Эпиграф к уроку:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем».
А.Твардовский
Цели урока:
- должны осмыслить, понять, что такое память, для чего человеку дана память;
- должны раскрыть, какое содержание имеет это понятие в стихотворениях Твардовского;
- должны совершенствовать навыки выразительного чтения: должны учиться интерпретировать художественный текст;
- способствовать появлению у учащихся желания совершенствовать, развивать свою память;
- способствовать патриотическому воспитанию учащихся, воспитанию чувства уважения к истории своей страны.
Тип урока: урок внеклассного чтения.
Место урока в общей системе уроков литературы: после изучения отрывков из поэмы «Василий Теркин».
Использована методика: проблемно-исследовательская деятельность.
Форма урока: текстуально-диалогическая.
Форма работы: групповая (так как в классе всего 11 учащихся, делим его на 2 группы).
Дидактические средства:слайды о Твардовском.
Технические средства: проектор, грамзапись песни «День Победы» (слова В.Харитонова, музыка Д.Тухманова).
ХОД УРОКА
1. Эмоционально-психологическая установка учащихся на урок
Прослушивание песни «День Победы». Одновременно идет демонстрация презентации «Вся суть в одном…» (Презентация 1).
– Скажите, каким настроением проникнута эта
песня? (Жизнеутверждающее, приподнятое)
– Эпиграфом к нашему уроку являются слова самого
поэта, взятые из его же поэмы «Василий Теркин».
2. Этап вызова – выход на проблему
– Сегодня у нас урок будет необычный. Урок мы
посвятим юбилею Победы советского народа в
Великой Отечественной войне. О чем мы будем
говорить, что узнаем сегодня?
Сначала прочитаем отрывки из стихотворений
А.Твардовского и подумаем, какая мысль всех их
объединяет? Отгадаем слово, которое и будет
предметом нашей речи сегодня.
Проецируется на экран:
1) Мне память иная подробно
Свои предъявляет права.
Опять маскировкой окопной
Обвялая пахнет трава…
2) Однако, – нужды нет лукавить,–
Душа, минуя давность лет,
Той горькой памяти оставить
Еще не может и – нет-нет –
В тот самый заступает след.
3) Жестокой памяти страницей –
На том безжалостном торгу
Она оплачена сторицей,
И мы у мира не в долгу….
– А теперь скажите, какая мысль объединяет эти
отрывки из разных произведений автора,
написанных в разные годы его творчества? Какое
слово является ключевым в этих отрывках?
– Итак, память.Вот предмет нашей речи. Какое
понятие память? (Биологическое,
психологическое).
Биология: каждое живое существо наделено
памятью.
Психология: функция памяти, классификация
памяти.
– Сформулируем вместе вопросы, на которые мы
сегодня должны получить ответы.
– Что такое память? Для чего человеку дана
память? Нужна ли человеку память? (Учащиеся
дают ответы на вопросы).
Объявление темы и целей урока.
3. Этап осмысления – совместная деятельность по решению проблемы
– Итак, получили ответ на первый вопрос: память
– это способность человека запечатлевать,
запоминать и воспроизводить жизненные явления.
Жизнь развивается, и эта способность человека
перенесена и на технику – оперативная память.
Почему человек придумал еще и оперативную
память? По какому предмету вы встречаетесь с
понятием об оперативной памяти. Что это? Чем
отличается от человеческой памяти?
– А теперь попытаемся ответить на вопросы:
- Для чего человеку нужна память?
- Зависит ли она от человека?
- Какой еще может быть память? (Запись на доске)
1) На примере стихотворений А.Твардовского подготовим устные сообщения. Общее задание группам: распределить задания между собой, подготовить устное сообщение; при выступлении товарищей внимательно слушать и задать вопросы.
Задание I группе: исследование темы на примере стихотворения А.Т.Твардовского «Жестокая память». (1951).
Вопросы и задания написаны на карточках.
- Подготовить выразительное чтение стихотворения.
- Почему стихотворение так названо? Только ли память о войне является содержанием стихотворения?
- Найдите слова, подтверждающие тему стихотворения ( как бывало, явственно помню, я вижу; памятью этой; память иная, детство далекое мое; радость прежняя; жестокая память).
- На какие части можно разделить стихотворение? I часть – пора детства, это – память о детстве. Память о детстве – с каким чувством пишет автор? ( светлая грусть) Отчего грусть? II часть – память о войне – окопная память; 3 часть – жизнь в настоящем – нет прежней радости; чувство боли, утраты, невозможности забвения).
- Укажите слова, которые характеризуют чувства автора, связанные с воспоминаниями. Стихотворение написано в 1951 году. Война давно закончилась. Строили новую жизнь. Но почему же поэт пишет: «Но с радостью прежней не смею смотреть на поля и луга»? Что ему мешает радоваться жизни?
- Перед кем он чувствует вину?
Задание II группе: исследование темы на примере стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…»
- Подготовить выразительное чтение стихотворения.
- О чем стихотворение? Каким чувством оно проникнуто?
- Что по форме и содержанию напоминает стихотворение? (монолог)
- Каковы чувства лирического героя? (колебания между чувством полной невиновности и ощущением своей вины перед теми, кто остался там).
- Как вы думаете, виноват ли он в том, что он живой, а они –нет?
- Какому человеку только может быть свойственно такое чувство боли, вины?
- Какой стилистический прием передает колебания, сомнения героя?
(Троекратный повтор частицы «Всё же» выражает
сомнение, колебания автора, его непонятную боль.
Повторы (« В том, что другие…»; «В том, что они….»;
«….И не о том же речь…»; «Речь не о том….») точно
передают его душевные муки, нескончаемый диалог
с самим собой… Что обозначает многоточие в конце
стихотворения?(многоточие обозначает ещё то, что
внутренний монолог не прекращен, что ещё не раз
лирический герой будет сам с собой вести этот
мучительный диалог).
Стихотворение лишено метафор, эпитетов, здесь
главное не слово, а мысли, напряженная работа
мысли, чувств.
– Какой вывод мы можем сделать из всего, что узнали? О чем эти стихотворения А.Твардовского?
Вывод: Человек, прошедший войну и вышедший из нее живым, неизбежно чувствует вину перед павшими. Об этом и стихотворения «Жестокая память» и «Я знаю…». Память – это невозможность забыть и избыть ту боль, которую принесла война людям. Жестокость ее заключается в том, что невозможно жить и радоваться жизни так же, как до войны.
Что означает по Твардовскому понятие памяти? С какими другими понятиями оно связано? (Долг, обязанность). Каким новым значением, содержанием наполняется это понятие в стихотворениях Твардовского?
Вывод по работе с текстами стихотворений Твардовского: Итак, понятие «память» соприкасается с такими понятиями, как «долг», «обязанность».Такое понимание присуще, наверное, не всем людям. Если бы все это чувствовали, не было бы разговора об оскверненных могилах, разрушенных памятниках…Это понятие , выходит, и этическое, нравственное. Хотя Твардовский понимает, что никакой вины объективно нет (действительно, он выполнил свой долг, пройдя всю войну в роли военного корреспондента), все же он ее ощущает. Это чувство вины выражает мысль поэта о неоплаченном долгу живых перед погибшими защитниками Отечества. Сам Твардовский писал об этом: «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное чувство как бы себя в них, а их в себе, – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство».
4. Чтение учащимися своих сочинений (предварительное домашнее задание): «Мой дед – участник войны», «Детство, лишенное радости».
– Можно ли забыть такое?
5. Рефлексия. Что мы сегодня узнали? Какой урок для себя получили?
6. Домашняя работа. Итак, все мы сегодня активно работали, поняли, что память – это не только биологическое, психологическое или техническое понятие. Память – это категория нравственная. Дома вы еще раз в тишине, наедине с собой поразмышляете над тем, о чем мы сегодня говорили, и напишете сочинение на одну из тем: «Для чего человеку нужна память?», «Можно ли забыть прошлое?», «Можно ли забыть то, свидетелем чего ты сам не был?».
Использованная литература:
- Литература. Часть 2. 8 класс. Учебник для ОШ. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Москва, Просвещение, 2010.
- Литература. 8 класс. Поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журалева, В.И.Коровина. II часть.Волгоград, 2014.
- Аксенова Л.А. «Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой». Литература в школе. – 2009. №8. С.42.
- Айзерман Л. «Никакой моей вины…»? Литература в школе –2009. №5, №6.
- Турков А.М. А.Т.Твардовский: к 100-летию со дня рождения. Литература в школе. 2010.№1.