Урок построения знаний по творчеству В.Высоцкого в 8-м классе

Разделы: Литература


Тип урока: урок - изучение новой темы

Вид урока: урок построения новых знаний

Виды и формы работ на уроке: ответы на вопросы, работа в группах, самостоятельная работа; выразительное чтение стихотворений, словарная работа, сообщение информации, построение рассуждения, творческие выступления, письменные высказывания, заполнение таблиц.

Цели урока:

Обучающие цели:

  • познакомить с творчеством поэта-барда Владимиром Высоцким;
  • дать понятие об авторской песне;
  • обратить внимание учащихся на разнообразие тематики стихотворений Высоцкого;
  • раскрыть незаурядную натуру поэта;

Развивающие цели: развить коммуникативные качества учащихся, обогатить эмоциональную сферу, словарный запас.

Воспитательные цели: воспитать гражданские чувства и нравственные качества учащихся на примере лучших образцов лирики В. Высоцкого.

Задачи урока: организовать исследовательскую работу учащихся; формировать умение грамотно излагать свои мысли; работать самостоятельно; работать в группе; работать в нестандартной обстановке; развивать монологическую речь.

ЭПИГРАФ к уроку:

…Спасибо вам, мои корреспонденты, что вы неверно поняли меня…
В.Высоцкий

Оборудование: Портреты В.Высоцкого, записи песен в исполнении автора, ансамбля “Песни нашего века” мультимедийный проектор, компьютер, экран, программа PowerPoint со слайдами по теме урока, гитара, раздаточный материал (тексты со стихотворениями поэта), заранее распечатанные листы с таблицами.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя. Объявляю тему, задаю вопросы.

- Что известно об этом человеке?

- Кто знаком с его судьбой?

- Кто читал стихи поэта? Знаком с творчеством?

(элемент беседы, участие учеников)

- Какова задача нашего урока? (учащиеся формулируют задачу урока)

- Читаю эпиграф. В чём смысл этих строк? (Если учащиеся не могут объяснить смысл, значит, эпиграф будет загадкой, к которой мы вернёмся в конце урока)

2. Организация работы в группах.

- группы получают раздаточный материал - тексты со стихотворениями поэта:

  • “Песня о друге”
  • “Братские могилы”
  • “За меня невеста отрыдает честно”
  • Здесь лапы у елей дрожат на весу”
  • “Сказка про дикого вепря”
  • “Я не люблю”

- прочитайте стихотворения “про себя”, затем выразительно вслух; прослушайте музыкальное исполнение произведения;

- расскажите о лирическом герое стихотворения, или о поэте Высоцком, или о человеке Высоцком только на основании этого произведения; (элемент беседы, участие учеников)

- заполните таблицу (сформулировать письменное высказывание) Таблица может быть такой:

Вопросы Мой комментарий
Расскажите о лирическом герое стихотворения, или о поэте Высоцком, или о человеке Высоцком только на основании этого произведения;
“Песня о друге”  
“Братские могилы”  
“За меня невеста отрыдает честно”  
Здесь лапы у елей дрожат на весу”  
“Сказка про дикого вепря”  
“Я не люблю”  

3. Беседа, обсуждение, обмен мнениями. Обращаем внимание на разнообразие тем, жанров, настроений.

4. Предлагаю познакомиться с некоторыми фактами биографии В. Высоцкого. (Презентацию готовят ученики заранее) Перед просмотром задаю проблемный вопрос:

- Как факты биографии поэта, особенности его личности объясняют многообразие песенных жанров?

- Беседа, обсуждение, обмен мнениями.

5. Подведение итогов.

- Вновь возвращаемся к теме урока, эпиграфу.

- Почему именно так звучит тема?

- В чём смысл эпиграфа? (элемент беседы, участие учеников)

6. Рефлексия.

- Что понравилось на уроке?

- Что показалось сложным? и т. д. (элемент беседы, участие учеников)

Домашнее задание.

  • Какую бы я нарисовал обложку к сборнику стихов В. Высоцкого? (иллюстрации, словесное рисование)
  • Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта.