Цели урока:
- дать представление об изменениях взглядов автора на роль петровских преобразований;
- выявить идейно-художественную задачу А.Н.Толстого – показать Петра Первого как государственного деятеля, вызванного к жизни исторической необходимостью;
- выявить роль художественных средств в создании образа Петра.
Оргмомент.
Важность темы для изучения творчества Толстого. Постановка целей урока. Звучание темы в творчестве других писателей. На данном этапе урока учащиеся обращаются к ранее изученному материалу, к лекционному материалу предыдущего урока, слушают выступление специально подготовленного ученика.
- На предыдущих уроках мы говорили о творчестве А.Н.Толстого, особенностях его романа “Пётр Первый”, в центре которого находится образ Петра. Именно этому образу мы и посвятим наше занятие.
- Запишите в тетради тему урока (/Презентация, слайд №2 /: Образ Петра в романе А.Н.Толстого “Пётр Первый”.)
- Какие цели мы можем поставить перед собой,
работая по данной теме? (слайд №3)
- дать характеристику образа Петра в романе;
- выявить художественные средства, использованные автором при создании образа Петра.
- Личность Петра Первого и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней эта тема не сходит со страниц художественных произведений. Какие писатели к ней обращались, каким видели образ Петра?
- Свыше 20 лет волновала эта тема и А.Н.Толстого. В 1917 году он написал рассказ “День Петра”, а над романом “Пётр Первый” он работал вплоть до самой смерти.
- Сообщение ученика ( по рассказу “День Петра”, краткий комментарий к образу царя в нём.)
- Как изображён Пётр в рассказе? Изменились ли взгляды Толстого на роль Петра к моменту написания романа? С чем это связано?
- Посмотрите на доску. (Презентация, слайд №4)
Рассказ “День Петра” | Роман “Пётр Первый” |
…сырой ветер гнал сильный туман с
моря… сдувало гнилую солому с изб и клетей… Вздувшаяся река била в бревенчатые набережные… Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой неметчины. Кому он был нужен, для какой муки ещё новой надо было обливаться потом и кровью и гибнуть тысячами, - народ не знал. |
…Открытое море отсюда было – подать
рукой. Ветер покрывал его весёлой зыбью. …Желанное, возлюбленное здесь было место. Хорошо, конечно, на Азовском море, белёсом и тёплом, добытом с великими трудами, хорошо на Белом море… но не сравняться им с морем Балтийским – широкой дорогой к дивным городам, к богатым странам. |
Вашему вниманию представлены эпизоды, в которых описывается строительство Петербурга. Слева – выдержки из рассказа, а справа – из романа. Предлагаем сравнить их. Что отличает эти два описания друг от друга?
Итак, взгляд Толстого на роль преобразований Петра Первого претерпевал изменения. После возвращения на родину в 1922 году Толстой пришёл к выводу о необходимости преобразований.
3. Изображение Петра в романе. Становление личности Петра. Необходимость преобразований. Художественные средства изображения Петра.
Реализация домашнего задания, работа с текстом.
Теперь мы обратимся к образу Петра в романе.
Когда мы говорили о композиции романа, то отметили, что она была продиктована целью показать становление личности Петра. Чем изображение Петра Толстым отличается от пушкинского? (у Пушкина Пётр – сложившаяся личность)
- Расскажите, как Толстой изображает становление личности Петра? (Презентация, слайд №5)
Ответы учащихся.
- Докажите примерами из текста, что Россия нуждалась в преобразованиях. Отразил ли Толстой противоречивость преобразований Петра? (Презентация, слайд № 9)
Ответы учащихся. (Возможно использование слайдов №6-8 (Презентация, слайды6-8), иллюстрирующих необходимость преобразований).
- Почему именно Пётр, а не Голицын смог стать преобразователем России? (Презентация, слайд № 10)
Ответы учащихся.
- Говоря о Петре, нельзя не обратить внимания на художественные средства, использованные автором. Какие средства, по вашему мнению, играют наиболее важную роль? (Презентация, слайд № 11)
(приём контраста, речевая характеристика).
- Приведите примеры использования приёма контраста в тексте.
- Каковы особенности речи Петра?
(лаконизм, эмоциональность, образность, близость к народной). (Презентация, слайд №12)
- Обратите внимание на небольшой отрывок из текста (Презентация, слайд №13): “Пётр рванул дверь… На двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой, спал Стрешнев. Пётр сорвал одеяло. Схватил за редкие волосы перепуганного боярина… плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом…”
Что помогает автору передать горячность, вспыльчивость Петра? (обилие глаголов). (Презентация, слайд № 14)
- Толстой признавался: (Презентация, слайд №15): “В человеке я стараюсь увидеть жест, характеризующий его душевное состояние, и жест этот мне показывает глагол, чтобы дать движение, вскрывающее психологию”.
Итак, важным средством раскрытия образа Петра является “внутренний жест”, приём, заключающийся в использовании глаголов с целью передачи психологического состояния героя.
- Запишите в тетради основные художественные средства, использованные автором для создания образа Петра (Презентация, слайд № 16)
4. Обобщение материала. Подведение итогов. Домашнее задание.
Пришло время подвести итоги нашего занятия. Расскажите кратко о результатах нашей работы (Презентация, слайд № 17).
- интерес к образу Петра Толстой пронёс через всё творчество;
- взгляды автора на роль петровских преобразований претерпевали изменения;
- в романе “Пётр Первый” Толстой показал становление личности Петра и необходимость преобразований;
- в романе отражена противоречивость деятельности Петра;
- наиболее значимыми при создании образа Петра стали следующие художественные средства: “внутренний жест”, приём контраста, речевая характеристика. (Ученики делают запись в тетради)
Домашнее задание к уроку по теме “Образ Петра в романе А.Н.Толстого “Петр Первый”.
Книга 1, глава 7, 4.
Приятным ветром наполняло четыре больших прямых паруса на грот- и фок-мачтах и два прямых носовых – на конце длинного бушприта… Чуть навалившись на левый борт, корабль “Святой Георгий” скользил по весеннему солнечному, серому морю. Кое-где, окруженные пеной, виднелись хрупкие льдины. На громоздкой, как башня, корме вился бранденбургский флаг. Палуба корабля была чистая, вымытая, блестела начищенная медь. Веселая волна ударяла о дубового Нептуна, на носу под бушпритом взлетала радужной пылью.
Петр, Алексашка Меньшиков, Алеша Бровкин, Волков и хилый, с подстриженной бородой, большеголовый поп Битка – все одетые в немецкое, серого сукна, платье, в нитяных чулках и юфтовых башмаках с железными пряжками – сидели на свертках смоляных канатов, курили в трубках хороший табак.
Петр, положив локти на высоко задранные колени, веселый, добрый, говорил:
- Фридрих, курфюрст бранденбургский, к коему плывем в Кенигсберг, свой брат, - поглядите, как встретит…Мы ему вот как нужны… Живет в страхе: с одной стороны его шведы жмут, с другой – поляки… Мы это все уже разузнали. Будет просить у нас военного союзу – увидите, ребята.
- Это тоже мы подумаем, - сказал Алексашка.
Петр сплюнул в море, вытер конец трубки о рукав:
- То-то что нам этот союз ни к чему. Пруссия с турками воевать не будет. Но, ребята, в Кенигсберге не озорничайте – голову оторву… Чтоб о нас слава не пошла.
Поп Битка сказал с перепойной надтугой:
- Поведение наше всегда приличное, нечего грозить… А такого сану – курфюрст – не слыхивали.
Алексашка ответил:
- Пониже короля, повыше дюка – получается курфюрст. Но, кА-нечешно, у этого – страна разоренная, перебивается с хлеба на квас.
Алешка Бровкин слушал, разинув светлые глаза и безусый рот… Петр дунул ему в рот дымом. Алеша закашлялся. Засмеялись, стали пихать его под бока… Алеша сказал:
- Ну, чаво, чаво… Чай, все-таки боязно, вдруг это мы – и к ним.
На них, балующих среди канатов, с изумлением посматривал старый капитан, финн. Не верилось, чтобы один из этих веселых парней – московский царь… Но мало ли диковинного на свете…
С левого борта вдали плыли песчаные берега. Изредка виднелся парус. На запад за край уходил полный парусов корабль. Это было море викингов, ганзейских купцов, теперь – владения шведов. Клонилось солнце. “Святой Георгий” отдал шкоты и фордевиндом, мягко журча по волнам, плыл к длинной отмели, отделяющей от моря закрытый залив Фришгаф. Вырос маяк и низкие форты крепости Пиалу, охранявшей проход в залив. Подплыв, выстрелили из пушки, бросили якорь. Капитан просил москвитов к ужину.
Какую роль в данном эпизоде играет описание пейзажа? Перечислите художественные средства, с помощью которых достигается создание подобного фона. |
Каким предстает Петр в данной сцене? |
Какую роль данный эпизод играет в тексе? |
Охарактеризуйте речь Петра. |