Урок по элективному курсу "Современная литература". Тема: "Е.Гришковец – писатель, драматург, режиссер, актер". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цели и задачи урока.

  • Погружение в современный литературный процесс; знакомство с новыми именами в русской литературе.
  • Формирование интереса к личности и творчеству Евгения Гришковца.
  • Совершенствование навыков монологической речи.

Оборудование урока:

  • презентация о творчестве Е.Гришковца;
  • тексты произведений писателя;
  • выставка книг и подборка газетно-журнальных материалов о Е.Гришковце;
  • видеофильм “Настроение улучшилось – 2”;
  • фонограмма Е. Гришковца и группы “Бигуди” “На заре”;
  • отрывок из спектакля “Как я съел собаку”;
  • слайд-шоу.

Подготовительный этап урока: чтение рассказов Е. Гришковца.

Ход урока

Слайд-шоу. Приложение 1

Учитель:

1. Слово о писателе.

Какими только определениями критики не пытались наградить Евгения Гришковца. Первое, что всем приходило в голову – человек- театр, человек - оркестр: он пишет пьесы-монологи, ставит и исполняет их. Его называют “Новым русским Пименом”, Прустом современной российской действительности, “городски романтиком”, основоположником новой русской драмы, манеру повествования сравнивают с Чеховым, Шукшиным, манеру исполнения с Ираклием Андрониковым. У него много поклонников и недоброжелателей. Но то, что в современной литературе появилось новое имя – Евгений Гришковец, очевидно всем. Он стал не только драматургом и актёром, но и писателем, и даже музыкантом. За рекордно короткий срок Гришковец из провинциального режиссёра, известного в узких профессиональных кругах, превратился во всеобщего любимца, отмеченного прессой, публикой и жюри самых престижных премий: литературная “Антибукер”, театральная “Золотая маска” и национальная премия “Триумф”. Все, кто успел познакомиться с его сочинениями, увидели, услышали, прочитали что-то такое, чего ждали. Он сообщает зрителям самые простые истины, что небо голубое, трава зелёная, а зимой, чтобы не рисковать здоровьем, надо носить зимние ботинки. И слушают его зачарованно!

Слайд № 1. Тема урока

Сегодня на уроке мы попытаемся понять писателя, драматурга, режиссёра, актёра – Евгения Гришковца.

Евгению Гришковцу очень хочется быть понятным. “Самое чудесное в современном мире – это быть понятым другим человеком. Я ставлю простую человеческую задачу – быть понятным и понятым”. Гришковцу и вправду удалось создать среду, в которой всё подчинено главной теме и цели – человеческому контакту.

1 ученик:

2. Не менее интересна и его биография.

Слайд № 2. Сибиряк

Он родился 17 февраля 1967 года в Кемерово. После окончания школы поступил на филологический факультет Кемеровского государственного университета. Срочную воинскую службу (3 года) проходил на Тихоокеанском флоте. В 1988 году после демобилизации вернулся к учёбе. На вопрос: Как возникло Ваше увлечение театром? - Евгений Гришковец отвечает так:

Первая встреча с театром случилась в девятом классе. В тот день влюбился в театр и решил связать с ним всю свою жизнь.

Слайд № 3

Играл в университетском театре пантомимы. В 1990 г. Организовал независимый театр “ Ложа”. Вплоть до 1998 года делали по спектаклю в год, иногда получалось даже два, выступали на фестивалях самодеятельных театров, ездили за границу.

“Монодраму "Как я съел собаку" впервые я показал для семнадцати зрителей в курилке у буфета в Театре Российской армии в ноябре 1998 года. Этот показ стал поворотным в моей жизни”, - вспоминает писатель.

Слайд № 4

Учитель:

3. Моё знакомство с творчеством Е. Гришковца началось с просмотра спектакля "Как я съел собаку". Сам он характеризует её, как “универсальную историю взросления”. В этом моноспектакле один человек (автор, режиссёр, актёр) на протяжении 2-х часов вспоминает о детстве, юности, делится опытом службы на Тихоокеанском флоте.

Спектакль "Как я съел собаку" принес Евгению Гришковцу общероссийскую славу, а еще премию "Золотая маска" в номинациях "Новация" и "Приз критики", и премию "Малый Триумф". В Германии спектакль был переведен на немецкий язык, записан и звучал на немецком радио 3-4 раза в месяц; он же получил премии как лучшая пьеса, лучший перевод, лучшее исполнение на венском фестивале.

Его спектакль "Как я съел собаку" всегда с аншлагами и переполненными залами игрался в городах России и за рубежом. Чтобы попасть на его спектакль люди заказывали билеты заранее. Теперь Евгений Гришковец решил больше не ставить этот спектакль вживую и его можно прослушать только на дисках.

- Посмотрим отрывок из спектакля. Знакомое всем состояние. Одно утро из жизни школьника.

Вот один из многочисленных отзывов:

Это пьеса, слушая которую человек может увидеть отражение своего детства и юности, найдя много схожего с самим собой, она заставляет почувствовать вас, то ребенком закутанным в теплое одеяло зимним утром не желающем из-под него вылезать и быстро бежать по холодному полу, умываться, чтобы затем идти в школу, то взрослеющим моряком, бороздившим морские просторы наперекор ветрам, а также вызывает массу разнообразных эмоций, то добрую улыбку, то вдруг наворачиваются слезы, и, прослушав всю пьесу, на какое-то время в тебе что-то меняется, добрые и теплые чувства еще очень долго перебирают струны твоей души, а воспоминания об услышанном остаются на всю жизнь.

Учитель:

4. С некоторого времени он из драматурга перешёл в прозаики. Своим творчеством Гришковец не претендует на место в ряду “серьёзных” писателей. Он пишет для всех – и для интеллектуалов, которые не гнушаются “лёгким” чтением, и для простых обывателей, видящих в авторе человека, который рассказывает им их ощущения, их истории с предельной искренностью.

- Познакомимся с основными сборниками писателя (ученики представляют сборники).

Слайды № 5-8

Сборники произведений Е. Гришковца

Первая книга — “Рубашка” — была выпущена в апреле 2004 года издательством “Время”, Москва. Её герой, измученный влюбленностью и мятущийся по жизни, несмотря на свое видимое материальное благополучие. Грищковец ставит перед собой и своим читателем острые вопросы и решает их с оптимизмом и легкостью, выдающимися для своего безотрадного времени. В качестве событий — дружеские разговоры, телефонные исповеди любимой женщине, вправление мозгов нерадивым работягам, беседа с интеллигентным таксистом, а в перерывах — сны о чём-то главном и мысленные монологи о сути вещей.

По воспоминаниям автора, во время работы над романом он был очень счастлив. “Сам процесс меня радовал невероятно: это был новый, неизведанный процесс вхождения в профессиональную литературу, и было много неизведанных ощущений от писательского труда”.

Слайд № 6

Вторая книга — “Реки” — вышла в московском издательстве “Махаон” в апреле 2005 года. Как и всё, что делает Гришковец, “Реки” — произведение пронзительное и очень теплое, для тех, кто находит причины жить там, где родился и для тех, кто нашёл причины, чтобы уехать; о странном чувстве Родины, о странных системах координат во времени и пространстве, вызывающих у нас улыбку или же заставляющих плакать. Это повесть о ненаписанном, объём которой дает ваша собственная история. Патриотизм Гришковца не парадный, не глянцевый, а душевный и близкий каждому.

Слайд № 7

Также выпущена третья книга “Зима”, в которой собраны на тот момент все пьесы Евгения Гришковца.

Слайд № 8

В апреле 2006 года издательством “Махаон” выпущена четвёртая книга “Планка”.

“В новых рассказах Евгения Гришковца можно расслышать эхо Чехова, Шукшина и его собственных пьес-монологов. Он писал и продолжает писать современные истории о смешных и трагических пустяках, из которых состоит наша жизнь. Бытовая ссора, хронический недосып, разбитая банка с маринованными огурцами… Любая ерунда под пристальным взглядом писателя приобретает размах почти эпический, заставляет остановиться на бегу и глубоко-глубоко задуматься. Рассказы эти — лучшая терапия для человека, задёрганного будничной гонкой и забывающего смотреться в зеркало. Посмотришь — и кажется, что жизнь твоя не так уж бессмысленна. Её есть за что полюбить” — Ян Шенкман, “Независимая газета”.

О чем говорит Евгений Гришковец в этом сборнике?

“Лечебная сила сна” - о том, как герой-трудоголик, который постоянно недосыпает из-за своей работы, вдруг оказывается в командировке в Европе. Парижская гостиница, первая встреча с Францией, герой прилег в гостинице… и проспал свой единственный день в Париже! А в Москве были проблемы со сном. А в Париже выспался, как у бабушки в деревне. Очень хороший, добрый рассказ.

В рассказе “Погребение ангела” взрослый мужчина пытается похоронить свою любимую собаку.

Слайд № 9 – о стиле Гришковца

Литературные критики сравнили произведения Гришковца с произведениями Шукшина и нашли очень много общего в манере повествования. Это простота и искренность рассказов, увлечение мелочами и деталями, правдивость историй, диалогичность и живая речь, нелепые и трогательные герои.

Слайд № 10

В сентябре 2007 года издательством “Махаон” выпущена пятая книга Евгений Гришковца — “Следы на мне”, состоящая из девяти, казалось бы, не связанных напрямую друг с другом рассказов, но документально повествующих о детстве и юности писателя. Книга написана легко и иронично.

"Я ощущаю эту книгу не как сборник отдельных рассказов, а как цельную, хоть и короткую, повесть. Совсем недавно я понял простую вещь... Когда вспоминаю или пишу про свои детство и юность, всегда чувствую тревогу и грусть безвозвратного. В детстве и юности нет этой тревоги. Юность для юного человека бесконечна, и оценить ее невозможно. А если я вспоминаю юность, значит, я уже понял себя взрослым и оценил то, что закончилось. И значит, то, что я вспоминаю, - это не мемуары. Это то, что во мне осталось неизменным... Имена, события, факты и географические названия реальны. Все остальное - литература." Е.Гришковец.

Слайд № 11

1 апреля 2008 года в открытую продажу поступила шестая книга Евгения Гришковца “Асфальт”.

В центре сюжета жизнь и переживания Миши — бизнесмена средней руки, зарабатывающего изготовлением дорожных знаков и разметкой дорог. В спокойную и размеренную жизнь главного героя врывается страшное известие. Покончила с собой его давняя и близкая подруга- Юля. Произошедшее ломает его тщательно выстраиваемый уклад жизни. Работа, жена, дети, друзья, прошлое, жизнь… Миша смотрит на всё это под другим углом. Через всю книгу проходит Юля и её поступок. Остаются вопросы: почему же так получилось? Только конкретных ответов вы точно не найдёте, это не самоучитель жизни, дидактизма здесь ни капли, потому что автор искренне верит, что читатель сможет ответить на эти “проклятые” вопросы сам, а если не ответит, то хотя бы задумается.

В романе “Асфальт” Гришковец обстоятельно изложил свою идеологию – идеологию вежливости: “Он (главный герой) понял, что с какого-то времени его стали …радовать люди, которые просто умели себя хорошо вести. Этакие вежливые, пунктуальные, не сокращающие дистанцию, немногословные: такие вот редкие в общем-то у нас люди. Какие там у них камни за пазухой и фиги в кармане – это их дело. Но вот вовремя пришёл, сказал всё только по делу, улыбнулся, попрощался и ушёл, даже раньше намеченного, значит, приятный и, скорее всего, умный человек. С таким хотелось сотрудничать и даже общаться”.

Этой проблемой болел и Чехов. Вспомним его знаменитое письмо брату Николаю о том, как необходимо – просто прилично себя вести.

Так что с идеологией у Гришковца всё в порядке. Следовательно, и прописка в русской литературе законная.

Слайд № 12

В 2008 году выпущена книга “Год жизни”, которая основана на Интернет-дневнике Евгения Гришковца, в 2009 году вышло её продолжение.

Книга представляет собой живой журнал писателя, конечно же, без комментариев.

Как всегда, в духе автора, это очень добрая книга, легко читается. Описывается жизнь в течение одного года, каждая глава - новый день, где-то описывается работа над книгой, где-то - над новой песней, часто описываются поездки в различные города необъятной Родины или же за границу, встречи с друзьями.

Вот одна из многочисленных любопытных дневниковых записей:

31 июля

Я уже давно понял, что мне очень хочется быть понятным. Прямо непреодолимое желание высказаться так, чтобы было понятно. И я радуюсь, когда узнаю, что достиг своей цели.

Я учился когда-то в Кемерове в школе с английским уклоном и совершенно не понимал, зачем изучаю английский язык. Я не думал, что у меня будет когда-нибудь шанс поговорить с кем-то по-английски. После школы, в университете, английский нам преподавали очень плохо, три года на флоте обошлось тоже без английского. Короче, спустя много лет после школы я попал в Берлин, и мне пришлось говорить по-английски. Не на уроке, а так говорить, чтобы поняли. Я помню этот момент, когда заговорил на другом языке и был понятен другим: то-то было счастье! Аоказывается, по-русски понятно говорить, — а уж тем более писать — намного сложнее. Английский я знаю плохо, поэтому мне легко на нём говорить. А в русский забираюсь всё глубже и глубже, и становится всё сложнее и сложнее.

Вот есть загадка: “Без окон, без дверей, полна горница людей”. Из текста совершенно не следует, что это огурец. Текст не даёт ни единого шанса понять или хотя бы догадаться о том, что это. Но мы знаем с детства, что огурец. Многие поколения русских людей обманывают детей, когда это утверждают.

В мае 2010 года вышла книга “А…..а”.
В ноябре 2010 года вышла книга “Сатисфакция” (сценарий одноимённого фильма).
В марте 2011 года в продаже появляется “151 эпизод ЖЖизни”, продолжение интернет-мемуаров.

Учитель:

5. Какие рассказы писателя прочитали вы? Поделитесь своим впечатлением о прочитанном (ответы учеников). Обратимся к прочитанному рассказу “Дарвин”. Чем актуален рассказ для вас – нынешних 11-классников?

Могут быть подобные ответы:

1) Речь идёт о “процессе выбора” будущей профессии, о котором автору весело вспоминать. Совсем скоро и нам придётся сделать свой выбор.

2) Может, это будет юридический, исторический, филологический или биологический факультеты, а может поступить в медицинский или политехнический, как у героя рассказа.

3) Боязнь больших городов (прочитать эпизод).

“ Будучи человеком неопытным в жизни и неуверенным в себе, он боялся всего большого и нового: Москва и Питер его пугали. К тому же он не хотел уезжать из дома, боялся бытовых трудностей и не был уверен, что сможет бесконфликтно жить в студенческом коллективе. Ему просто хотелось интересной и весёлой студенческой жизни”.

4) Часто родители придумывают различные страшилки только лишь для того, чтобы мы хорошо учились.

“Мама говорила мне, что если я продолжу так учиться, то стану дворником. Иногда мне обещали, что я стану грузчиком. Это случалось, когда мы шли, к примеру, мимо овощного магазина, а рядом с этим магазином таскал ящики какой-нибудь скрюченный и несчастный мужичок в синем грязном халате.

- Вот, - говорила мама серьёзно, - будешь учиться, как учишься, будешь так же работать грузчиком, - мама при этом указывала мне на самого грузчика.

Выражение же лица отца, во время маминых слов, было таким, что я догадывался, что он сомневается в том, что мама говорит правду”.

А ещё, наверное, в жизни у каждого молодого человека должен встретиться человек, который помог бы определиться в выборе. Таким человеком для нашего героя стал Михаил Николаевич Дарвин- тот самый человек, который пленил мятущуюся душу абитуриента и таким образом определил его выбор.

Чем же пленил Михаил Николаевич Дарвин абитуриента и определил его выбор?

Своей красивой внешностью, своей манерой говорить искренне, непринуждённо, правдиво и естественно пленил мятущуюся душу абитуриента и таким образом определил его выбор. Как часто в жизни мы стоим перед выбором. И зачастую это выбор зависит от того, кто находится рядом с нами, кто может подсказать, направить.

Слайды № 14-15

Учитель:

6. Евгений Гришковец - разносторонний человек. Кроме литературного поприща он также тесно сотрудничает с музыкальной группой “Бигуди”.

“Однажды в исполнении группы “ Альянс” я услышал песню “В небесах” с припевом “На заре голоса зовут меня”. И слова – то в ней полны бессмысленного символизма тех странных лет – конца 80-х, и звучание наивное. Но как же сильно это напомнило мне юность”. Был записан сингл “На заре”. Исполняет текст автор, а припев своим чудесным голосом споёт Ренарс Кауперс.

Просмотр клипа “На заре”.

(Под музыку клипа звучат слова.)

Альбом "СЕЙЧАС" - это музыка города, музыка пробки, толпы, поэзия мегаполиса. Если бы я мог это спеть, я бы спел. Но петь я не умею, поэтому сделал то, что умею", - констатирует Гришковец.
Таким образом Евгений Гришковец совершил открытие нового жанра, который моментально вознес его на вершину славы, известности, и всенародной любви.

Слайд № 16

Учитель:

7. У Гришковца есть целая коллекция небольших текстов для создания бесконечного мегатекста под названием “Настроение улучшилось”. “Этот текст состоит из бессчётного числа эпизодов про улучшение настроения без применения химических препаратов”.

Просмотр.

Бывает, попадёт вожжа под хвост, с самого утра, и настроение ужасное, и ты под это дело возьмешь и поссоришься со своим лучшим другом, самым лучшим. И думаешь: “Ну, хватит уже с ним дружить, двадцать лет продружили, и хватит! Ну, нечего уже… Ничего он не понимает. Хватит, достаточно!”. Но весь вечер ходишь сам не свой, думаешь о нём, злишься сам на себя, и где-то в полпервого ночи подходишь к телефону. И тут же звонок! Поднимаешь трубку — а это он, и говорит: “Слушай, дружище, чего-то как-то мы погорячились, по-моему, да?” А ты говоришь: “Ой, старина, да, чё-то действительно… да, перегнули палку. Ну, давай, счастливо, завтра встретимся и всё обсудим… ага, пока”. Кладёшь трубку, а настроение улучшилось.

Кажется, так может написать каждый. Попробуйте.

Слайды № 17-18. Увлечение кинематографом

Учитель:

Слайды 19-21

Уникальность Е. Гришковца в том, что он рассказывает о людях, чьи ценности просты и понятны: семья, работа, самоопределение. Его фирменный стиль – честно и внимательно присматриваться к своим сиюминутным ощущениям. И оказывается, что и придумывать почти ничего не нужно, а достаточно просто фиксировать процесс думания и чувствования. Именно о таких авторах говорят: “Пишет, как дышит”.

После знакомства с рассказами Евгения Гришковца каждый может воскликнуть: “Я тоже так могу написать!” Да, текст написан достаточно простым и доступным языком. Но из страха, неумения или по причине элементарной застенчивости, семь раз отмерив, редко кому удается удачно отрезать. И, тем не менее, Гришковец смог. Он видит свое истинное предназначение в том, чтобы с полной отдачей для каждого донести все мельчайшие подробности жизни и заставить полюбить свое время.

Надеюсь, что после фрагментарного знакомства с творчеством Евгения Гришковца, у вас не только улучшилось настроение, но и вам захочется ещё раз обратиться к его произведениям.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается:

Прочитать рассказы Евгения Гришковца из сборников “Следы на мне” или “Планка” на выбор, написать отзыв или сочинение-эссе; написать миниатюру “Настроение улучшилось”.

Презентация

(Материалы, не вошедшие в публикацию превышают допустимый объем, находятся у автора)