. К первым относят учебники, справочные материалы и другие виды информации. Ко вторым различные игры, задания, ориентирующие на выполнение коммуникативных действий. К числу подобных материалов относятся сборники упражнений, карточки с указанием видов деятельности, практические материалы для речевого взаимодействия в диалогической форме.

К сожалению, несмотря на то, что все понимают и поддерживают необходимость формирования и развития коммуникативной компетенции, результаты, которые демонстрируют выпускники школ на ЕГЭ по русскому языку в части С, не впечатляют: некоторые учащиеся не владеют коммуникативными навыками даже на базовом уровне. Значит, ещё не все учителя-словесники осознают важность этих навыков для будущей жизни подрастающего поколения или, осознавая, не ведут целенаправленную и системную работу по овладению ими. При анализе методических пособий для учителя по русскому языку и литературе обнаруживаются те же недостатки, хотя в последние три-четыре года некоторые издания (“Просвещение”, “Владос”, “Дрофа”) обратились к решению обозначенной проблемы. Таким образом, деятельно-коммуникативный подход в обучении нуждается сегодня в пристальном внимании как со стороны педагогов, так и методистов.

Приложение 1

Приложение 2