Урок по теме: "Путешествие по Мещерской стороне". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 5


Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • Дать представление о художественном мире писателя К.Г. Паустовского, познакомить с термином - метафора;
  • Закрепить знания о жанре литературный очерк, о тропах: эпитеты, сравнения, олицетворение;
  • Прививать чувство любви к родному краю и ответственности за него.

Межпредметные связи: география, русский язык, ботаника, рисование.

Оборудование:

  • портрет К. Паустовского (Приложение 1),
  • иллюстрация к произведениям К. Паустовского (Приложение 2),
  • карточки с названием очерка (Приложение 3),
  • таблица (Приложение5),
  • рисунки учащихся (домашняя работа (д/р)),
  • карта – схема путешествия (д/р),
  • толковые словари С.И.Ожегова,
  • пословицы и поговорки (Приложение 6).

Форма работы: групповая

  • I группа – “Мшары”;
  • II группа – “Лесные реки и каналы”;
  • III группа – “Леса”;
  • IV группа – “Луга”.

Предварительная подготовка учащихся к уроку:

I группа – знакомство с очерком “Мшары” и подготовка иллюстрации к нему, чтение наизусть отрывка текста;

II группа – знакомство с очерком “Лесные реки и каналы” и подготовка иллюстрации к нему, биографическая справка о К. Паустовском, чтение наизусть отрывка текста;

III группа – знакомство с очерком “Леса” и подготовка иллюстрации и карты – схемы путешествия, чтение наизусть отрывка текста;

IV группа – знакомство с очерком “Луга”, подготовка иллюстрации к нему, чтение наизусть отрывка текста.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Организаци-онный момент - Тема сегодняшнего урока “Путешествие в Мещерскую сторону” (по Мещерской стороне). Вы вспомните о К.Паустовском, о его литературных очерках, мы с вами будем зачитывать полюбившиеся строки текста, запишем термины и примеры и все вместе увидим и убедимся, что Мещерский край действительно удивительное место. Запись числа, темы урока.

Эпиграф не записывают:

…каждая моя книга – это поездка.
Или, вернее, каждая поездка – это книга…
(К. Паустовский)

II. Проверка домашнего задания - Давайте себе напомним о К. Паустовском. Что вы помните о нем?

Послушаем информацию группы.

Обратите внимание на эпиграф.

- Спасибо II группе. На доске записаны произведения К.Паустовского. Это не все, но самые распространенные: “Кара-Бугаз”, “Черное море”, “Беспокойная юность”, “Далекие годы”, “Сказки для детей”.

- Ребята, вы любите путешествовать? Мы отправляемся с вами в неведомый незнакомый край вслед за К.Паустовским – в Мещерский край. Что нам еще необходимо для путешествия?

- Слово предоставляется III группе.

Дети отвечают.

Информация II группы (Приложение 4)

Запись, работа с эпиграфом.

 

 

 

 

 

Карта (план-схема).

- На карте изображен путь, обозначены основные пункты. Мещерская сторона - это место между Рязанью и Владимиром. Мы не пройдем мимо Мшаров, побываем на лесных реках и каналах, зайдем в леса, прогуляемся по лугам. Возьмите с собой воображение и в путь!

III. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий - Дома вы прочитали группами каждый свой очерк. Докажите, что это литературный очерк.

- Чем отличается литературный очерк от новеллы?

- I группа, проведите нас через Мшары (самое запоминающееся).

II, III, IV группы (то же ).

Беседа:

  • Что можно услышать в Мещерском крае?
  • Что увидеть?
  • Какие там запахи?
  • Какие краски?

Это богатый край, естественные природные запахи, краски радуют, притягивают нас, и мы начинаем жить жизнью Мещеры. Каждое место хорошо по-своему (Обратить внимание на рисунки учащихся).

Дети приводят примеры

(1 реальные события;
2 сам был;
3 автор спрашивает и сам отвечает…)

Краткий пересказ (на столах карточки с названием очерков (Приложение3)). После пересказа – рисунок на доску.

Дети в своих литературных очерках, выискивают интересные места, зачитывают или просто говорят.

IV. Самостоятельное выполнение задания (с помощью учителя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, отчеты, протоколы, заявления, статистические данные, газетные заметки тоже о реальных людях и событиях, но литературные очерки читать приятнее.

- В чем отличие?

(В поэтичности, образности, лиричности текстов).

- Найдите в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения.

Самое сложное - найти метафоры. Это новое для вас слово.

Найдите в словаре термин.

Найдите метафоры в указанных абзацах очерков (групповая работа):

I гр. – “Прошел второй час…”

II гр. – первый абзац;

III гр. – “В просветах между сосна-ми…”

IV гр. – второй абзац.

Вечер, костер. Все вместе, отдыхают.

Какие строки из текстов (литературных очерков) вам показались самыми лиричными, красивыми.

Давайте послушаем друг друга.

 

 

Это достигается с помощью эпитетов, метафор, олицетворения, сравнений.

Устная работа с текстами.

 

Работа со словарем:

Метафора – переносное значение слова, скрытое сравнение, сближение явлений по зависимости их значений.

Ребята ищут вместе с учителем, записывают:

Серая стена – туча;

Яркая изумрудная пыль – споры кукушкиного льна;

Голубой хрусталь – Венера;

Живой серебряный блеск – плоский лещ на крючке.

Дети наизусть читают отрывки из литературных очерков (конкурс).

V. Обобщение и системати-зация Вывод: За что же любит мещерский край К. Паустовский?

- “Мещера стала моей второй Родиной”, - писал Паустовский. Ничто так не обогатило меня, как этот скромный и тихий край. Там впервые я понял, что образность и волшебность русского языка неуловимым образом связаны с природой, с бормотаньем родников, криком журавлиных стай, с угасающими закатами, отдаленной песней девушек в лугах и тянущим издалека дымком от костра.

Ответы детей.
VI. Подведение итогов урока, оценивание - Подошел к концу наш урок, но, думаю, путешествие в мир литературы и природы будет продолжаться всю жизнь.

К следующему уроку подберите материал для литературных очерков. Мы попробуем сами написать его (событие, местечко, где вы сами были, впечатления)

- Рефлексия урока.

- Спасибо за урок.

 

 

 

Самооценка урока.

Литература

1. Собр. соч., т.1-6, М., 1957-58;

Собр. соч., т. 1-8, М., 1967-70;

2. Рассказы, очерки и публицистика. Статьи и выступления по вопросам литературы и искусства, М., 1972;

3. Наедине с осенью, 2 изд., М., 1972; Родина, М., 1972.

4. Львов С., Константин Паустовский. Критико-биографический очерк, М., 1956;

5. Левицкий Л., Константин Паустовский. Очерк творчества, М., 1963;

6. Алексанян Е., Константин Паустовский - новеллист, М., 1969;

7. Ильн В., Поэзия странствий. Литературный портрет К.Паустовского, М., 1967;

8. Левицкий Л.А. Воспоминания о Константине Паустовском, М., 1975.

9. Литература. 5 класс: Учебная хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев: В 2ч.Ч.2/ Авт.-сост. М.Б. Ладыгин, Н.А. Нефедова, Т.Г. Тренина.- 4-е изд., стереотип - М.: Дрофа,2005.-272с.