Проблема: роль детей в ВОВ на основе произведений К.Симонова "Майор привез мальчишку на лафете" и А.Т. Твардовского "Рассказ танкиста".
Цель урока (для учителя): сформировать личностное восприятие учащимися тех событий, которые описываются в лирических произведениях Симонова и Твардовского.
Цель урока (для детей): личностное восприятие лирических произведений о ВОВ К.Симонова и А.Т. Твардовского.
Тема урока: “Детство, опаленное войной”.
Тип урока: урок-размышление с элементами исследования.
Оформление урока: портреты К. Симонова, А. Твардовского, иллюстрации, фотографии времён ВОВ, учебник “Литература. 5 класс. Авт.-сост. В.Я. Коровина”. - М.: Просвещение, 2012.
Оборудование: интерактивная доска ActivBoard марки Prometheam, ноутбук Acer.
Планируемые результаты:
Личностные:
- привитие литературного вкуса;
- развитие творческих способностей обучающихся, в частности ассоциативно-творческого мышления;
- готовность к нравственному самосовершенствованию, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (базовые ценности).
Метапредметные:
- планирование и регуляция деятельности;
- формирование умений мыслить, делать самостоятельные выводы, аргументировано высказывать своё мнение (устно или письменно);
- владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные:
- совершенствование навыков характеристики героев в произведении Твардовского А.Т. “Рассказ танкиста” и Симонова К.М. “Майор привез мальчишку на лафете”;
- овладение такими приёмами работы с текстом, как: понимание, выразительное чтение, анализ и интерпретация.
Формируемые УУД:
Личностные: внимание, уважение к окружающим; пробуждение образного творческого мышления; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; активность, инициативность, умение делать выбор; развитие эстетического сознания, восприятие различных видов искусства; совершенствование навыков выразительного чтения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать собеседника, строить понятные собеседнику высказывания; формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание и проявлять активность в общении, кратко и точноформулировать свои предложения.
Регулятивные: саморегуляция; уметь слушать в соответствии с целевой установкой; осуществлять взаимоконтроль; выделение и осознание усвоенного.
Познавательные: использование для решения познавательных задач различных источников информации; поиск и выделение необходимой информации из текста; преобразование и интерпретация текста с целью анализа.
“Детство, опаленное войной”
“Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства”. (Л. Н. Толстой)
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы —
Ради жизни на земле. (А.Т. Твардовский)
(Эпиграфы записаны на доске)
Базовые ценности:
жизнь
семья
детство
счастье
мир
малая родина,
Отечество
патриотизм
Дидактическая структура урока (Приложение)
I. Организационный этап
II. Подготовка к активному усвоению знаний
III. Словарь урока
IV. Подготовка к анализу стихотворения А. Твардовского "Рассказ танкиста" и К. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете"
V. Сопоставительный анализ стихотворений А. Твардовского "Рассказ танкиста" и К. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете"
VI. Подведение итогов. Выставление оценок
VII. Рефлексия
VIII. Домашнее задание