Литература
-
Урок про литературе: "Запорожская Сечь" на страницах повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" 2005
Уроку «Запорожская Сечь» на страницах повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», предшествовали уроки на тему: слово о Н.В. Гоголе. Историческая основа повести. Роль лирических страниц повести ( 1 – 2 гл., прощание с сыновьями, степь ). Необходимый элемент урока - экскурсия по воображаемому музею, кроссворд - поможет заинтересовать ребят, точнее воспринять историческую эпоху. Работа с текстом развивает читательскую зрелость, помогает воспитывать авторским словом.
-
Урок проблемного изучения романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2010
Работа посвящена проблемному изучению романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9-м классе, что позволяет добиться системности в восприятии романа школьниками, более глубоко познакомиться с особенностями авторской концепции, увидеть за конкретным историческим содержанием произведения его общечеловеческую проблематику.
-
Урок пропаганда "Вечен труд безвестных зодчих". Творения искусства и духовная жизнь народа. (По творчеству Д.Кедрина) 2009
Урок литературы, обозначенный мною как урок-пропаганда, помогает учителю привлечь внимание учащихся к острым проблемам духовной жизни человека и общества. Учитель на таком уроке является пропагандистом определенных идей, относящихся к области культуры. Он использует монологи агитационного характера, организует диалоги, дискуссии, опираясь на яркий литературный материал.
-
Урок развития речи "Идет-гудет Зеленый Шум…" Н. Некрасов (интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе) 2005
В методической разработке интегрированного урока развития речи в 5-м классе с использованием национально-регионального компонента сделана попытка адаптации материала к уровню развития учащихся среднего звена и привития интереса к познанию родного края, его особенностям, воспитанию чувства патриотизма, любви к своей малой родине. Урок нацелен на развитие творческих способностей учащихся, расширение их кругозора, повышение интеллектуального уровня и художественного вкуса.
-
Урок развития речи "Искусство быть другим" (7-й класс) 2003
Научить ребят думать можно, если задания, вопросы, темы творческих работ обращать к самим учащимся, а не к практической статье. Мыслительная работа (данный урок - тому пример) должна быть постоянной - это непременное условие её действенности. От содержания и направленности урока зависит формирование умений связной речи, воспитание таких простых человеческих качеств, как сострадание, милосердие, сочувствие. Урок призван сформировать у учащихся такие понятия как “эмпатия”, “альтруизм”; объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться любить людей; должен помочь развить у ребят навыки связной речи, воспитывать в детях умение выражать своё доброе отношение к людям. Стараюсь, чтобы естественным состоянием на уроке было творческое настроение.
-
Урок развития речи "Крылатая мудрость народа…" (по сказке Джанни Родари). 5-й класс 2011
Урок литературы в 5-м классе, на котором происходит знакомство учащихся со сказкой итальянского писателя Дж. Родари. Учащиеся приобщаются к нравственным ценностям, пришедшим к нам из далеких времен разных стран и народов. Наряду с этим идет воспитание духовной культуры, самоутверждение личности каждого ребенка, так как им приходится высказывать свою точку зрения. Обогащается и духовный мир детей.
-
Урок развития речи "Настроение". (Развитие критического мышления) 2012
Учащиеся совершенствуют навыки работы с текстом (элементы анализа, сочинения), формируют дискурсивную компетенцию.
-
Урок развития речи "Остап и Андрий" 2012
Урок литературы в 6-м классе по программе М.Б. Ладыгина органично вписывается в систему занятий по развитию речи, систематизирует знания учащихся по теории литературы, закрепляет умение анализировать классические произведения, синтезировать и обобщать, развивает творческие способности учащихся, учит создавать оригинальные произведения.
-
Урок развития речи "Подготовка к сочинению — описанию внешности и костюма по картине Ф.В. Сычкова "Учительница-мордовка" (7-й класс) 2004
Урок построен на основе "Культуровоспитывающих технологий по интересам детей". Данное направление позволяет осуществлять межпредметные связи, развивать и реализовать творческие способности учащихся, умение грамотно владеть словом.
-
Урок развития речи "Ратный подвиг моего рода" 2009
Урок развития речи рассчитан на учащихся 5–6-х классов. Рассказ детей о представителях их семей – участниках Великой Отечественной войны, которому предшествовала большая поисковая, исследовательская работа. Ребята учатся рассуждать, высказывать свои мысли, читают стихи, знакомятся с «Книгой Памяти» Сернурского района. Итогом урока станет рукописная книга «Ратный подвиг моего рода».
-
Урок развития речи "Роль изобразительно-выразительных средств в поэтической речи" 2010
Цели урока: познакомить со стихотворениями о Кольском Севере, на материале данных поэтических произведений закрепить знания о роли изобразительно-выразительных средств в тексте; продолжить формирование творческого видения, развивать навыки устной и письменной монологической речи; воспитывать эстетический вкус, любовь к красоте природы.
-
Урок развития речи "Сказка "Снегурочка" А.Н. Островского в творчестве художников-миниатюристов" 2011
В ряду культурных ценностей нашего народа особое место занимает искусство лаковой миниатюры. Замечательные произведения создаются художниками Палеха, Холуя, Мстёры. Их тематика разнообразна: сказки и былины, лирические сценки и героические батальные композиции. Многие произведения устного народного творчества и художественной литературы нашли свое отражение в произведениях миниатюрной живописи. Все это может быть использовано как иллюстративный материал на уроках русского языка и литературы.
-
Урок развития речи в 3-м классе "Матушка-красавица русская зима" 2010
Урок развития речи в 3-м классе с целью привлечь внимание детей к красоте зимних явлений; формировать умение строить речь в определенной композиционной форме; воспитывать самостоятельность, активность, терпение; формировать навыки орфографической зоркости. самоконтроля.
-
Урок развития речи в 5-7 классах. Тема: "Человек делом славен"(о В.И. Дале) 2005
Разработка урока, в ходе которого учащиеся узнают о жизни и главном деле В.И. Даля, как собирателе слов, пословиц, загадок и сказок; рассказывают о жизни писателя, анализируют пословицы, читают и анализируют сказку В. И. Даля "Война грибов и ягод".
-
Урок развития речи в 5-м классе 2003
На уроке развития речи в 5-м классе по теме "Земное путешествие инопланетян… Встреча с Мастером" используются приемы, основанные на графических и звуковых ассоциациях. В системе приемов, разработанных автором урока, учитываются индивидуальные особенности учащихся, одни из которых - "визуалы" (воспринимают мир зрительно); а другие - "аудиалы" (воспринимают мир через звук, слово). Основной целью данной системы является развитие зрительной, образной, логической памяти учащихся при усвоении литературоведческих терминов и навыков грамотного письма через использование эффективных способов запоминания, связанных с одним из направлений психологии - эйдетизмом (от греч. "эйдос" - образ), т.е разновидностью образной памяти, заключающейся в умении видеть предмет, который уже исчез из поля восприятия.
-
Урок развития речи в 5-м классе "Удивительное – рядом" (по книге К.Гарновского "Солнечные зернышки") 2010
Урок развития речи в 5-м классе знакомит учащихся с творчеством писателя-натуралиста Кронида Гарновского, учит внимательнее относиться к природе родного края, замечать необыкновенное – в обыкновенном. Это способствует нравственному воспитанию юного поколения.
-
Урок развития речи в 5-м классе "Что на что похоже". Начальное понятие о метафоре и художественном сравнении 2011
Урок даёт учителю возможность в игровой форме дать учащимся представление о художественном сравнении, метафоре, иронии. Занятие поможет выработать у школьников умения выделять сопоставимые признаки у предметов и действий, разграничивать прямое и переносное значение слов, выявлять авторскую иронию в произведении. Урок позволяет развивать творческое мышление, воображение, ассоциативную память. Материал можно использовать во внеклассной работе по литературе.
-
Урок развития речи в 5-м классе. Сочинение-описание по иллюстрации "Баба-яга" к сказке "Василиса Прекрасная" 2022
Представлена презентация к написанию сочинения-описания по иллюстрации И.Я.Билибина "Баба-яга" к сказке "Василиса Прекрасная".
-
Урок развития речи в 5-м классе. Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова ''Алёнушка'' 2009
На уроке дети готовятся к сочинению-описанию по картине В.М.Васнецова «Аленушка». Работа на уроке способствует обогащению словарного запаса учащихся, развитию связной речи и творческих способностей учащихся, умению высказывать свое мнение по поводу прочитанного или увиденного.
-
Урок развития речи в 6-м классе "Как создается мир сказочных великанов" 2008
Представленный урок в системе уроков по роману Ф.Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль" завершающий. Используемые на уроке приемы и методы помогут учителю и учащимся творчески подвести итоги изучения произведения.
-
Урок развития речи в 7-м классе "Нужно ли сочувствие и сострадание людям?" 2011
Урок развития речи по рассказам А.Платонова и Л.Андреева является одним из этапов подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения. На уроке учащиеся составляют план с помощью учителя. Работа над составлением плана делится на ряд этапов. Учащиеся готовятся к домашнему сочинению-рассуждению; развивается устная и письменная речь.
-
Урок развития речи в 7-м классе по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели" 2009
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством А.К. Саврасова, приобщаются к русской культуре, учатся анализировать и описывать картину. Это урок подготовки к написанию сочинения-описания по картине. На уроке используется презентация к уроку «Саврасов – певец русского пейзажа».
-
Урок развития речи в 7-м классе. Мастерская творческого письма "Первый снег" (2 часа) 2006
Урок-мастерская творческого письма (2 часа для учащихся 7-х классов). Через задания, логическое построение урока учитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью ребят. Используется парная, индивидуальная, групповая работа. В результате урока ученики готовы "высказать сердце" в виде дневниковой записи, а помогут им в этом наблюдения за первым снегом, которые заставят задуматься о многом. Провожу урок после изучения смысловых групп наречий.
-
Урок развития речи в 9-м классе по теме "Рецензия на литературное произведение как жанр" 2012
Урок развития речи в 9-м классе призван познакомить учащихся с особенностями сочинений в жанре рецензии; обеспечить усвоение учащимися жанровых особенностей сочинений-рецензий, усвоение конкретных навыков рецензирования: анализировать незнакомый и несложный текст с литературоведческих позиций, использовать средства оценки, употреблять разнообразные речевые конструкции.
-
Урок развития речи и зрительного восприятия по картине В.Г. Перова "Тройка" 2008
План урока развития речи и зрительного восприятия составлен для учащихся 6–8-х классов национальных школ для ознакомления с великим русским художником В.Г. Перовым и его картиной «Тройка». Основной целью урока является развитие общего кругозора, устной и письменной речи учащихся.
-
Урок развития речи на тему "Создание фанфика по мотивам повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»". 6-й класс 2014
Урок посвящён ознакомлению учащихся с одним из популярных жанров современной литературы – фанфиком. Получив опыт творческой переработки классического произведения, школьники овладевают технологией создания фанфика. Выбор произведения, ставшего основой для индивидуальной интерпретации, определён программой по литературе. Урок целесообразно проводить по итогам изучения повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» для комплексной проверки полученных знаний и пробуждения культуры «активного читателя».
-
Урок развития речи на тему: «"Подготовка к написанию рецензии на повесть Б. Васильева "А зори здесь тихие"», 9-й класс 2005
Основные задачи урока: отработать навык написания рецензии, научить видеть отличие рецензии от отзыва. Учить анализу произведения: определение темы, идеи, художественно-выразительных средств, приемов. Результаты текстового анализа ввести в предстоящую работу. При помощи аудиовизуальных средств развивать ассоциативное мышление, помогать более глубокому восприятию образов, идеи произведения, учить созданию киносценария. Воспитывать чувство любви к Родине.
-
Урок развития речи по литературе "Книгу о маме пишем сами" 2012
Урок направлен на формирование читательской компетентности учащихся через повторение литературоведческих понятий, знакомство с новыми терминами, анализ литературной сказки, чтение сказок собственного сочинения, написание синквейнов, подготовку материалов к публикации на сайте класса. Урок решает задачи формирования и развития художественной культуры, творческого потенциала и целостного мировосприятия личности на основе высших гуманистических ценностей средствами искусства и литературы.
-
Урок развития речи по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" на тему "Честь – бремя или благо?" в 10-м классе 2007
Сдвоенные уроки развития речи, завершающие изучение романа "Война и мир". Цель: способствовать более глубокому прочтению произведения, развитию умения читать между строк, вырабатывать навык "сквозного постижения" авторской идеи, совершенствовать опыт самостоятельного поиска. Работа строится в виде эвристической беседы с одновременной записью кратких тезисов. Итог работы - домашнее сочинение.
-
Урок развития речи по творчеству И.А. Крылова 2009
Автор статьи знакомит учащихся с творчеством И.А. Крылова. Учит выделять главную мысль басни, мораль; обращает внимание учащихся на язык басен, меткие выражения, перешедшие в поговорки и пословицы; воспитывает нетерпимое отношение к человеческим порокам, учит осмысливать свои поступки, острее видеть и понимать жизненные факты и явления; развивает устную речь.