Цели урока:
- познакомить учащихся с «Песнью о вещем Олеге» А.С.Пушкина и показать связь истории, искусства и летописания в этом произведении;
- выработать навыки работы с разнообразными текстами и справочным материалом учебника, навыки анализа лирического произведения;
- выявить жанр произведения, определить особенности «Песни о вещем Олеге»;
- воспитывать умение слушать и слышать собеседника и учится развивать чувство прекрасного.
Форма организации занятия: урок коммуникативно-развивающего типа с элементом телепередачи.
Оборудование: карта «Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI-XI вв.», компьютерная презентация (иллюстрации В.М.Васнецова), портрет А.С.Пушкина и В.М.Васнецова, компьютер, мультимедийный проектор.
Теория литературы: жанр, летопись, баллада.
Ход урока
…Гордости не имейте в сердце и в уме:
смертны все, сегодня живы, а завтра в
гробу; всё, что имеем, дано нам на
малое время.
Из «Повести временных лет»
I. Слово учителя.
- Здравствуйте, дорогие гости, коллеги, ребята. Я рада вас приветствовать на детско-взрослой телепередаче «Мы говорим» в классной студии. Тема нашей телепередачи: художественное своеобразие «Песни о вещем Олеге». Цель: познакомиться с лирическим произведением А.С.Пушкина «Песнью о вещем Олеге», увидеть связь истории, искусства и летописания в этом произведении, определить особенности «Песни…».
В течение телепередачи мы затронем следующие вопросы: В чём отличия летописи от песни? Почему же Олег принимает смерть от коня? В чём смысл этого произведения? и многое- многое другое.
Сегодня у нас в гостях историк, летописец, литературовед и искусствовед. Я предоставляю слово историку.
II. Выступление историка, летописца и литературоведа.
Историк (рассказ сопровождается показом по карте): Древнерусский князь Олег жил в XI- X вв. Был он человеком умным и хитрым, современники прозвали его Вещим (от слова «ведать»). Олег захватил Киев, хитростью погубив правивших там князей Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей всей Руси – «матерью городов русских».
Он собрал большое войско – две тысячи кораблей и без счёту конных воинов и пошёл войной на богатое и сильное Византийское царство. Сначала корабли плыли по Днепру, а конная рать шла берегом, потом, когда добрались до Чёрного моря, кони и всадники тоже погрузились на корабли. Наконец, войско Олега достигло столицы Византии – большого и красивого города Константинополя. На Руси его тогда называли Царьград. Но сразу взять хорошо укреплённый город войско Олега не смогло. Тогда Олег пошёл на хитрость. Он приказал вытащить корабли на берег, поставить их на колёса и поднять паруса. Подул ветер, и корабли понеслись под парусами по земле, как по морю. Византийцы, испуганные этим удивительным зрелищем, признали себя побеждёнными. В знак победы Олег прибил к воротам Царьграда свой щит.
С честью и славой Олег вернулся в Киев. Однажды прорицатели – волхвы предсказали Олегу, что его любимый конь принесёт ему погибель. Олег приказал слугам увести коня и заботиться о нём, а себе взял другого. Прошло много лет, любимый конь Олега состарился и умер. Олег, узнав об этом через три года, сказал: «Обманули меня волхвы! Конь, от которого, по их словам, мне грозила смерть, умер, а я – жив!» Он пошёл посмотреть на кости своего коня. Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея, ужалила Олега в ногу, и он умер.
Учитель: А чьим родственником был князь Олег? Слово вам, летописец.
Летописец: Большинство летописей считает Олега родственником (племянником или братом жены) легендарного новгородского князя Рюрика. Согласно «Повести временных лет» в 879 году Рюрик, умирая, передал Новгород Олегу и попросил позаботиться о своём сыне Игоре.
Историк: Как установили мы, историки, Олег, скорее всего, не был родственником Рюрика, как и Игорь не был сыном Рюрика. Больше того, и Олег, и Игорь были представителями совершенно иной княжеской династии – из Аланской Руси, расположенной в Прибалтике, возможно, на острове Саарема. Видимо, уже в XI веке русы – аланы в Прибалтике были славянизированы, Именно из этой Аланской Руси вышли Олег Вещий и Игорь Старый, а княжеская династия из этих руссов- аланов утвердилась у славянских племён уже после смерти варяжского князя Рюрика и его братьев.
Мы, историки, признаём особый вклад Олега в становлении государственности на Руси как системы управления на профессиональной основе делами общества в целом и на местах – государственности «элитарной».
Летописец: Но наряду с признанием вклада Олега мы, летописцы, сообщаем, что некий волхв предсказал ему гибель от его коня конкретно. Выслушав предсказание, Олег (который по отношению к этому предсказанию вещим не оказался) – приказал сменить коня, а своего бывшего коня пасти, заботиться о нём и не утруждать работой. Повеление князя- регента было исполнено. И спустя какое-то время Олегу доложили, что конь сдох. Олег посмеялся и над предсказанием, и над волхвом. А ещё через некоторое время Олег решил посмотреть на кости коня, возможно потому что какие-то воспоминания связанные с конём были для него значимы. Останки коня, лежавшие в поле, Олегу показали, и когда князь опёрся ногой на череп коня, из черепа выползла змея, которая укусила Олега, в результате чего он скончался.
Учитель: Чем же А.С. Пушкина заинтересовала летопись «Сказание о вещем Олеге»? Послушаем вас, уважаемый литературовед?
Литературовед: Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин воспел подвиги князя Олега в «Песни…». А.С.Пушкин рассказывает о нём как о былинном богатыре. Олег много совершал походов, много сражался, но судьба берегла его.
Пушкин любил и знал русскую истории, «предания веков». В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. Но стихотворение не только об этом. В нём звучит и гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли, и созвучная древнему представлению вера в то, что поэты – провозвестники высшей воли.
Учитель: Эпизод о смерти князя Олега от своего коня, взятый из летописи, разрабатывался в думе К.Ф.Рылеева «Олег Вещий», в балладе Н.М.Языкова «Олег», в «Истории государства Российского» Карамзина.
А как же А.С.Пушкин обратился к летописи, что его подтолкнуло?
Литературовед: Пушкин, в 1820 году сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра тоже называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе и захотел о нём написать.
Пушкина поразил этот эпизод летописи. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», - писал поэт Александру Бестужеву. 1 марта 1882 года Пушкин заканчивает работу над произведением, которую назвал «Песнь о вещем Олеге» и которое начинается с описания другого похода Олега – поход на хазар.
III. Обсуждение жанра «Песни о вещем Олеге».
- Дома вы прочитали «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина. Как вы думаете, к какому жанру можно отнести произведение Пушкина. Подсказка, с этим жанром вы познакомились недавно.
(Баллада).
- Обратимся к ссылке в справочном разделе учебника для широкого понимания баллады.
(Учащиеся читают).
- Что такое баллада?
(Баллада - это музыкальное произведение на историческую, легендарную тему, чаще всего применяется этот жанр для восхваление героев. В основе сюжета лежит исторический сюжет с элементами фольклора).
А что называется летописью?
(Летопись – это один из основных жанров древнерусской литературы; погодная запись исторических событий).
- Что общего и чем отличаются друг от друга жанры летописи и баллады?
(Общее: обе основаны на историческом событии. Различие: летопись – проза, баллада – поэтический текст).
- Ребята, а почему баллада названа песнью?
(Это древний способ прославления).
IV. Словарная работа.
- Все ли слова в балладе вам были понятны? Объясним их значения.
Волхвы – название язычных жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» принималось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.
Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхвованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказать будущее.
Вещий – пророческий, предвидящий будущее.
Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил.
Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней.
V. Беседа.
(Летописец читает «Сказание о вещем Олеге», учащиеся пересказывают отрывок.)
Учитель: Все вы прочитали балладу, услышали летопись и нашли, наверно, отличия в текстах. Кто назовёт их?
(У Пушкина обширные монологи и диалоги, рисующие героев с разных сторон; образ князя более яркий и полный и т.д.)
- На какие части вы поделили балладу? (На 4)
- Чтобы более полно понять эту балладу, рассмотрим иллюстрации Васнецова к «Песни о вещем Олеге» и проанализируем каждую часть отдельно. Вначале послушаем искусствоведа.
Искусствовед: В 1899 году Россия широко отмечала столетие со дня рождения А.С.Пушкина. Юбилейная комиссия, созданная при Академии наук, готовила к выпуску трёхтомное собрание сочинений поэта, привлекая к его иллюстрированию лучших художников того времени. В.М.Васнецов сделал несколько рисунков к разным произведениям. Но самой значительной работой стала серия рисунков Васнецова к отдельному изданию «Песни о вещем Олеге» Пушкина.
Уже первый акварельный опыт Васнецова, созданный по мотивам «Песни», заслужил высокую оценку знатоков.
Учитель (рассказ сопровождается показом презентации): Взглянем на 1-й рисунок «Встреча с волхвом». Что характерно для кудесника?
(Он в полотняной рубашке, на голове ободок; обереги, нож, пояс на бёдрах, обут в лапти, белый цвет – душевная чистота, неподкупность.)
- Фигуры на рубахе означают следующее: круг – символ Солнца, ромб с точками внутри – символ плодородия, косой крест за ромбом – знак бога Перуна.
- Во что одет князь?
(В доспехи, плащ с застёжкой на правом плече, меч в богатых ножнах, одет в сапоги.)
- Какой цвет присутствует на одежде князя?
(Красный цвет – цвет богатства, высокого социального положения.)
- На каком фоне изображён князь?
(На фоне дружины, волхв – на фоне леса.)
- Как встретил князь кудесника?
Чтение диалога Олега с кудесником по ролям.
- 2-й рисунок «Прощание с конём». Найдите в тексте баллады эпитеты, характеризующие коня.
(Ретивый, буйный, игривый, верный, одинокий.)
- Что значит для князя конь?
(Он его друг, соратник, от которого во многом зависит жизнь хозяина.)
- У славян белые кони были символом бога Солнца, а также и Перуна. Значит, кони должны принадлежать только жрецам, кудесникам. О чём это говорит? Каким был князь?
(Гордым властителем.)
- 3-й рисунок «Олег у костей коня».
Инсценировка.
- Ребята, взглянем на князя. Что нового появилось у Олега?
(Подобие лаптей, сшитых из цельной кожи.)
- Как вы думаете, почему змея никто из ближайшего окружения князя не увидел?
- Последний рисунок «Тризна». Что вы видите на этом рисунке?
- Посмотрите внимательно: на горе - молодая княжеская чета, внизу – старая дружина.
(Это смена одних поколений другими.)
VI. Обобщение. Выводы.
- Ребята, почему Пушкин назвал песнью своё произведение?
- В чём смысл произведения? Соотнесите эпиграф с «Песнью о вещем Олеге» А.С.Пушкина.
- Что нового вы получили на этом уроке- телепередаче?
VII. Домашнее задание.
Составить кроссворд по произведению А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге», подготовить выразительное чтение по ролям по драме А.С.Пушкина «Борис Годунов», для желающих – нарисовать Пимена.
VIII. Проставление оценок.