Цели урока:
- закрепить на уроке понятие “поэзия”, вспомнить особенности творчества В. Смирнова, О. Вороновой, В. Семёнова, В. Тимофеева;
- закрепить умение составлять рифмы, работать над выразительностью речи;
- воспитывать любовь к краю, где родился и живёшь, к своей малой родине, воспитывать интерес к предмету, самостоятельность;
- развивать устную речь, память, мышление, воображение
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Игра “1, 2. стоп”.
Посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите, какой урок сейчас вас ожидает.
У О П И Ы О Р Н Э Х Ц З Е Ь И М С Я Щ А
- “Урок поэзии” предполагает слияние образа и смысла, поэтичность написания, выход за рамки однозначности, развитие образного мышления.
- Прослушайте стихотворение и скажите, какие вы услышали слова, которые отвечают на вопрос “Что такое поэзия?”
Определенья поэзии нет.
Можно сказать, что поэзия – “дух”,
Равнообъемлющий дух. Но поэт выберет
Главное даже из двух.
Определенья поэзии нет.
Можно сказать, что поэзия – “плоть”,
Так отчего же не любит поэт
Всякую тварь, как задумал господь?
Определенья поэзии нет.
Можно сказать, что поэзия – “явь”,
Что же ты в драку суёшься поэт?
Трезвому голосу яви не вняв?
Определенья поэзии нет.
Можно сказать, что в поэзии – суть.
Так отчего же за 1000 лет –
Ей от сомненья нельзя отдохнуть.
Есть очертанье у туч грозовых,
А у любви и у музыки нет –
Вечная тайна! Сама отзовись!
Кто ты поэзия? Дай мне ответ!
- Что такое поэзия? (Словесное творчество, стихотворное)
- Дадим определения каждому понятию.
Дух – внутренняя моральная сила, побуждение к действию.
Плоть – реальный образ, воплощённый в телесный.
Явь – реальная действительность
Суть – самое главное и существенное
- А какие определения вы дадите понятию “поэзия”? (Поэзия – стихи, произведения, написанные стихами)
- Кто такой автор произведений? (Поэт)
II. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы вспомним мурманских поэтов, поговорим об их творчестве, будем выполнять задания в группах.
- Немецкий поэт, учёный Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) говорил: “Чтобы понять поэта, нужно идти в страну поэта”.
- Что имел в виду Гете? (Страна – это то место, где он вырос, где его маленькая родина)
- Родная земля со всей жизнью на ней, жизнью лесов и вод, птиц, зверей, людей. Именно земля родная формирует творческую личность. Подберите синонимы к слову “Родная земля”.
- А каких поэтов Крайнего Севера вы знаете?
III. Работа в группах.
Угадайте о ком это?
а) Это поэт родился в Харьковской области в станице Боровая. Окончил ММХ им. Месяцева. Был моряком, журналистом. Член союза писателей. (Тимофеев Виктор Леонтьевич)
б) Родился 30 сентября 1937 года в пос. Териберка. В Коле работал сотрудником газеты, был автором и ведущим программы “Край морошковый”. Переводчик стихов О. Вороновой. Выпускник нашей школы. (Смирнов Владимир Александрович)
в) Его фамилия – псевдоним. Настоящая фамилия – Смирнов Владимир Петрович. Родом с Новгородчины, член Союза писателей. (Семёнов Владимир Петрович)
г) Эта поэтесса родилась в с. Чальмны – Варрэ, что означает “глаза леса”. Некоторое время работала библиотекарем в Ревде, закончила ЛГУ им. Герцена, член Союза писателей. (Воронов Октябрина Владимировна)
А что объединяет всех этих замечательных поэтов? Вспомним стихи, которые они написали. (Дети читают стихи)
Задания группам:
1. В конверте лежит листок с названиями сборников стихов.
1 ГРУППА
Перечислить сборники, которые написала О. Воронова (“Ялла”, “Поле жизни”, “Снежница”, “Вольная птица”).
2 ГРУППА
Перечислить сборники, которые написал В. Смирнов “Поморье”, “Круги земли”, “Таёжные маяки”, “Жизнь, которой живу”.
2. Даны строчки стихов, которые перепутаны, найдите каждой строчке место в стихотворении, назовите фамилию поэта и название стихотворения. (стихи в конверте)
3. Придумайте рифму. Дописать две строчки к стихам ,прочитать получившиеся
- Бродят лесом вьюги, снегопады, -
Не медведям никакой беды…. (В. Смирнов “Лес к реке спускается полого…”)
- Человек родился… Человек!
Маленький, почти, как воробей… (В. Тихонов “Человек родился”)
4. 4. Игра “Живые рифмы”: называется строчка стихотворения, ребёнок должен построится в ряд, услышав каждый свою рифму. Слова записаны на листках и розданы детям в любом порядке в разных группах. Выигрывает та группа, которая верно услышала рифму и построилась.
- В чём смысл жизни О. Вороновой? (Читает ученик)
Хочу остаться на земле
Хотя бы искоркой в золе,
Хотя б в скупом рассвете дня,
Чтоб дети помнили меня…
- В Семёнов писал: “ Люблю я заполярный край, за крайности и за бескрайность. (Читает ученик)
- В Тимофеев говорил:
“Есть родина – бескрайние просторы,
Границы и парадный блеск столиц,
Есть родина – деревня, средь которой
Избушка наша отчая стоит”.
- Страна поэта В. Смирнова, в которую надо идти, если мы хотим всерьёз разобраться в его творчестве – это Север, место где проходило его детство и отрочество. Места, которым поэт не изменял ни биографией своей, ни стихами. Есть страна…. (Читает ученик)
- В прошлом году мы проводили конкурс стихов на лучшее стихотворение о Кольском крае. Ребята приняли активное участие. Вот лучшие стихи, которые помещены в сборник “Городок мой Кола”. Дети сейчас их прочитают.
Я хочу, чтоб в моем городе
Люди стали вдруг добрее,
Чтобы больше улыбались,
Становясь на миг мудрее.
Я хочу, чтоб нашим городом
Все коляне лишь гордились,
Чтобы в школе новым светом
Стены, окна осветились!
Я хочу, чтоб в моем городе
Были счастливы все дети!
Без проблем учились в школе,
Узнавая все на свете! Сафронова Александра
Живу за Полярным кругом
И радуюсь каждому дню,
Мой город старинный и мудрый,
Я юность дарю ему.
В полярные ночи темные
Огнями он светит мне,
А летом в дни полярные
Одарит теплом души.
Я хочу, чтоб в городе моем,
Который в России есть,
Всегда был покой и счастье,
Ведь все это в мире есть! Лукачева Татьяна
Там, где сливаются две реки в море,
На суровой северной земле
Стоит маленький город Кола
Самый милый и добрый душе.
Мой город мал, но и красив,
В нем есть душа и стать,
Люблю по улицам осенним
Я тихим вечером гулять.
Красив закат, что озаряет чудесным цветом
купола,
И крики чаек над заливом
Нам шлют привет издалека. Юнусова Мария
IV. Итог урока.
Пройдут годы, и, может быть, будущие 6-классники также будут восхищаться стихами наших ребят, как мы сегодня читаем стихи Смирнова, Вороновой, Семёнова, Тимофеева.