Литература
-
Урок по теме "Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество". 10-й класс 2013
Данный урок в интересной форме знакомит учеников с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского, элементы театрализации погружают учащихся в мир личных переживаний писателя. Уроку предшествует индивидуальная и групповая работа по подготовке сообщений.
-
Урок по теме "Фольклор. Зимние народные праздники и обрядовая поэзия". 6-й класс 2012
На уроке ребята узнают, как народ в старину праздновал Новый год, Рождество и некоторые другие праздники, знакомятся с понятиями "колядки", "славление", "ряженые", "вертеп" и др., слушают рождественские песенки-колядки и подблюдные песенки, выученные заранее подготовленными учащимися, а также выполнят творческое задание.
-
Урок по теме "Художественная культура Древнего Египта" 2013
На уроках мировой художественной культуры я стараюсь не только развивать детей эстетически, нравственно, но и готовить их к ЕГЭ по русскому языку. Для «путешествия» по древним цивилизациям, использованы приемы учителя русского языка и литературы, показано своеобразие той или иной культуры (например, Древнего Египта) и дан учащимся прекрасный материал для сдачи выпускных экзаменов. Разработка урока «Художественная культура Древнего Египта» служит тому подтверждением.
-
Урок по теме "Художественное своеобразие "Песни о вещем Олеге" А.С. Пушкина" 2010
Урок коммуникативно-развивающего типа с элементом телепередачи. Для организации урока была организована мини-исследовательская работа для отдельных учащихся. Автор считает, что материал, предложенный для урока, поможет не только понять содержание «Песни...», но и увидеть художественное своеобразие, окунуться в мир истории, искусства и летописания.
-
Урок по теме "Художественный мир русской поэзии начала ХХ века. Поэзия Серебряного века как эстетический феномен" 2010
Данный урок позволяет создать условия для формирования у учащихся представления о художественном мире русской поэзии начала XX века, воспитать толерантное отношение к творчеству поэтов, создавших новую концепцию мира и человека в этом мире.
-
Урок по теме «Лагерная проза в русской литературе на примере произведения А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» 2015
Представленные материалы использованы на уроке литературы к циклу уроков «Проза А.И. Солженицына». Особенность книги А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» состоит в том, что автор показывает «противостояние человека силе зла – как внешнего, так и захватывающего самое сердце, – историю падения, борьбы и величия духа…» Автор создает памятник в Слове погибшим и замученным в Архипелаге. Трагедия народа должна обернуться очищением и прозрением, послужить уроком следующим поколениям.
-
Урок по теме «Память» 2015
Открытый урок по творчеству А. Твардовского посвящен 105-летию со дня рождения писателя. Урок-исследование поднимает проблемы: понятие «память», какое содержание имеет это понятие в стихотворениях А. Твардовского. Урок соответствует требованиям новых ФГОС. Акцент на уроке делается на нравственной стороне понятия памяти.
-
Урок по теме «Поэма А.Блока "Двенадцать" - пророчество о XX веке» 2009
Анализ поэмы А.Блока «Двенадцать» через жанровое своеобразие позволяет проследить за особенностями стилистической реализации стихии революции, определить роль образов-символов и художественных деталей; показать полемический характер поэмы; оценить провидческий характер поэмы; понять многозначительность финала; осознать мироощущение Блока через его вершинное произведение – поэму «Двенадцать». Урок сопровождается презентацией по поэме.
-
Урок по теме: "Нравственная сила добра как идея рассказов Б.Васильева". "Вы чье, старичье?", "Холодно, холодно" 2003
Урок призван способствовать становлению духовного мира старших школьников через развитие их представления о главных нравственных понятиях: добре, честности, верности и др. - через проблемное обсуждение идеи, образов и языка художественных произведений с опорой на жизненный опыт учащихся. Постижение авторской точки зрения на роль нравственности в современном мире - залог умения выпускников школ вести продуктивный диалог и отстаивать свою позицию.
-
Урок по теме: "Поэзия О.Мандельштама, Б.Пастернака, А.Ахматовой". 11-й класс 2003
Урок-пролог к изучению поэзии данных поэтов; литературное расследование. На таких уроках решаются не только познавательные поэтические проблемы, но и стимулируется нестандартный подход к восприятию художественного произведения учащимися.
-
Урок по теме: "Путешествие по Мещерской стороне". 5-й класс 2007
Данный урок – один из уроков по работе над жанрами художественных произведений. На уроке ребята познакомятся с ярким образцом русского очеркового творчества – циклом К.Г. Паустовского "Мещерская сторона". В процессе знакомства учащиеся почувствуют: автор стремится помочь читателю осознать себя частью природы, слиться с ней воедино, ощутить всю прелесть и "все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы". Учащиеся познакомятся с художественным миром очерков писателя, проявят внимание и наблюдательность, повторят изобразительно-выразительные средства. Важнейшим моментом урока должно стать желание совершить путешествие вслед за автором, узнать много нового и неведомого, пройти таинственными тропами обыкновенной земли, имя которой – Мещерская сторона. Все это позволит увидеть красоту родной природы и подготовить материал для своего будущего очерка.
-
Урок по теме: «Н.В. Гоголь "Мертвые души". Образы помещиков: Манилов и Коробочка, Ноздрев и Собакевич» 2010
В центре обсуждения предлагаемых уроков по образам помещиков – проблемный вопрос: почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова, а заканчивает его Плюшкиным? Приемы и методы работы: анализ образов помещиков, групповая работа, анализ эпизода, аналитическая беседа.
-
Урок по теме: «Образ Петра в романе А.Н. Толстого "Петр Первый"» 2010
Урок посвящен изучению образа Петра в романе Алексея Толстого «Петр Первый». Важно дать представление об изменениях взглядов автора на роль петровских преобразований, выявить идейно-художественную задачу А.Н. Толстого – показать Петра I как государственного деятеля, вызванного к жизни исторической необходимостью; выявить роль художественных средств в создании образа Петра.
-
Урок по философской сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 2013
Урок по философской сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». На изучение сказки по программе В.Я. Коровиной в 6-м классе отводится 2 часа. Урок (второй) – проблемный, изучения нового материала, который строится на основе работы с текстом с групповой формой работы и ИКТ.
-
Урок по чтению в 6-м классе по теме "Лесная кормушка" (2-й урок) 2010
На данном уроке дети продолжают работу с рассказом Веры Чаплиной "Лесная кормушка", закрепляют знания по прочитанному тексту, учатся его анализировать. Через упражнения на уроке развивают устную речь и мышление. Учатся выделять главное, сопоставлять, рассуждать.
-
Урок по чтению В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница" 2022
Цель урока: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
-
Урок по чувашской литературе на тему "И ратный подвиг твой, ровесник, в нетленной памяти живет…" 2008
Все дальше и дальше уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата и подвиг народа-труженика, ковавшего победу в тылу. Одной жизнью с народом жили писатели. Более 20 чувашских писателей участвовало в войне, многие из них героически погибли. Они с честью выдержали суровые испытания военных лет и доказали свою преданность Отчизне как с оружием в руках на поле боя, так и активным участием в общественно-политической жизни в тылу... Теме подвига чувашских писателей и поэтов, ушедших на фронт прямо со школьной скамьи и прошедших войну, посвящается урок чувашской литературы в 11-м классе.
-
Урок по элективному курсу "Современная литература". Тема: "Е.Гришковец – писатель, драматург, режиссер, актер". 11-й класс 2013
Материал представляет собой занятие элективного курса в 11-м классе «Современная литература». Урок позволяет расширить круг чтения учащихся, погрузиться в современный литературный процесс, познакомиться с новым именем в русской литературе, сформировать интерес к личности и творчеству Евгения Гришковца, совершенствовать навыки монологической речи.
-
Урок повторение по якутской литератре в 9-м классе 2012
Урок повторения по якутской литературе в 9-м классе, на якутском языке, продолжительностью 45 минут. В начале урока учитель совместно с учащимися исполняют наизусть отрывок из олонхо «Ньургун Боотур Стремительный».
-
Урок повторения и обобщения изученного по теме "Синтаксис и пунктуация". 5-й класс 2014
Урок повторения и обобщения проводится в форме путешествия, систематизирует знания по теме. В урок включены элементы ФГОС.
-
Урок повторения теории литературы при подготовке к ЕГЭ по литературе 2013
Повторение учебного материала – система разнообразных способов и форм учебной работы, закрепляющих знания, обобщающих ранее пройденный материал, развивающих и совершенствовующих познавательные способности учащихся.
-
Урок поддерживающего чтения в 6-м классе Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы». Обучение стратегиям чтения 2020
Цель урока: формирование навыка работы с текстом (вдумчивое чтение, выделение главной мысли, извлечение новой информации).
-
Урок построения знаний по творчеству В.Высоцкого в 8-м классе 2016
Цели урока: познакомить с творчеством поэта-барда Владимира Высоцкого; дать понятие об авторской песне; обратить внимание учащихся на разнообразие тематики стихотворений Высоцкого; раскрыть незаурядную натуру поэта.
-
Урок поэзии в 6-м классе. Урок литературы 2009
Урок по литературе для учащихся 6-го классов представлен в виде урока поэзии. Знакомит учащихся с поэзией родного края и воспитывает любовь к малой родине. В предлагаемой разработке рассматриваются имена мурманских поэтов В.Л. Тимофеева, О.В. Вороновой, В.А. Смирнова, В.П. Семенова.
-
Урок поэзии в 8-м классе, посвященный 60-летию Великой Победы на тему: "Я сибирской породы". "Сибирь стояла под Москвою" 2006
Предлагаю урок поэзии в 8-м о сибирских поэтах И. Уткине и Дж. Алтаузене, погибших в годы Великой Отечественной войны. Урок посвящен 60-летию победы.
-
Урок пресс-конференция на тему: "Золотые страницы Славы. Поэзия подвига" 2006
Урок – пресс-конференция предполагает за два учебных урока познакомить ребят с творчеством многих поэтов, пишущих на войне и о войне, выяснить причину постоянного внимания современных авторов к событиям Великой Отечественной войны. Также тема и форма урока дают возможность приобщать учащихся к творчеству своих земляков.
-
Урок про литературе: "Запорожская Сечь" на страницах повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" 2005
Уроку «Запорожская Сечь» на страницах повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», предшествовали уроки на тему: слово о Н.В. Гоголе. Историческая основа повести. Роль лирических страниц повести ( 1 – 2 гл., прощание с сыновьями, степь ). Необходимый элемент урока - экскурсия по воображаемому музею, кроссворд - поможет заинтересовать ребят, точнее воспринять историческую эпоху. Работа с текстом развивает читательскую зрелость, помогает воспитывать авторским словом.
-
Урок проблемного изучения романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2010
Работа посвящена проблемному изучению романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9-м классе, что позволяет добиться системности в восприятии романа школьниками, более глубоко познакомиться с особенностями авторской концепции, увидеть за конкретным историческим содержанием произведения его общечеловеческую проблематику.
-
Урок пропаганда "Вечен труд безвестных зодчих". Творения искусства и духовная жизнь народа. (По творчеству Д.Кедрина) 2009
Урок литературы, обозначенный мною как урок-пропаганда, помогает учителю привлечь внимание учащихся к острым проблемам духовной жизни человека и общества. Учитель на таком уроке является пропагандистом определенных идей, относящихся к области культуры. Он использует монологи агитационного характера, организует диалоги, дискуссии, опираясь на яркий литературный материал.
-
Урок развития речи "Идет-гудет Зеленый Шум…" Н. Некрасов (интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе) 2005
В методической разработке интегрированного урока развития речи в 5-м классе с использованием национально-регионального компонента сделана попытка адаптации материала к уровню развития учащихся среднего звена и привития интереса к познанию родного края, его особенностям, воспитанию чувства патриотизма, любви к своей малой родине. Урок нацелен на развитие творческих способностей учащихся, расширение их кругозора, повышение интеллектуального уровня и художественного вкуса.