Цели:
Образовательные:
Создать условия для формирования у учащихся представления о художественном мире русской поэзии начала ХХ века; содействовать формированию единой картины внутреннего мира человека изучаемого периода и его выражения в искусстве; организовать деятельность учащихся по выявлению особенностей эстетики поэзии серебряного века на конкретных произведениях.
Развивающие:
Использовать приёмы педагогических технологий для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыков решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом.
Воспитательные:
Воспитывать эстетическое отношение к литературе изучаемого периода.
Оборудование:
- компьютер и проектор с презентацией материала;
- рабочие тетради;
- тексты стихотворений с заданиями по типу ЕГЭ;
- ключи для взаимоконтроля выполнения заданий.
Тип урока: урок-презентация.
Эпиграф:
Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл.
По неведому назначенью,
По Неве иль против течения, -
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком слыл
Ахматова “Поэма без героя…”
I. Вступительное слово учителя.
На рубеже XIX-XX веков русская литература переживала расцвет, сравнимый по яркости и многообразию талантов с блистательным началом XIX века. В это время вновь ярким светом вспыхнуло поэтическое творчество. Всего лишь за два десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми гордилась бы любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную. Не отставали художники, композиторы. Все они пытались изобразить противоречивый характер времени, найти ответ на многочисленные вопросы современности. Свойственная эпохе неразделимая связь творчества и личной судьбы выразилась во множестве художественных шедевров. Этот период русской литературы принято называть серебряным веком.
Словосочетание “серебряный век” - устойчивая метафора, возникшая в кругах русских писателей – эмигрантов по аналогии с “золотым веком” (пушкинским веком).
Существует множество точек зрения относительно этого, кто первым дал название этому этапу русской культуры. Одни исследователи считают, что термин“ серебряный век” ввел в литературу Николай Бердяев, другие утверждают, что пальма первенства принадлежит поэту Николаю Оцупу, третьи называют Николая Гумилёва, четвёртые - издателя Сергея Маковского. Но это не суть важно. Принципиально другое: если представители русской культуры одновременно приходят к заключению, что эпоха ознаменована рождением новой эстетики, то по праву поэзию серебряного века можно считать эстетическим феноменом.
- Как вы понимаете слово феномен? (Феномен – явление выдающееся, исключительное)
(Проговариваются цели урока)
Обращаю Ваше внимание на хронологические границы “серебряного века”.
1892 год (манифест “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы” и сборник стихов “Символы” Д.Мережковского) - начало 1920 годов (по некоторым источникам, 1917 год).
Для этого небольшого промежутка времени характерна активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе; огромный интерес к поэзии, в первую очередь к модернистским течениям, с которыми сегодня будем знакомиться, самыми влиятельными из которых были символизм, акмеизм, футуризм.
Приложение 1 (символизм), 2 (акмеизм), 3 (футуризм)
(Показ слайда). Презентация
II. Сообщения учащихся в виде презентаций.
А) Символизм - это первое и самое значительное из модернистских течений.
(Показ слайда)
- Стихотворение В.Брюсова “Юному поэту”.
Вывод учителя:
Вы услышали стихотворение этого направления, наверное, почувствовали новаторство. Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Имена поэтов Д.Мережковского, З.Гиппиус, Ф.Сологуба, И.Анненского, В.Иванова, К.Бальмонта, В. Брюсова и других будут жить в веках, так как они поклонялись искусству, только ему, безраздумно, бесцельно.
Б) Готье писал:
“Искусство тем прекрасней,
Чем взятый материал
Бесстрастней -
Стих, мрамор иль метал”.
Это о нём, об акмеизме, возникшем в недрах символизма и в противовес ему.
(Показ слайдов)
А.Ахматова “Двадцать первое…” (чтение стихотворения)
Вывод учителя:
Акмеистическая программа ненадолго сплотила значительных поэтов этого течения. К началу Первой мировой войны рамки единой поэтической школы оказались для них тесны, и каждый из акмеистов пошёл своим путём.
В) Чтение стихотворения В. Маяковского “Нате!”
- Скажите, это стихотворение похоже на прочитанные ранее? (Нет)
Оно и не может быть похожим, так как поэт, написавший его, относится к ещё одному направлении. Футуризм возник и “окреп” в атмосфере скандала, но эпатирование публики было не целью, а средством. Это выразил В.Маяковский в только что вами прослушанном стихотворении.
(Показ слайдов)
III. Играет музыка. Звучит песня М.Цветаевой “Под лаской плюшевого пледа”.
М.Цветаева заняла позицию вне литературных школ и группировок. Унаследовав на раннем этапе творческого пути достижения символистской поэтики, лирика Цветаевой в зрелый период творчества оказалась близка поэтической практике футуризма. Её и многих других поэтов литературная родословная связана прежде всего с культурой “серебряного века”.
Вывод учителя:
Общим для большинства крупных поэтов серебряного века было стремление к свободе от эстетической нормативности, к преодолению не только литературных штампов предшествующей эпохи, но и новых художественных канонов, складывавшихся в ближайшем для них литературном окружении. Все поэты и поэзия “серебряного века” -эстетический феномен, которые оказали огромное влияние на последующее поколение поэтов, осуществив непрерывность развития культуры.
IV. Работа со слайд-таблицей
Найдите и исправьте ошибки, допущенные в составлении таблицы.
Символизм | Акмеизм | Футуризм |
В. Брюсов | В. Маяковский | И. Северянин |
А. Ахматова | Н. Гумилев | Д. Бурлюк |
(Показ слайдов)
V. Работа со стихотворными текстами.
Вы прослушали несколько стихотворений, смогли кое-что подметить, а теперь выполним некоторые задания, которые внесены в КИМы ЕГЭ.
Вариант 1.
Песня последней встречи.
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между клёнов шёпот осенний
Попросил: “Со мной умри!”
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой”.
Я ответила: “Милый,милый!
И я тоже. Умру с тобой…”
Это песня последней встречи.
Я взглянула на тёмный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-жёлтым огнём.
(А.Ахматова)
А1. Главной в стихотворении А.А.Ахматовой “Песня последней встречи” является тема:
- человека и природы
- обманутой любви
- ожидания любви
- поиски смысла жизни.
А2. Для стихотворения “Песня последней встречи”, своеобразного” рассказа в стихах”, характерно:
- отсутствие последовательного развития сюжета
- повторение первой и последней строф
- введение предыстории отношений между героями
- передача острого момента переживания героев
В1. Из первой строфы стихотворения выпишите предметную художественную деталь (в именительном падеже), передающую эмоциональное состояние лирической героини.
В2. Из последней строфы стихотворения выпишите один из эпитетов (в именительном падеже).
В3. Назовите художественный приём, помогающий А.А.Ахматовой передать состояние природы, которая наделяется человеческими чувствами: “Между клёнов шёпот осенний попросил: “Со мной умри!”.
Вариант 2.
…Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: “Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид”.
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
(А.А.Ахматова)
А1. С каким поэтическим течением связано раннее творчество А.А.Ахматовой:
- символизм
- акмеизм
- футуризм
- имажинизм
А2. По своему жанру стихотворение А.А.Ахматовой близко:
- к общественной сатире
- к лирической исповеди
- к торжественной оде
- к романтической балладе
В1. Укажите название композиционного приёма, использованного А.А.Ахматовой для противопоставления образа лирической героини, которая “равнодушно и спокойно…замкнула слух”, и “голоса”, который звал утешно…”.
В2. Выпишите один из эпитетов из последнего четверостишия стихотворения.
В3. Укажите название поэтического тропа, использованного в строке “Руками я замкнула слух”.
ПРОВЕРКА - взаимопроверка.
(Показ слайдов)
VI. Рефлексия.
(Показ слайдов)
VII. Итог урока.
Поэты “серебряного века” - это необычные люди, зачастую нарушали все существующие правила, нормы, законы, самый главный их закон- собственная поэтическая фантазия. Они творили особый мир, существующий по своим законам- и в этом мире они были полновластными хозяевами, и поэтому поэзия “серебряного века”-это устойчивый феномен.
VIII. Домашнее задание: стр. 102–108 (учебник под ред. Кутузова А.Г.), индивидуальное задание (биография А.А.Блока), стихотворение “Незнакомка”.