"Детство, опаленное войной" (технологическая карта урока). 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Проблема: роль детей в ВОВ на основе произведений К.Симонова "Майор привез мальчишку на лафете" и А.Т. Твардовского "Рассказ танкиста".

Цель урока (для учителя): сформировать личностное восприятие учащимися тех событий, которые описываются в лирических произведениях Симонова и Твардовского.

Цель урока (для детей): личностное восприятие лирических произведений о ВОВ К.Симонова и А.Т. Твардовского.

Тема урока: “Детство, опаленное войной”.

Тип урока: урок-размышление с элементами исследования.

Оформление урока: портреты К. Симонова, А. Твардовского, иллюстрации, фотографии времён ВОВ, учебник “Литература. 5 класс. Авт.-сост. В.Я. Коровина”. - М.: Просвещение, 2012.

Оборудование: интерактивная доска ActivBoard марки Prometheam, ноутбук Acer.

Планируемые результаты:

Личностные:

- привитие литературного вкуса;

- развитие творческих способностей обучающихся, в частности ассоциативно-творческого мышления;

- готовность к нравственному самосовершенствованию, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (базовые ценности).

Метапредметные:

- планирование и регуляция деятельности;

- формирование умений мыслить, делать самостоятельные выводы, аргументировано высказывать своё мнение (устно или письменно);

- владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Предметные:

- совершенствование навыков характеристики героев в произведении Твардовского А.Т. “Рассказ танкиста” и Симонова К.М. “Майор привез мальчишку на лафете”;

- овладение такими приёмами работы с текстом, как: понимание, выразительное чтение, анализ и интерпретация.

Формируемые УУД:

Личностные: внимание, уважение к окружающим; пробуждение образного творческого мышления; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; активность, инициативность, умение делать выбор; развитие эстетического сознания, восприятие различных видов искусства; совершенствование навыков выразительного чтения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать собеседника, строить понятные собеседнику высказывания; формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание и проявлять активность в общении, кратко и точноформулировать свои предложения.

Регулятивные: саморегуляция; уметь слушать в соответствии с целевой установкой; осуществлять взаимоконтроль; выделение и осознание усвоенного.

Познавательные: использование для решения познавательных задач различных источников информации; поиск и выделение необходимой информации из текста; преобразование и интерпретация текста с целью анализа.

“Детство, опаленное войной”

“Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства”. (Л. Н. Толстой)

Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы —
Ради жизни на земле.
(А.Т. Твардовский)

(Эпиграфы записаны на доске)

Базовые ценности:

жизнь

семья

детство

счастье

мир

малая родина,

Отечество

патриотизм

Дидактическая структура урока (Приложение)

I. Организационный этап

II. Подготовка к активному усвоению знаний

III. Словарь урока

IV. Подготовка к анализу стихотворения А. Твардовского "Рассказ танкиста" и К. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете"

V. Сопоставительный анализ стихотворений А. Твардовского "Рассказ танкиста" и К. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете"

VI. Подведение итогов. Выставление оценок

VII. Рефлексия

VIII. Домашнее задание

Презентация

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3