Урок по философской сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Цели и задачи:

развивающая:

  • развивать читательский интерес учащихся;
  • развивать умения сопоставлять и делать выводы, кратко формулировать свои мысли;
  • развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление;

обучающая:

  • учить осмысливать идейное содержание сказки, постигнуть нравственную сторону произведения;
  • учить анализировать художественное произведение;

воспитательная:

  • вызвать личностно значимые переживания, побудить к активной деятельности по разрешению проблемных ситуаций и поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;
  • воспитывать уважительное отношение к чувствам другого человека, душевную чуткость, чувство ответственности за тех, кто рядом.

Метапредметная цель урока: формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер.

Учебно-организационные:

  • определять учебную задачу,
  • формулировать гипотезы,
  • оценивать свою учебную деятельность.

Учебно-информационные:

  1. работать с художественным текстом.

Учебно-коммуникативные:

  • формировать умение вступать в диалог, высказывать свою точку зрения,
  • развивать умение выслушивать мнение других и работать в группе.

Тип урока: проблемный урок изучения нового материала с использованием групповой формы работы и ИКТ.

Методы и приёмы: беседа, наблюдение, сопоставление, решение проблемных вопросов, анализ, групповая работа и использование ИКТ.

Оборудование: презентация в “Microsoft Office PowerPoint” раздаточный материал, текст.

Ход урока

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

1. Эмоциональный настрой. (Слайд 1)

2. Объявление темы урока, целеполагание.

- Прочитайте тему нашего урока и скажите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Слайд 2)

- Исходя из темы, определите цель урока. О чём мы с вами будем размышлять? (Слайд 3)

  • Что символизируют баобабы?
  • Какой скрытый смысл заложен в словах писателя?

Будем учиться анализировать художественное произведение и работать в группе

II. Анализ произведения.

1. Беседа с классом.

- Прочитав сказку “Маленький принц”, вы соприкоснулись с чудом. Это чудо – мальчик, который жил на планете величиной с дом. Мальчик с золотыми волосами, хрупкий, любознательный, настойчивый. (Слайд 4)

- Как он относился к своей планете? (Он каждый день чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, выпалывал ростки баобабов.)

- Какое у него было правило? (“Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”).

- На планете Маленького принца, как на любой другой планете, есть хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Это ужасные, зловредные семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобабы не распознать вовремя, они завладеют всей планетой и разорвут ее на клочки. (Слайд 5)

Экзюпери говорит: “Я терпеть не могу читать людям нравоучения. Но мало кто знает, чем грозят баобабы <...> вот почему на сей раз я решаюсь изменить своей обычной сдержанности. "Дети! - говорю я. - Берегитесь баобабов!" (Слайд 5)

- Что символизируют баобабы? (Баобабы – это те силы, которые мешают жить человечеству, которые могут взорвать планету; это пороки, которые разрушают душу человека, а человек – это целая вселенная)

Вывести определение порока (Слайд 6)

- Какая же опасность подстерегает детей? Об этом мы узнаем, когда вместе с Маленьким принцем отправимся в путешествие по планетам, которые он посетил.

- Почему герой сказки отправляется в путешествие? Как он сам об этом говорит?

2. Путешествие Маленького принца (работа в группах).

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группе.

1. Возьмите зелёный лист с заданием. (Приложение 1)

2. Прочитайте вопросы и распределите их между членами группы.

3. Обсудите совместно, что каждый из вас будет отвечать.

4. При ответе вы можете использовать опорные слова из правой колонки.

- Кому не понятно задание? Приступайте к работе. У вас 10 минут.

3. Выступление групп. (Слайд 7)

- Сейчас вам предстоит выполнить задание на жёлтом листе (Приложение 2), где указаны обитатели планет. Слушая внимательно выступления одноклассников, запишите, пожалуйста, главную черту характера каждого из них (1-2 слова).

После выступления групп.

- Итак, называем обитателя планеты и главную черту его характера. (Слайд с баобабами-пороками 7)

- Так какая опасность подстерегает детей? Почему писатель говорит: “Дети! Берегитесь баобабов!” (Путешествуя с Маленьким принцем, мы увидели целую галерею человеческих пороков: властолюбие, честолюбие, тщеславие, эгоизм, пьянство, жадность, ограниченность. Это те силы, которые разрушают душу человека.)

- Ребята, но в современной жизни есть ещё множество пороков, с которыми каждый должен бороться. Я приглашаю вас на небольшую экскурсию в Москву, на Болотную площадь, где находится знаменитая скульптурная композиция Михаила Шемякина “Дети – жертвы пороков взрослых”, которая была открыта в сентябре 2001года. (Видеоряд) (Слайд 8)

- В чём смысл противопоставления золотых фигур детей с завязанными глазами и жутких монстров? (Жуткие человеческие фигуры с головами зверей – это “баобабы”, которых следует остерегаться детям)

Вывод. Итак, если за планетой не следить, не развивать в себе такие качества, как аккуратность, трудолюбие, планета может погибнуть. И, если душа человека неухожена, то человек станет дурным и тоже погибнет для мира людей, останется один.

- Ребята, а что противостоит порокам? (Добродетель – стремление человека к добру, это и отдельное положительное качество человека. ) (Слайд 9)

- НО добродетели не даются от природы. Они приобретаются в результате обучения, им надо учиться.

Какие добродетелям приобрёл Маленький принц, побывав на планете Земля? (Слайд 10)

Задание VII группе.

1. “Земля – планета не простая!...” (Продолжите цитату)

2. Что испытал и понял Маленький принц на Земле?

3. Кто появляется перед принцем в тяжёлую минуту разочарования?

4. Какие жизненные истины открыл ему Лис? (Главный урок – урок науки любви. Любовь – это труд.)

- Почему Маленький принц возвращается на свою планету? (Чтобы защитить Розу)

- А. де Сент-Экзюпери писал: “... я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы”. Если не ради забавы, то ради чего стоит читать сказку “Маленький принц”? (Чтобы стать умнее, узнать новое, побеждать пороки, воспитывая добродетель, научиться дружить, любить.) (Слайд 11)

Обобщение. Эта книга – завещание. Какие же заветные мысли выразил Сент-Экзюпери в своём произведении? Давайте их озвучим. А для этого вам необходимо выполнить ещё одно задание на розовом листе (Приложение 3): продолжить фразу (найти правильную концовку)

(Слайд 12)

III. Подведение итогов

- Наш урок подходит к концу. Мне бы хотелось узнать, получили ли вы ответы на вопросы, поставленные вами в начале урока?

Рефлексия (Слайд 13)

- Выберите одну фразу и продолжите её:

  • Сегодня на уроке я научился (ась)...
  • Сегодня на уроке я узнал(а) .....
  • Сегодня на уроке мне понравилось....