Урок пропаганда "Вечен труд безвестных зодчих". Творения искусства и духовная жизнь народа. (По творчеству Д.Кедрина)

Разделы: Литература


Задачи урока:

“Пропаганда” – (лат.) распространение в массах каких-либо идей, учений, знаний.

  • Распространение идеи бережного отношения к прошлому, сохранение исторического, культурного наследия.
  • Расширение знаний учащихся об эпохе Ивана Грозного; продолжение темы “Противоречие государственной власти и человека-творца” (урок после изучения поэмы М.Ю.Лермонтова “Песня про купца Калашникова…”).
  • Изучение темы “Творения искусства как отражение духовного опыта народа и их бессмертие”.
  • Знакомство с творчеством Д.Кедрина.
  • Воспитание духовности, патриотизма, чувства красоты.

Оснащение урока:

1) мультимедийное оформление (слайды): портрет Д.Кедрина, высказывание Д.С.Лихачева, фотографии египетских пирамид, репродукции картин Г. Венецианова, изображение Храма Василия Блаженного, изображение Храма Христа Спасителя;

2) выставка книг Д.Кедрина.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Каждый человек воспитывается в культурной среде, сложившейся на протяжении веков, вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. Прошлое – это та почва, на которой мы стоим и , отталкиваясь от которой, идем в будущее. А это прошлое, духовный опыт народа запечатлен в улицах и площадях, домах и парках, храмах и книгах, картинах и скульптурах. Необходимо все это бережно сохранять и беречь, постоянно пополняя этим свой духовный мир.

Д.С.Лихачев, известный деятель современной культуры, считает, что “если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране”.

Писатели и поэты помогают нам это понять. Например, поэт Дмитрий Кедрин.

Краткая справка о поэте. Сообщение ученика.

Дмитрий Кедрин родился в 1907 г. в Донбассе. Детство и юность прошли в Днепропетровске. Учился в техникуме путей сообщения, работал в редакции молодежной газеты. Начал печататься в 1924 г. с 1931 г. работает и печатается в Москве. В 1943 г. ушел добровольцем на фронт. Работал в газете Северо-Западного фронта. После демобилизации, в 1945 г., трагически погиб. Единственный прижизненный сборник стихов – “Свидетели”. Кедрин – мастер исторической поэмы и баллады, замечательный лирик. Он очень любил Русь. Написал о ней целый ряд поэм: “Зодчие”, “Конь”, “Ермак”, “Набег”, “Песня про Алену-старицу”.

Слово учителя.

История родины – главное в творчестве поэта. Он обращается к прошлому, чтобы показать истоки настоящего, талантливость народа, красоту его души. Кедрин показывает, что одной из черт народного характера является красота и способность создавать прекрасное вопреки жестоким условиям, в которых жил народ.

Чтение учащимся стихотворения “Красота” и его выступление с мини-исследованием по стихотворению. Тезисы исследования:

  • Художник, создающий прекрасное, отражает красоту, которая есть в жизни, в народе.
  • Красота – неотъемлемое свойство народа-труженика. Поэт открывает единство: родина – народ – красота.
  • Национальное, русское – проявление общечеловеческого идеала.

Чтение подготовленным учащимся поэмы “Пирамида”.

Выступление учащегося с мини-исследованием по поэме. Проблемы, которые исследовал ученик:

  • Кто создал удивительные творения искусства, культуры?
  • Прав ли фараон в своих заявлениях?
  • Что остается в веках?

Слово учителя.

История не сохранила имени царя, для которого была построена пирамида и который решил себя возвеличить, оставить свое имя в веках, а дело рук строителей, мысль гениального зодчего, усилия талантливейших инженеров – бессмертно, вечно. Эту мысль Кедрин развивает в другой поэме – “Зодчие”.

Чтение учителем поэмы “Зодчие”.

Работа с текстом поэмы.

Прокомментируйте название поэмы. (От старославянского здати – “создавать, строить”. Однокоренные слова: здание, созидать, зиждитель, создание).

Основной композиционный прием – антитеза. Что противопоставлено в поэме? (добро – зло; царь – мастера; храм – торговая площадь, повседневная жизнь).

Заполните “рабочий лист”: в чем выражается добро и зло? Представьте ваши наблюдения.

Вариант заполнения “рабочего листа”:

Зло Добро
Царь:

тщеславие, коварство, жестокость; не ценит человеческий труд, человеческую жизнь; коверкает судьбы людей.

Мастера:

дружеская привязанность, гармоничность отношений, согласованность действий и поступков, слаженность в работе; радость и счастье созидания, вдохновение; талантливость, гениальность, удивительное мастерство; вера в собственные силы, готовность к непрерывному творческому труду; их труд благословен свыше.

Торговая площадь, царские палаты:

духота, жара, темнота, грязь; купля-продажа; мелочность, пьянство, доносы, предательство, истязания, унижения, жестокость, смерть, неволя, срам.

Храм:

сказка, прекрасный сон; красота; чистота (сравнение с невестой); мечта народа о прекрасном, его душа; рукотворное чудо, нарядность, праздничность, выражение радости жизни; синтез усилий, таланта, мастерства сотен людей.

В чем смысл образа храма? В чем его ценность? (Храм, а значит, искусство, противостоит злу и бездуховности. Напоминает человеку, что он человек. Пробуждает все лучшее в нем. Символ бессмертия искусства.)

Что победило: добро или зло? (Добро торжествует – храм стоит века, несет добро грядущим поколениям. Нравственный человеческий закон, который он воплощает, выше любой власти. Все это знает, может оценить народ, о чем свидетельствуют запретные песни гусляров).

Историческая справка о Храме Василия Блаженного. Сообщение ученика.

В основу поэмы положена легенда. Она рассказывает о строительстве храма, известного всему русскому народу, и всемирно известного.

Это крупнейшее на Руси архитектурное сооружение XVI в. Его называют Храм Покрова “что на рву” или Собор Василия Блаженного. “Что на рву” означало, что храм стоит рядом со рвом, проходившим перед Кремлем. А Василием Блаженным назван по имени юродивого, которого особо почитала церковь и который похоронен у стен храма.

Храм был построен в честь взятия Казани Иваном Грозным и возводился в течение 5 лет – с 1555 г. по 1560 г.

До нас дошли имена его создателей. Это псковские зодчие Барма и Постник Яковлев. В летописи есть сведения, что царь повелел зодчим воздвигнуть храм из 8 престолов в честь тех восьми святых, чьи праздники падали на решающие дни Казанского похода. Но постник и Барма основали 9 престолов, как того требовала симметрия и задуманная ими композиция собора. Они поступили как истинные художники, по своему разумению. Воля царская спасовала перед красотой.

Этот храм выражает красоту, силу и славу Руси. Он и был задуман ликующим, как победа, и сияющим, как слава.

Слово учителя.

О многом нас заставил подумать, много почувствовать проникновенный, умный, чуткий поэт. Его поэзию любят за тонкие и чистые краски, за умение строить сюжет, придавать многим стихотворным произведениям дух и облик легенды, а главное – любят за светлую душу, полную ласкового внимания к человеку и навек плененную красотой родины. А красоту эту он призывал трепетно хранить как высшую святыню и ценность.

Все этапы урока сопровождаются показом слайдов.