Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
- Дать представление о художественном мире писателя К.Г. Паустовского, познакомить с термином - метафора;
- Закрепить знания о жанре литературный очерк, о тропах: эпитеты, сравнения, олицетворение;
- Прививать чувство любви к родному краю и ответственности за него.
Межпредметные связи: география, русский язык, ботаника, рисование.
Оборудование:
- портрет К. Паустовского (Приложение 1),
- иллюстрация к произведениям К. Паустовского (Приложение 2),
- карточки с названием очерка (Приложение 3),
- таблица (Приложение5),
- рисунки учащихся (домашняя работа (д/р)),
- карта – схема путешествия (д/р),
- толковые словари С.И.Ожегова,
- пословицы и поговорки (Приложение 6).
Форма работы: групповая
- I группа – “Мшары”;
- II группа – “Лесные реки и каналы”;
- III группа – “Леса”;
- IV группа – “Луга”.
Предварительная подготовка учащихся к уроку:
I группа – знакомство с очерком “Мшары” и подготовка иллюстрации к нему, чтение наизусть отрывка текста;
II группа – знакомство с очерком “Лесные реки и каналы” и подготовка иллюстрации к нему, биографическая справка о К. Паустовском, чтение наизусть отрывка текста;
III группа – знакомство с очерком “Леса” и подготовка иллюстрации и карты – схемы путешествия, чтение наизусть отрывка текста;
IV группа – знакомство с очерком “Луга”, подготовка иллюстрации к нему, чтение наизусть отрывка текста.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организаци-онный момент | - Тема сегодняшнего урока “Путешествие в Мещерскую сторону” (по Мещерской стороне). Вы вспомните о К.Паустовском, о его литературных очерках, мы с вами будем зачитывать полюбившиеся строки текста, запишем термины и примеры и все вместе увидим и убедимся, что Мещерский край действительно удивительное место. | Запись числа, темы урока. Эпиграф не записывают: …каждая моя книга – это поездка. |
II. Проверка домашнего задания | - Давайте себе напомним о К. Паустовском.
Что вы помните о нем? Послушаем информацию группы. Обратите внимание на эпиграф. - Спасибо II группе. На доске записаны произведения К.Паустовского. Это не все, но самые распространенные: “Кара-Бугаз”, “Черное море”, “Беспокойная юность”, “Далекие годы”, “Сказки для детей”. - Ребята, вы любите путешествовать? Мы отправляемся с вами в неведомый незнакомый край вслед за К.Паустовским – в Мещерский край. Что нам еще необходимо для путешествия? - Слово предоставляется III группе. |
Дети отвечают. Информация II группы (Приложение 4) Запись, работа с эпиграфом.
Карта (план-схема). - На карте изображен путь, обозначены основные пункты. Мещерская сторона - это место между Рязанью и Владимиром. Мы не пройдем мимо Мшаров, побываем на лесных реках и каналах, зайдем в леса, прогуляемся по лугам. Возьмите с собой воображение и в путь! |
III. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий | - Дома вы прочитали группами каждый свой
очерк. Докажите, что это литературный очерк. - Чем отличается литературный очерк от новеллы? - I группа, проведите нас через Мшары (самое запоминающееся). II, III, IV группы (то же ). Беседа:
Это богатый край, естественные природные запахи, краски радуют, притягивают нас, и мы начинаем жить жизнью Мещеры. Каждое место хорошо по-своему (Обратить внимание на рисунки учащихся). |
Дети приводят примеры (1 реальные
события; Краткий пересказ (на столах карточки с названием очерков (Приложение3)). После пересказа – рисунок на доску. Дети в своих литературных очерках, выискивают интересные места, зачитывают или просто говорят. |
IV. Самостоятельное выполнение задания
(с помощью учителя)
|
- Ребята, отчеты, протоколы, заявления,
статистические данные, газетные заметки тоже о
реальных людях и событиях, но литературные
очерки читать приятнее. - В чем отличие? (В поэтичности, образности, лиричности текстов). - Найдите в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения. Самое сложное - найти метафоры. Это новое для вас слово. Найдите в словаре термин. Найдите метафоры в указанных абзацах очерков (групповая работа): I гр. – “Прошел второй час…” II гр. – первый абзац; III гр. – “В просветах между сосна-ми…” IV гр. – второй абзац. Вечер, костер. Все вместе, отдыхают. Какие строки из текстов (литературных очерков) вам показались самыми лиричными, красивыми. Давайте послушаем друг друга. |
Это достигается с помощью эпитетов, метафор, олицетворения, сравнений. Устная работа с текстами.
Работа со словарем: Метафора – переносное значение слова, скрытое сравнение, сближение явлений по зависимости их значений. Ребята ищут вместе с учителем, записывают: Серая стена – туча; Яркая изумрудная пыль – споры кукушкиного льна; Голубой хрусталь – Венера; Живой серебряный блеск – плоский лещ на крючке. Дети наизусть читают отрывки из литературных очерков (конкурс). |
V. Обобщение и системати-зация | Вывод: За что же любит мещерский край К.
Паустовский? - “Мещера стала моей второй Родиной”, - писал Паустовский. Ничто так не обогатило меня, как этот скромный и тихий край. Там впервые я понял, что образность и волшебность русского языка неуловимым образом связаны с природой, с бормотаньем родников, криком журавлиных стай, с угасающими закатами, отдаленной песней девушек в лугах и тянущим издалека дымком от костра. |
Ответы детей. |
VI. Подведение итогов урока, оценивание | - Подошел к концу наш урок, но, думаю,
путешествие в мир литературы и природы будет
продолжаться всю жизнь. К следующему уроку подберите материал для литературных очерков. Мы попробуем сами написать его (событие, местечко, где вы сами были, впечатления) - Рефлексия урока. - Спасибо за урок. |
Самооценка урока. |
Литература
1. Собр. соч., т.1-6, М., 1957-58;
Собр. соч., т. 1-8, М., 1967-70;
2. Рассказы, очерки и публицистика. Статьи и выступления по вопросам литературы и искусства, М., 1972;
3. Наедине с осенью, 2 изд., М., 1972; Родина, М., 1972.
4. Львов С., Константин Паустовский. Критико-биографический очерк, М., 1956;
5. Левицкий Л., Константин Паустовский. Очерк творчества, М., 1963;
6. Алексанян Е., Константин Паустовский - новеллист, М., 1969;
7. Ильн В., Поэзия странствий. Литературный портрет К.Паустовского, М., 1967;
8. Левицкий Л.А. Воспоминания о Константине Паустовском, М., 1975.
9. Литература. 5 класс: Учебная хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев: В 2ч.Ч.2/ Авт.-сост. М.Б. Ладыгин, Н.А. Нефедова, Т.Г. Тренина.- 4-е изд., стереотип - М.: Дрофа,2005.-272с.