Урок по теме "Фольклор. Зимние народные праздники и обрядовая поэзия". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели урока:

  • познакомить учащихся 6-х классов с русскими народными календарными обрядами и обрядовой поэзией в преддверии изучения таких произведений русской литературы как стихотворение В.А. Жуковского «Светлана» и повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»;
  • возродить интерес к русской старине, народным традициям, фольклору;
  • оптимизировать изучение русского фольклора и русской литературы.

     Урок проводится с использованием мультимедийных технологий, что делает его более наглядным. Исполняющие колядки ребята могут быть одеты в народные костюмы, это придаст атмосфере праздничность.
На уроке ребята узнают, как народ в старину праздновал Новый год, Рождество и некоторые другие праздники, знакомятся с понятиями колядки, славление, ряженые, вертеп и др., услышат рождественские песенки-колядки и подблюдные песенки, выученные заранее подготовленными учащимися, а также выполнят творческое задание.
Продолжением урока может быть проектная деятельность: сочинение песенок-колядок и подблюдных песенок, инсценировка костюмированных колядок и Рождественских представлений.

Ход урока.

Вступительное слово учителя
Тема урока «Фольклор. Русские зимние народные праздники и обрядовая поэзия».
Вопрос: Какие праздники в течение года празднуют в нашей стране?
(Дети отвечают).
Многие из них пришли к нам из глубокой древности. Народ умел работать, умел и отдыхать. Следуя правилу «делу — время, потехе — час», отдыхали и развлекались в праздничные дни. Праздники были в основном религиозные. Самые древние из них, языческие, имели славянское происхождение и были связаны с земледельческим календарём. Остальные праздники - христианские.
Например, Новый год — праздник языческий, а Рождество — христианский. До XVIII в. Новый год отмечали 1 сентября. Как вы думаете, почему? (На этот вопрос можно ответить письменно, правильный ответ: в августе собирали урожай, и начинался новый земледельческий год). Царь Пётр 1 в начале XVIII в. издал указ о праздновании Нового года 1 января, как и в других Европейских странах. И с тех пор мы празднуем Новый год именно в это время.
Языческий и христианский праздники встали рядом, поэтому обряды, посвящённые их празднованию переплелись.
Народные праздники делятся на зимние, весенние, летние и осенние.
Сегодня мы расскажем вам о зимних народных праздниках и связанных с ними обрядах.
А теперь слово ребятам (выступают заранее подготовленные шестиклассники).

Рождественские святки
На зиму приходился шумный и весёлый праздник — Рождество Христово со святками. Святки (или святые вечера) устраивали в конце декабря — начале января.  В эти дни детвора собиралась ватагами и ходила по домам колядовать. Остановившись под окнами чьей-нибудь избы, ребятишки пели особые рождественские песенки — колядки. Содержание их было традиционным — пожелание хозяину, его дому и семье благополучия и процветания:

* * *
Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём
И богатством;
И создай вам, Господи,
Ещё лучше того!
(осьмина — старая мера сыпучих тел, равная ста литрам)

* * *
Пришла коляда
Вперёд Рождества,
Вперёд Масленицы.
Зашла коляда
К вам во двор,
У вас на дворе
Стоит тын железной,
А у этого тына
Вереюшки точёные,
Столбы золочёные,
Дай вам, Господи,
Скота, живота,
Корову с телёночком,
Овцу с ягнёночком,
Лошадь с жеребёночком,
Свинью с поросёночком.

* * *
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле — копнами,
На столе — пирогами!
С Новым годом,
С новым счастьем, хозяюшка!

За коляду полагалось вознаграждение — что-нибудь вкусненькое. Среди колядовщиков  имелся даже специальный носитель мешка для подарков. После колядования его участники дружно съедали собранные лакомства. Если хозяйка жадничала, то колядовщики напоминали ей:

* * *
Хозяюшка,
Открывай сундучок,
Доставай пятачок!
Открывай коробейки,
Доставай копейки!

Подавай пирога!
А не дашь пирога — так  намнём бока!

В рождественские дни дети занимались также славлением. Они носили с собой вертеп — небольшой деревянный ящичек с фигурками, изображавшими сцену Рождества Христова — и в песнях славили имя Господа.
Молодёжь на святки устраивала гадания и игры ряженых — небольшие театрализованные представления с переодеванием. До сих пор в Новогодние праздники дети наряжаются в костюмы и маски разных животных и литературных героев.
Гадания были преимущественно девичьим развлечением. «Кто станет суженым?» - вот главный предмет гаданий. Бросали за ворота башмачок, чтобы узнать, в какой стороне живёт суженый — на это должен был указать носок обуви. Подбрасывали (пололи) снег и наблюдали, как он падает. Если ровно и звонко — быть девушке скоро замужем.
Подслушивали свою судьбу под окнами чужого дома. Если разговор был весёлый, то жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж добрый и ласковый.
Пытались угадать свою судьбу, наблюдая за тем, как курица клюёт зерно. Капали расплавленный воск в воду. По образовавшимся фигуркам судили о своём будущем.
Одним из самых интересных считалось подблюдное гадание. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, пели песенки. После каждой песенки гадальщица наугад вытаскивала одно из колец. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу:

К богатству

Рылся кочеток
На завалинке,
Вырыл кочеток
Жемчужинку.
Кому спели,
Тому добро!

К разлуке 

Саночки,
Самокаточки,
Куда поглядят,
Туда и покатят.

А самым страшным было гадание с зеркалом и свечой.
В крещенскую или рождественскую ночь девушка садилась против зеркала и смотрела в него сквозь пламя свечи. В какой-то момент ей начинало мерещиться... Что могло привидеться испуганной гадальщице, вы можете узнать, прочитав стихотворение Василия Андреевича Жуковского «Светлана».
Послушайте отрывок из баллады В.А.Жуковского «Светлана». Посчитайте, сколько видов гаданий упомянуто в отрывке:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном,
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И под чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Рождественские святки не обходились без древней скоморошьей забавы — игр ряженых. Изготовление костюмов ряженых не требовало особой премудрости. Вывернутая мехом наружу шуба изображала медведя. Та же шуба с продетой в рукав кочергой представляла журавля.
Особым успехом пользовались группы ряженых — лошадь с седоком или медведь с вожаком. Лошадь обычно изображали два парня, накрытых длинной попоной. Передний держал на вилах кобылью голову из соломы. На лошадь сажали мальчика, и вся эта забавная группа под свист и хохот зрителей отправлялась гулять по деревне. Ряженые веселили народ, как могли: кувыркались, дурачились, орали не своим голосом, а иногда разыгрывали целые представления.
Крещение. Славяне-язычники боготворили стихии, силы природы, которые могли принести и большую пользу, и немалый вред. В числе этих сил природы были огонь и вода. Вода поит землю-кормилицу, рядом с водой строили сёла и города. Христиане же почитают воду в память о величайшем событии — крещении Иисуса Христа в священной реке Иордан.
Таким образом, к христианскому религиозному празднику наши предки приурочили свои языческие верования. Праздник назвали Водокрестием, он  празднуется через две недели после Рождества. Люди верили, что во время крещенской ночи вода в реках, озёрах и других водоёмах приобретает чудесные свойства: она смывает с человека все грехи и болезни и побеждает нечистую силу. Несмотря на стоящие в это время лютые «крещенские» морозы, благочестивые и смелые люди до сих пор считают своей святой обязанностью окунуться в прорубь, которая называлась «иордань». «Иордань» в виде креста вырубали во льду, и священники освящали её.
В крещенский сочельник девушки пекли пироги и выходили в морозную ночь кликать суженого, устраивали гадания.
Народные праздники, в том числе и зимние, часто упоминаются или описываются во многих произведениях русской литературы. Это говорит о том, что русские писатели знали и любили народные традиции, были близки простому народу, хотя некоторые из них принадлежали к высшему дворянскому  сословию, например, В.А.Жуковский, А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой. Зимние народные праздники и забавы упоминаются в балладе Жуковского «Светлана», в ранних повестях Гоголя, романе Пушкина «Евгений Онегин», романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
В конце урока шестиклассники читают фрагменты из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (глава пятая,  части IV-IX)

Приложение 1

Приложение 2

Использованы материалы книги «Русская народная словесность», автор-составитель Н.Е.Костанян, Москва «Просвещение» 1994