Война - жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.А.Т.Твардовский
Цели и задачи:
- выявить значение литературы в годы Великой Отечественной войны;
- познакомить ребят с творчеством поэтов-фронтовиков;
- выяснить, в чём причина постоянного внимания современных поэтов к событиям войны.
Оформление урока:
- выставка книг и сборников стихотворений о войне;
- галерея портретов и фотографий поэтов, пишущих о войне.
Класс распределён на группы:
1 группа – литераторы, изучающие поэзию военного и послевоенного времени, готовят сообщения о К.Симонове, А.Суркове, О.Берггольц.
2 группа – знакомятся с творчеством молодых поэтов, погибших на фронте (М.Джалиль, П.Коган, М.Кульчицкий, Н.Майоров) и готовят рассказ о них.
3 группа – расскажут о поэтах-земляках, что пишут о войне.
4 группа – журналисты, освещающие ход пресс-конференции.
5 группа – с обзором литературы по теме выступят библиотекари.
6 группа – оформители пресс-конференции.
7 группа – ученик, контролирующий ход конференции.
(Тихо звучит песня “Священная война” - один куплет с припевом).
В записи звучит сообщение Совинформбюро о начале Великой Отечественной войны.
Учитель. Прошло более шести десятилетий, как отгремели последние залпы Великой Отечественной. Давно зачехлены пушки, заросли травой окопы и траншеи, но людская память трепетно хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны. Память о событиях военных лет, изменивших ход истории, не иссякает. Священная российская земля – вечная хранительница бессмертного подвига воинов Бреста и Ленинграда, Ладоги и Курской Дуги, Москвы и священной Сталинградской земли.
1 ведущий. В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А.Фадеев, В.Лебедев-Кумач, А.Жаров. Фадеев решительно заявил:” Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”.
2 ведущий. Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране как призыв зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”. (Звучит второй куплет песни “Священная война”).
Поэты и писатели выполнили свой патриотический долг.
Учитель. Сколько писателей и поэтов сражались на фронте?
Ответ 1 группы. Свыше 2 тысяч писателей и поэтов ушли на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяя со всем народом страдания, опасности и лишения тех страшных дней.
Они писали стихи и песни и поднимали боевой дух солдат.
Более 400 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них ЮРИЙ КРЫМОВ, ИОСИФ УТКИН, АРКАДИЙ ГАЙДАР, молодые поэты ПАВЕЛ КОГАН,МИХАИЛ КУЛЬЧИЦКИЙ, НИКОЛАЙ МАЙОРОВ. Они “ушли недолюбив, не докурив последней папиросы”.
Учитель. Какую роль в те суровые военные годы играла поэзия?
Ответ 1 группы.
Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников.
Стихи Твардовского, Суркова, Берггольц, Тихонова, Ахматовой были рождены войной, заставившей каждого задуматься о Родине, о её прошлом, настоящем и будущем, о себе самом.
Поэзия в годы войны занимала огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в наши силы, помогала переносить испытания, то есть помогала людям жить. Это была яркая, сильная и многоплановая поэзия.
Учитель. Расскажите об этих замечательных поэтах. Какие стихотворения К.Симонова, О.Берггольц, Ю.Друниной, А.Суркова вас взволновали?
Ответ 1 группы. Поэт Алексей Сурков писал: “Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов”.
Это потому, что поэзия выразила всю гамму чувств, которые переживали люди, их мироощущение, боль, горе, тревогу и надежду в этот час испытаний.
(Рассказ о Сурикове с чтением стихотворений “Наедине с собой”, “Шестой”, исполнения песни “Бьётся в тесной печурке огонь”).
Один из наиболее ярких поэтов той поры – Константин Симонов. (Рассказ о К.Симонове с чтением стихотворений из сборника “Война”, “Жди меня”).
Учитель. Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на свои плечи всю тяжесть войны. Они умели не только ждать, но и стояли за станком, растили детей, воевали. Говорят, у войны не женское лицо, но женщины шли на фронт – помогали раненым, подносили снаряды, воевали снайперами, лётчицами, зенитчицами, ходили в разведку. Они были солдатами.
Слово женщин-поэтесс тоже было оружием. Анна Ахматова, Ольга Берггольц – их стихи знали, ждали… На фронт уходит 17-летняя Юлия Друнина, становится медсестрой Вероника Тушнова.
1 группа рассказывает об О.Берггольц с чтением ст. книги “Ленинград”.
Рассказ о судьбе Ю.Друниной с чтением ст. “Зинка”.
Учитель. Какая же тема поэзии военных лет, по-вашему стала центральной? Кто главный герой этой поэзии?
2 группа. Центральной темой поэзии В.О.войны стала тема любви к Родине, призыв к её защите и вера в победу.
Герои поэзии военных лет – это русские воины-освободители и простые труженики тыла – все те, кто боролся с коварным врагом.
Учитель. Хочу отметить, что в стихотворениях и песнях, написанных в самые первые недели войны, уже звучала уверенность в победе. Алексей Толстой, Илья Эренбург, Михаил Исаковский и другие писатели и поэты ничуть не сомневались, что враг будет разбит, Родина будет освобождена от фашистов.
(Звучит песня “Тишина за Рогожской заставой” в исполнении дуэта учащихся).
Учитель. Расскажите о молодых лириках огненных лет, о тех, кто остался навеки девятнадцатилетними.
2 группа рассказывает о П.Когане, М.Кульчицком, Н.Майорове, М.Джалиле с чтением отрывков из их стихотворений.
Учитель. Наша Вязниковская земля гордится известным всему миру поэтом-песенником Алексеем Фатьяновым. Расскажите о его военном творчестве.
3 группа рассказывает о Фатьянове, его стихах о войне, известных песнях.
(Звучит песня А.Фатьянова из кинофильма “Небесный тихоход” “Перелётные птицы” в сопровождении пляски лётчиков).
Учитель. Пишут проникновенные стихи о войне и наши поэты-земляки -
Нина Гаврилова, Борис Симонов, Ирина Советова, Владимир Матвеев. На их слова композитор Игорь Федотов создаёт прекрасные песни, и звучит болью в памяти далёкая и такая близкая Великая Отечественная.
(Звучит песня И.Федотова на стихи И.Советовой “Мой город на фронт посылал сыновей”).
3 группа. В нашей школе есть свои поэты. Они тоже пишут о войне, хотя знают о ней лишь по рассказам ветеранов. Их волнует, что на фронте погибли ровесники, молодые и весёлые, которым не было ещё и восемнадцати.
Выпускник 1999 года Илья Лебедев в детстве слышал рассказ о своём дедушке: его забрали на фронт в 1943 году, а было ему в ту пору всего 17… Так ефрейтор Маслаков вместе с такими же ребятами бывшего Никологорского района попал на Белорусский фронт, на передовую. В первом же бою за освобождение маленького села Староселье эти безусые мальчишки погибли. В Староселье на братской могиле стоит обелиск, где золотом горят высеченные навечно на холодном камне фамилии наших земляков. Потрясённый этим рассказом, Илья пишет стихотворение “ПРОКЛИНАЮ ВОЙНУ”.
(чтение стихотвореня)
Мы не знали войну, мы не видели смерть,
Но из сердца земли это всё не стереть:
Дым и ужас, над сыном склонённую мать
И снарядами страшно изрытую гать.
В белорусском селе, где малиновый звон,
Дед мой предан земле, вечна память онём.
В сорок третьем году он ушёл на войну,
Мне ровесником был, мать оставил одну.
Староселье-село, ночью ясно, как днём…
Но из тела тепло пуля выжгла огнём.
Больше в дом деревенский к ней сын не войдёт –
Почтальон похоронку принёс через год.
Помутнело в глазах – свет погас перед ней,
Подползла к Образам: “Бог, за что? Пожалей!”
Только Бог не услышал, не поднял сынка,
И навеки осталась слепая она.
Двадцать лет вся в слезах, так до смерти своей.
В омертвелых глазах сын стоял перед ней,
Не хотел расставаться с родимой сынок,
Звал на помощь, во взгляде скрывая упрёк.
Нет прабабки давно, пролетели года…
Но я знаю одно – нам не надо война!
Эту связь свою с дедом я в сердце храню.
Чтобы не было слёз, проклинаю войну!
Учитель. Итак, тема Великой Отечественной войны остаётся одной из ведущих тем в литературе на современном этапе. Поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерёг от катастрофических ошибок в будущем.
Расскажите о литературе по данной теме.
(Обзор литературы дают “библиотекари”).
Слово журналистам, освещавшим ход пресс-конференции.
Оценка работы учащихся.
Завершает работу песня “Журавли”.