Литература
-
Групповая работа на уроке литературы 2007
Есть в программе литературы произведения, от соприкосновения с которыми испытываешь особые впечатления. Удивление, какую-то необъяснимую радость, эмоциональную отзывчивость вызывают произведения В.Астафьева и Н.Рубцова у восьмиклассников и у меня. Когда на уроке обсуждаем рассказ В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет", то видим, как трепетно и тепло писатель, рассматривая старые деревенские фотографии, вспоминает о своих близких, о прошлом не только своих родных, но и школы, села, страны.
-
Групповая форма организации работы учащихся при изучении повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" в 9-м классе 2005
В предлагаемом материале автор делится опытом изучения традиционного для школьной программы произведения - повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с опорой на самостоятельную работу учеников с текстом. В основе урока - групповая форма организации труда учащихся. Работа в группах эффективна: она способствует развитию навыков самостоятельной работы с книгой, она демократична, воспитывает коллективизм, формирует общественное мнение, готовит к работе в старших классах, к студенчеству.
-
Гуманизм в поэзии С.А. Есенина (конспект урока литературы в 5–6-х классах) 2009
Основной целью урока является формирование у детей представлений об истинном назначении высокой поэзии: учить добру, милосердию, состраданию, "чувства добрые лирой пробуждать". Задача учителя доказать, что чтение стихотворений С.А. Есенина о животных – работа ума, сердца и души.
-
Гуманизм повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Общечеловеческая тема "блудных детей". 8-й класс 2011
Урок способствует формированию личностной точки зрения на примере судьбы Самсона Вырина и блудного сына из библейской "Притчи о блудном сыне". Задача урока – показать влияние великой русской литературы на надуманное безнравственное деление людей на "маленьких" и "больших".
-
Гуманистические идеи в литературе и живописи эпохи Возрождения 2014
Интегрированный урок истории и литературы, сообщения учащихся и учителей сопровождает чтение сонетов У.Шекспира. Каждый подготовивший выразительное чтение учащийся читает свой сонет, узнавая его по краткому изложению учителем. Проводится викторина по творчеству У.Шекспира, предложены задания развивающего характера.
-
Гуманистический смысл повести Н.В.Гогогля "Шинель" 2017
Повесть «Шинель» - лучшее произведение петербургского цикла, «одно из глубочайших созданий Гоголя» (В.Белинский). Повесть проникнута идеей гуманизма. Автор показывает в своем герое страдающего человека, достойного сочувствия и сожаления. Сочувствие прозаика на стороне «маленьких людей», одним из которых стал титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин.
-
Гуманитарная культура и учитель словесности 2007
Я перелистываю страницы учебников, планов, конспектов, трепетно перечитываю произведения русских классиков. Я размышляю, обдумываю, готовлюсь к новой встрече со своими учениками. Всякий раз, когда приходит сентябрь, я спрашиваю себя: "Что такое урок литературы для человека? Что такое гуманитарное образование? Какова роль учителя словесности в жизни юного гражданина? Каким требованиям должен отвечать урок литературы? Что же такое он для меня?"
-
Д.И. Фонвизин. Комедия "Недоросль". Система характеров. Отражение просветительских идей 2010
Урок рассматривает воспитание и образование как непременное условие к нравственным ценностям человека в наши дни. Поэтому на основе комедии "Недоросль" можно показать насколько это злободневно и сегодня.
-
"Да святится имя Твоё". Тема любви в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет" 2013
Куприн так говорил о любви: «Это чувство, которое до сих пор не нашло себе истолкователя.» Любви посвящает свой рассказ «Гранатовый браслет». Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему «громадное счастье». Эта идеальная чистая любовь окрыляет «маленького человека», делает его значительным в собственных и в чужих глазах. Именно такая любовь воспета Куприным.
-
«Да, вот они, русские характеры!» (урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер») 2015
В ходе урока рассматриваются важные нравственные аспекты: в чем сила русского характера, что движет людьми, которые, несмотря ни на что, продолжают воевать, защищать свою Родину. Урок воспитывает любовь к Отечеству, русским людям, ветеранам Великой Отечественной войны, патриотизм.
-
"Да, это искусство. Ведь это всё равно, что поймать луч…" Рассказ А.Грина "Победитель". 6-й класс 2012
Урок посвящен изучению рассказа А.Грина "Победитель". В произведении знаменитого писателя ставятся важнейшие нравственные вопросы, актуальные для развития личности школьника. Проблема выбора, достойного имени человека, проблема истинного и ложного искусства не могут оставить равнодушными современного читателя.
-
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо». Литературная игра 2015
Обобщающий урок по роману Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» проводится после знакомства с произведением. Занятие построено в форме литературной игры. Выполнение конкурсных заданий потребует от учащихся детального знания текста романа, смекалки, умения работать в команде, творчества. Игра формирует познавательную активность, развивает интерес к культуре страны изучаемого языка.
-
Данте Алигьери. Взгляд на наследие эпохи Возрождения сквозь призму веков. 9-й класс 2013
Урок знакомит учащихся с наследием великих мастеров этого времени: полотнами Рафаэля, Боттичелли, Леонардо да Винчи, непревзойденным шедевром Данте Алигьери – «Божественной комедией».
-
Данте. "Божественная комедия". Сравнительная характеристика Ада и Рая 2008
Данный урок является итоговым после изучения произведения Данте "Божественная комедия". Внимательно и вдумчиво читая великое произведение Данте, ребята пытаются понять не только текст "Божественной комедии", разобраться в его художественных особенностях, но и мировоззрение самого автора, прикоснуться к эпохе, в которой он жил. В конце урока знания, полученные при анализе "Божественной комедии", а также знание основ аналитической психологии помогают учащимся в понимании своего внутреннего "Я".
-
"Дар доброты и человечности" (по рассказам Ф. Абрамова "Старухи" и "Материнское сердце") 2009
В данной работе дается анализ небольших рассказов Ф.А. Абрамова. Основная цель – помочь ребятам разобраться в исканиях автора, объяснить позицию писателя: почему «лучше на свете не жить, чем жить без совести», постараться возбудить интерес к творчеству Ф. Абрамова. Особое внимание уделить таким понятиям, как милосердие, доброта, человечность, честь, достоинство, бескорыстность.
-
Два варианта одного рассказа А.И. Куприна 2010
В статье проанализированы рассказы Куприна "Наташка" и "По-семейному"; это два варианта одного рассказа, написанные с интервалом более чем в 20 лет. Интересно наблюдать, как развивается мысль писателя. Работу над этими рассказами можно считать подготовительным этапом к написанию повести "Яма", раскрывающей серьёзные проблемы времени, в котором жил Куприн.
-
Два взгляда (категории войны и мира с точки зрения Л.Н. Толстого и современного читателя) 2007
Современная школа активно переходит на предпрофильное и профильное обучение. Перед учителями, работающими в профильных классах, в процессе обучения встают вопросы, связанные с тем, как учить и чему учить. На выходе из старшей школы мы должны видеть ученика, умеющего легко ориентироваться в современном мире, спокойно адаптирующегося к требованиям, предъявляемым действительностью. Как проверить такие умения? Как увидеть результаты предпрофильной и профильной подготовки?
-
Два письма из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" как объект литературоведческого исследования 2008
Получив индивидуальное домашнее задание, учащиеся 9-го класса организовали исследовательскую работу в микрогруппах. Цель такой работы – провести сопоставительный анализ любовных посланий, доказать цельность натур Евгения и Татьяны, а также подготовить ответ на вопрос: «Письма Татьяны и Евгения – это неотъемлемый элемент фабулы романа или они её стержень?»
-
Две вариации на одну тему 2009
Одно из любимых занятий детей на уроках немецкого языка – стихотворные переводы. Некоторые дети именно с переводов начинают пробу пера. Почему трудно переводить стихотворный текст? Как создать произведение, делая перевод стихотворения? Дети сравнивают подлинник "Erlkonig" Гёте и его перевод – балладу В.А. Жуковского "Лесной царь", чтобы создать свой перевод.
-
"Две встречи, изменившие жизнь". По рассказу А.Грина "Зеленая лампа" 2011
Методика открывает реальные возможности для выявления особенностей эмоциональной сферы учащихся с нарушением интеллекта. Она обусловлена утверждением в коррекционной психологии и педагогике идей личностно ориентированного подхода, повышением требований общества к качеству подготовки умственно отсталых к жизни.
-
Две истории любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» 2015
Анализируя эпизоды, учащиеся приходят к пониманию психологического портрета героев Тургенева, внутренних и внешних конфликтов героев. Ученики размышляют над вопросом: как меняется внутренний мир героев после испытания чувством любви.
-
Две Катерины русской литературы 2006
Урок, построенный в форме практического занятия, дает хорошую возможность подробного и глубокого анализа литературного произведения. Аналитическая беседа сопоставительного характера на материале двух литературных произведений способствует формированию умения делать самостоятельные выводы, строить доказательные умозаключения. Инсценированный фрагмент монолога Катерины из пьесы Островского "Гроза", музыка Рахманинова, репродукции картин Глазунова служат хорошим украшением урока.
-
Две Катерины. 10-й класс 2011
Русский национальный характер. О двух его сторонах идет разговор в 10-м классе на уроке литературы, во время которого анализируются драма "Гроза" А.Н. Островского и повесть "Леди Макбет Мценского уезда" Н.С. Лескова. Спор о тайне русского характера, начатый писателями в XIX в., находит продолжение на уроке.
-
Две России в "Записках охотника" И.С. Тургенева. 10-й класс 2013
Автор знакомит учащихся с циклом рассказов И.С.Тургенева "Записки охотника". Обращает внимание учащихся на идейное и эстетическое своеобразие данных рассказов на примере трех произведений ("Бурмистр", "Бирюк", "Певцы"). Ученики совершенствуют навыки анализа художественного произведения, развивают логическое мышление, художественное видение, речь и внимание.
-
"Двенадцать" А.Блока — поэма ветра и пути 2008
Представлен конспект урока по теме "Двенадцать" А.Блока - поэма ветра и пути".
-
Двойники (урок внеклассного чтения в 10-м классе по повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") 2005
В течение ряда лет я работаю над темой "Формирование нравственных понятий на уроках русского языка и литературы". Цель моей работы - найти и систематизировать способы, с помощью которых можно так подать нравственное понятие, чтобы учащийся смог его эмоционально пережить. Только в этом случае СЛОВО - нравственное понятие - будет понято и принято. Чтобы слово было понято, я использую для его толкования различные словари (этимологический, морфемный, толковый), а также схемы и рисунки. Восприятие абстрактного понятия осуществляется через создание образа. Чтобы слово было принято, оно должно звучать на уроке, иногда с элементами театрализации. В уроке используется деталь (яркая конструктивная, чаще предметная). Такая деталь скрепляет все части урока в единое целое.
-
Дворецкий не виновен, или Особенности современного национального детектива 2021
Люди, влюбленные в детективный жанр, не представляют свою жизнь без захватывающих расследований, таинственных убийств, загадок. Часто развязка наступает в самый неожиданный момент и виновным становится тот человек.
-
Двусложные и трехсложные стихотворные размеры 2011
Цели урока: формирование знаний стихотворных размерах, о роли двусложных и трёхсложных размеров в стихотворном тексте; развитие умения слышать ритм и представлять поэтические образы; воспитание любви к родному языку, чувства гордости за его богатство и многообразие.
-
Двухчасовой урок в 10-м классе по роману Достоевского "Преступление и наказание" по теме "Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?" 2009
Заключительный урок по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» проводится в 10-м классе в форме ролевой игры «Суд присяжных над Родионом Раскольниковым». Старшеклассники учатся монологическим ответам, умению доказывать свое мнение с помощью примеров из текста; развивают умение мыслить оригинально, нестандартно.
-
Дебаты как средство анализа художественного произведения на уроках литературы 2015
В статье рассказывается о системе уроков литературы, построенных в форме дебатов, решается сразу несколько задач как дидактических, так и социальных: формирование навыков отбора и структурирования материала и навыков ораторского искусства. Урок литературы в форме дебатов обращает внимание учеников на детали при работе с текстом, которые они, возможно, пропустили бы при обычном анализе. Все это мобилизует внимание как при чтении, так и в ходе дебатов.