Тип урока: урок - изучение новой темы
Вид урока: урок построения новых знаний
Виды и формы работ на уроке: ответы на вопросы, работа в группах, самостоятельная работа; выразительное чтение стихотворений, словарная работа, сообщение информации, построение рассуждения, творческие выступления, письменные высказывания, заполнение таблиц.
Цели урока:
Обучающие цели:
- познакомить с творчеством поэта-барда Владимиром Высоцким;
- дать понятие об авторской песне;
- обратить внимание учащихся на разнообразие тематики стихотворений Высоцкого;
- раскрыть незаурядную натуру поэта;
Развивающие цели: развить коммуникативные качества учащихся, обогатить эмоциональную сферу, словарный запас.
Воспитательные цели: воспитать гражданские чувства и нравственные качества учащихся на примере лучших образцов лирики В. Высоцкого.
Задачи урока: организовать исследовательскую работу учащихся; формировать умение грамотно излагать свои мысли; работать самостоятельно; работать в группе; работать в нестандартной обстановке; развивать монологическую речь.
ЭПИГРАФ к уроку:
…Спасибо вам, мои корреспонденты, что вы неверно поняли меня…
В.Высоцкий
Оборудование: Портреты В.Высоцкого, записи песен в исполнении автора, ансамбля “Песни нашего века” мультимедийный проектор, компьютер, экран, программа PowerPoint со слайдами по теме урока, гитара, раздаточный материал (тексты со стихотворениями поэта), заранее распечатанные листы с таблицами.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя. Объявляю тему, задаю вопросы.
- Что известно об этом человеке?
- Кто знаком с его судьбой?
- Кто читал стихи поэта? Знаком с творчеством?
(элемент беседы, участие учеников)
- Какова задача нашего урока? (учащиеся формулируют задачу урока)
- Читаю эпиграф. В чём смысл этих строк? (Если учащиеся не могут объяснить смысл, значит, эпиграф будет загадкой, к которой мы вернёмся в конце урока)
2. Организация работы в группах.
- группы получают раздаточный материал - тексты со стихотворениями поэта:
- “Песня о друге”
- “Братские могилы”
- “За меня невеста отрыдает честно”
- Здесь лапы у елей дрожат на весу”
- “Сказка про дикого вепря”
- “Я не люблю”
- прочитайте стихотворения “про себя”, затем выразительно вслух; прослушайте музыкальное исполнение произведения;
- расскажите о лирическом герое стихотворения, или о поэте Высоцком, или о человеке Высоцком только на основании этого произведения; (элемент беседы, участие учеников)
- заполните таблицу (сформулировать письменное высказывание) Таблица может быть такой:
Вопросы | Мой комментарий |
Расскажите о | лирическом герое стихотворения, или о поэте Высоцком, или о человеке Высоцком только на основании этого произведения; |
“Песня о друге” | |
“Братские могилы” | |
“За меня невеста отрыдает честно” | |
Здесь лапы у елей дрожат на весу” | |
“Сказка про дикого вепря” | |
“Я не люблю” |
3. Беседа, обсуждение, обмен мнениями. Обращаем внимание на разнообразие тем, жанров, настроений.
4. Предлагаю познакомиться с некоторыми фактами биографии В. Высоцкого. (Презентацию готовят ученики заранее) Перед просмотром задаю проблемный вопрос:
- Как факты биографии поэта, особенности его личности объясняют многообразие песенных жанров?
- Беседа, обсуждение, обмен мнениями.
5. Подведение итогов.
- Вновь возвращаемся к теме урока, эпиграфу.
- Почему именно так звучит тема?
- В чём смысл эпиграфа? (элемент беседы, участие учеников)
6. Рефлексия.
- Что понравилось на уроке?
- Что показалось сложным? и т. д. (элемент беседы, участие учеников)
Домашнее задание.
- Какую бы я нарисовал обложку к сборнику стихов В. Высоцкого? (иллюстрации, словесное рисование)
- Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта.