Эпиграф: "Человек у человека учится добру". (Ч. Айтматов)
Цели.
- Продолжить изучение программного раздела “Нравственная проблематика и художественные особенности литературы 50-80-х годов XX века”.
- Продолжить формировать у учащихся навыки анализа литературного эпизода; характеристики литературного героя; сравнительной характеристики персонажей и наблюдения за речью героев.
- Подготовиться к сочинению по теме, вынесенной в заглавие урока. (Это Д/З)
- Способствовать становлению духовного мира школьников через развитие их представления о главных нравственных понятиях: добре, честности, верности и др.
Задачи.
- Освежить в памяти учащихся сведения о писателе и сюжете трех рассказов.
- Актуализировать в сознании учащихся понятие нравственности через обсуждение проблемных бытовых ситуаций, в которых тем или иным образом раскрываются нравственные качества личности.
- Вывести из сюжета рассказов нравственные качества, которыми, по мнению Б. Васильева, должен обладать каждый человек.
- Определить, какими художественными средствами писатель во всех рассказах проводит идею о нравственной силе добра.
- Вывести определение понятия “нравственность”.
Тип и место урока: проблемно-обобщающий сдвоенный урок в выпускном классе (после урока о жизни писателя и 3 уроков, на которых рассматривались рассказы).
Методы: слово учителя; проблемные вопросы; групповая работа.
Материалы: 3 карточки с жизненными ситуациями для групповой работы.
Бабушка, которая нянчила внучку, проливает чай на ее любимый ковер, включает телевизор на всю громкость, ворчит… Словом, с ней стало трудно ужиться, внучка выросла и отдала бабушку в дом престарелых. |
|
У парня прекрасная сторожевая собака, не раз она ему служила, но ей перебили лапу, и она больше не может охранять дом и жизнь хозяина. Парень ее усыпил. |
|
У человека нет денег, а другой на его глазах выронил кошелек. И первый решил не возвращать хозяину пропажу. |
Новое на уроке: определение понятий “нравственность”, общечеловеческие ценности.
Результаты урока. Необходимость проведения подобного урока, всегда вызывающего живой отклик учащихся вечерней школы, продиктована важностью формирования нравственных понятий для становлении духовного мира молодого человека, вынужденного рано начать работать.
ХОД УРОКА.
На доске записаны тема и эпиграф урока; рядом портрет Б. Васильева и выставка его книг.
Слово учителя. Литературный дебют Б. Васильева состоялся в 1969 году, первая повесть “А зори здесь тихие…” была посвящена Великой Отечественной войне и принесла автору известность. Сегодня Б. Л. Васильев уже пожилой человек, он продолжает писать рассказы и повести. Поэтому особенно интересно, как он, наш современник, думает о людях и мире, что считает главным в нас с вами. Но прежде, чем мы постараемся ответить на этот вопрос, нужно узнать, какими мы сами видим людей и мир.
Вопрос для организации проблемной ситуации. Как вы считаете, современные люди, скорее, хорошие или нет? А мир – добрый или враждебный?
Наиболее вероятен такой ответ: люди хорошие, а вот мир, скорее безжалостен и суров.
Проблемный вопрос. Как же так получается – люди мы все вроде бы неплохие, а мир оказался жестоким?
Возможно, учащиеся выскажут предположение о том, что, видимо, именно от людей зависит, какой будет жизнь всех остальных людей.
Задание по группам. (Например, по 3 рядам.) Пожалуйста, сформулируйте свое мнение по предложенным в карточках жизненным ситуациям. Что помешало их участникам остаться человечными?
Ответы после 2-минутного обсуждения в группах: неблагодарность, предательство друга и нечестность.
Задание. Запишите на доске антонимы к этим словам.
Благодарность, верность и честность.
Вопрос. А какие качества проявляют герои рассказов Б. Васильева?
Подвопросы для совместного обсуждения.
- Сколько убийств и по каким причинам совершает водитель в рассказе “Холодно, холодно…”?
- Можно ли назвать Валентину из рассказа “Вы чье, старичье”, которая взяла на себя ответственность за жизнь двух стариков, героиней?
- Как Кира Сергеевна из рассказа “Великолепная шестерка” относится к своему делу и почему умирает старик?
Солдат – одинокий пешеход, он неуверенно поднял руку, мятый мундир, очки, улыбается виновато – “защитничек, маменькин сынок”…Водитель – сразу остановился, весело приветствовал, основательный, денег не берет – “сильный, уверенный в себе человек…” Оба героя попадают в остросложную ситуацию, когда каждый из них сделает свой нравственный выбор, в результате которого один герой погибает, а другой совершает убийство.
Борис Васильев развивает лучшие традиции русской классической литературы. Внешне некрасивый, робкий, казалось бы совсем никчемный солдат в сложной ситуации преображается, пытается бороться, и мы забываем о его непривлекательности, а уверенный, внешне положительный водитель становится преступником. По мнению Б. Васильева, человек должен пройти какие-то нравственные испытания, только тогда можно определить его человеческую “цену”. Так Л.Н. Толстой испытывал Наташу Ростову и Пьера Безухова, развивая в них человечность, искренность и этим открывая возможность счастья.
Итак, оказавшись в сложной жизненной ситуации, когда нужно было сконцентрировать все свои моральные силы, убеждения, водитель преступает нравственные законы и из нормального человека (каких много), превращается в убийцу. А солдат протестует, но его протест слаб – и молодой человек погибает.
Рассказ заканчивается сценой на вокзале, когда старик Касьян Нефедович Глушков произносит страшно горькие слова:
– Вы чье, старичье?
– Ничье мы старичье. Ничье.
Сколько тоски и безысходности. Оказывается для всех нас необходимо быть чьим-то.
И поэтому назвать Валентину героиней, человеком, совершающим ПОСТУПОК, и можно, и нельзя одновременно. С житейской точки зрения – она берет на себя ответственность за жизнь двух стариков – это, безусловно, поступок, от подобных которому мы почти отвыкли, к сожалению. А по большому счету, с моральной, человеческой точки зрения Валентина и не должна, не может поступить иначе.
На Руси к лошадям всегда относились трепетно, не только потому, что они были кормилицы-работники в крестьянской семье, но и потому, что лошадям свойственна необыкновенная, почти человеческая нежность в отношениях друг с другом.
Как относится к своему делу Кира Сергеевна, Б. Васильев показывает через характеризующие ее глаголы “отмечала, выражала одобрение, воспитывала, всегда боролась, убеждала, утверждала”. А для старика кони – это его семья, это то, что связывает его с жизнью. Их убили, и он умер.
Задание 3 группам. Каждая группа должна пополнить список качеств, записанных после работы с карточками, теми, что проявили положительные герои каждого из трех рассказов Б. Васильева.
Запись на доске: благодарность, верность, честность, доброта, справедливость, жалость, ответственность, самокритичность, совестливость, принципиальность, чуткость.
Вопрос. Как можно назвать все эти качества одним термином?
Нравственные качества.
Задание по группам. Создайте определение понятию “нравственные качества”.
Из трех вариантов определений, предложенных группами, составляется одно. Например: Нравственность – это правила, определяющие поведение и духовные качества, необходимые человеку для мирной жизни в обществе.
Проблемный вопрос. Что же значит вынесенная в заглавие урока формулировка “нравственная сила добра”? В чем сила, если положительные герои погибают в рассказах Б. Васильева?
Наводящие вопросы для ответа на проблемный вопрос. С каким чувством вы читали эти рассказы? Как бы вы хотели, чтобы закончились эти рассказы?
Итак, все хотели бы счастливого конца для рассказов и счастливой жизни для положительных героев – вот в появлении у читателя таких мыслей и есть проявление нравственной силы добра.
Вопрос. Откуда мы и все люди знаем, что нельзя воровать, что нужно жалеть животных, что мы обязаны заботиться о стариках?
Это неписаные законы, которые передаются из поколения в поколение и корнями уходят в нашу историю и веру.
Вопрос. Как вы теперь понимаете, в чем суть эпиграфа, записанного на доске с начала урока? Согласился бы с ним писатель Б. Васильев?
Этот неписанный нравственный закон может опасно истощаться, если только каждый из нас сам не будет неустанно соблюдать его и передавать свои детям и внукам.
Вывод урока, вопрос. В чем сохраняющаяся даже в начале XXI века актуальность рассказов этого писателя?
О чем бы ни писал Б. Васильев, в его произведениях анализируются острые проблемы, всегда волновавшие людей. Проблемы, которые решают литературные герои, понятны и доступны любому читателю. Манера повествования у писателя искренняя, взволнованная. Четко прослеживается авторское отношение к происходящему: Борис Васильев пишет произведения, которые учат добру, состраданию, жалости. Итак, произведения фронтовика Б. Л. Васильева отличаются особым вниманием к проблемам нравственности, большой человеческой ответственности каждого за все происходящее, за свои дела и мысли, судьбы людей знакомых и незнакомых.
Перспективное задание для саморефлексии. Напротив составленного вами списка нравственных качеств отметьте те, что вы проявляете всегда. Вспомните проблемный вопрос, заданный в начале урока: почему мир злой, если люди по преимуществу неплохие? Видимо, для снятия этого противоречия необходимо, чтобы мы сами старались развивать в себе и последовательно проявлять все нравственные качества...