Цели урока:
- познакомить с исторической эпохой в художественном произведении;
- проверить знание учащимися текста произведения;
- развивать монологическую речь учащихся, умение анализировать произведение.
Оборудование:
- иллюстрации учащихся;
- репродукция картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»;
- толковый словарь С.И.Ожегова.
Словарная работа:
- Закон
- Брань
I. Ход урока:
Сегодняшний урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» мы посвящаем теме «Запорожская Сечь на страницах повести». Какая она, Запорожская Сечь, и каковы её законы (правила)? На этот вопрос необходимо найти ответ. Сначала поработаем с записью на доске. Предлагаю вам восстановить текст, который поможет нам выяснить, что является самым дорогим в жизни запорожских казаков.
«Ваша нежба – чистое … (поле) да добрый … (конь).
Сабля – вот ваша …. ( матерь) !
(Запорожье) …. – вот где наука, так наука!
Там вам школа».
Беседа:
- Кому из героев принадлежат эти слова? (Тарасу Бульбе)
- Можем ли мы считать, что Тарас Бульба – воин? (да; сабля, конь, поле).
- А кто может так утверждать, что Запорожская Сечь – школа? ( тот, кто сам прошел в эту школу).
- А что значит школа ?
Знакомство с Запорожской Сечью начинается задолго до появления в ней Тараса Бульбы с сыновьями.
Обратимся к началу 1 главы.
- Вспомните, о ком Тарас Бульба сначала сказал «экий ты смешной какой», а потом – «добрый будет козак»? ( о сыне Остапе ).
- Меняется мнение Тараса Бульбы об Остапе, и если да, почему?(меняется, так как увидел в своем сыне воина, казака. Это важно было Тарасу ).
II. Работа с текстом.
Начинаем работу с текстом.
Зачитаем из 1 гл. от слов «чтоб я стал гречкосеем …» до слов «я так поеду с вами на Запорожье»
- С каким чуством произносит Тарас «Я козак!»? А чем же он гордится?
- А как автор оценивает поведение в этот момент – какие здесь оценки: прямые, косвенные?
- Как вы объясните словосочетание «бранная тревога»? (по словарю С.И.Ожегова – брань – битва, война).
Вспомните текст: жена видела мужа 2-3 дня в год, а потом несколько лет не было о нем слуха.
- Где же проходила жизнь казаков? (в походах и битвах)
Сделаем вывод. Кто наши казаки? Что для них главное?
Казаки – воины. Главное для них: «чистое поле, добрый конь, матерь-сабля».(обращение к началу урока, к записи на доске)
Продолжаем работать с текстом.
1) Как же откликнулись друзья на решение Тараса
поехать в Сечь? (одобрительно).
2) Решение Тараса друзья оценили, как «доброе
дело».
3) Как вы это понимаете это словосочетание (
доброе – надо понимать как нравственное)
4) Что значит для героев Гоголя, для нас читателей
«доброе дело»?
III. Сейчас я вам предлагаю решить кроссворд
(коллективная работа)
Он поможет вам представить, где располагалась Сечь.
Вопросы:
1. Как называлась речка, впадавшая в Днепр? (Татарка)
2. Сколько дней были в пути Тарас и его спутники,
направляясь в Сечь? (три дня)
3. Как назывался остров, где располагалась Сечь? (Хортица)
Вот теперь экскурсоводы познакомят вас с историей Запорожской Сечи.
Экскурсия по воображаемому музею «История Запорожской Сечи»
Оформление музея:
- иллюстрация - общий вид Запорожской Сечи;
- оружие запорожцев – запорожские пушки, мортиры и ядра, сабля, пороховница, нагайка.
- отличительные знаки, атрибуты запорожского войска.
- репродукция картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Содержание сообщения экскурсоводов:
1 – й:
Приглашаем в наш музей. Мы поможем вам представить историческую эпоху 15 -17 веков. В это время на Украине шло освободительное движение против польской шляхты, турков и татарских полчищ. Со всеми ними вело борьбу украинское казачество.
2 – й:
Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные. Одни казаки жили на южных границах Московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь.
1 – й:
Называлась она так потому, что располагалась за трудно проходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев).
2 – й:
Здесь сложилась своеобразная «казацкая республика». Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Женщин в Сечь не пускали.
Сечь состояла из шести – десяти куреней (селения), которые были похожие на отдельные, независимые республики.
1 – й:
Рассмотрим репродукцию картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и поделимся впечатлениями:
- обратите внимание на внешний облик казаков, на выражение их лиц. Все пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли. В центре - кошевой атаман Иван Сирко, человек сильный и властный, совершающий смелые набеги в Крым и разгуливающий на «чайках» по Черному морю.
- какие черты лица Ивана Сирко убеждают нас, что это человек - наделенный силой и властью?
- какие ещё фигуры привлекают ваше внимание?
- кто из персонажей картины напоминает вам героев повести Гоголя?
- о чем, как вы думаете, запорожцы пишут письмо?
- как художник относится к казакам? (И.Репину дороги эти гордые, свободные люди, потому что они собрались сюда ради одной цели – защиты родины, охраны её границ от хищных и жестоких набегов)
Учитель: я думаю, что рассказ экскурсоводов и репродукция картины И.Репина помогут вам представить и Запорожскую Сечь и могучих запорожцев.
V. Продолжение работы с текстом.
- А что же происходит с героями повести? Мы опять возвращаемся к тексту и понаблюдаем за происходящим.
1) Что же увидели Тарас и его сыновья, подъезжая к Запорожской Сечи? (Кузницы; запорожца; тесные улочки)
2) Чтение текста от слов « Первый, кто попался им …» до слов «умевшую только гулять да палить …»
- Как автор охарактеризовал увиденное героями? Почему? («Довольно смелая картина»)
Автор здесь не только высказывает свое мнение, но и характеризует качество.
- Отметьте в тексте, что помогает представить казака? (Запорожец – лев, гордо закинутый чуб, шаровары алого сукна запачканные дегтем = гордые, сильные, презирающие роскошь)
3) Чтение текста от слов «Наконец они минули предместье …» до слов «пустился бы право, пустился сам бы в танец!»
- Найдите и прочитайте слова автора, обращенные к Сечи и запорожцам. ( Так вот она, Сечь!...)
- А почему Сечь – это гнездо?
(Здесь проходят школу взросления и мужества молодые казаки; из гнезда, когда окрепнут крылья, вылетают птенцы готовые к полету к жизни; здесь же старшее поколение, закаленное в походах и битвах)
- Запорожская Сечь жила по законам равноправия и братства. Докажите.
- Почему, несмотря на успехи сыновей в военном деле, Тарас не доволен жизнью в Запорожской Сечи?
- Как старый полковник поднимает казаков на бранное дело?
- Почему казаки подержали Тараса?
- Как вы понимаете словосочетание «бранное дело» ?
- Какие законы Запорожской Сечи вы считаете жестокими?
- Почему приходится так поступать? (Хотя в Сечи все основано на равноправии, но она сурово карает тех, кто нарушает законы)
Вывод: Какая же она, Запорожская Сечь?
(Независимая, гордая, справедливая республика, основанная на равноправии и братстве; любимая своими обитателями, собравшимися здесь по зову сердца, а не по принуждению; именно такая республика по мнению Гоголя, должна рождать героические характеры.)
VI. Проверка на внимательность. Работает весь класс.
Работа с карточками. Восстановите авторский текст и ответьте на вопрос, как автор относится к Запорожской Сечи и её обитателям?
Авторский текст: «Вот то …..(гнездо), откуда вылетают все те гордые и крепкие, как ….(львы)! Вот откуда разливается ….(воля) и казачество на всю Украину!»
VII. Домашнее задание.
Прочитать главы 5 – 8 и подготовиться к устному рассказу на тему «запорожцы в бою».