Урок по теме «Память»

Разделы: Литература


Эпиграф к уроку:

«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем».

А.Твардовский

Цели урока:

  • должны осмыслить, понять, что такое память, для чего человеку дана память;
  • должны раскрыть, какое содержание имеет это понятие в стихотворениях Твардовского;
  • должны совершенствовать навыки выразительного чтения: должны учиться интерпретировать художественный текст;
  • способствовать появлению у учащихся желания совершенствовать, развивать свою память;
  • способствовать патриотическому воспитанию учащихся, воспитанию чувства уважения к истории своей страны.

Тип урока: урок внеклассного чтения.

Место урока в общей системе уроков литературы: после изучения отрывков из поэмы «Василий Теркин».

Использована методика: проблемно-исследовательская деятельность.

Форма урока: текстуально-диалогическая.

Форма работы: групповая (так как в классе всего 11 учащихся, делим его на 2 группы).

Дидактические средства:слайды о Твардовском.

Технические средства: проектор, грамзапись песни «День Победы» (слова В.Харитонова, музыка Д.Тухманова).

ХОД УРОКА

1. Эмоционально-психологическая установка учащихся на урок

Прослушивание песни «День Победы». Одновременно идет демонстрация презентации «Вся суть в одном…» (Презентация 1).

– Скажите, каким настроением проникнута эта песня? (Жизнеутверждающее, приподнятое)
– Эпиграфом к нашему уроку являются слова самого поэта, взятые из его же поэмы «Василий Теркин».

2. Этап вызова – выход на проблему

– Сегодня у нас урок будет необычный. Урок мы посвятим юбилею Победы советского народа в Великой Отечественной войне. О чем мы будем говорить, что узнаем сегодня?
Сначала прочитаем отрывки из стихотворений А.Твардовского и подумаем, какая мысль всех их объединяет? Отгадаем слово, которое и будет предметом нашей речи сегодня.

Проецируется на экран:

1) Мне память иная подробно
Свои предъявляет права.
Опять маскировкой окопной
Обвялая пахнет трава…

2) Однако, – нужды нет лукавить,–
Душа, минуя давность лет,
Той горькой памяти оставить
Еще не может и – нет-нет –
В тот самый заступает след.

3) Жестокой памяти страницей –
На том безжалостном торгу
Она оплачена сторицей,
И мы у мира не в долгу….

– А теперь скажите, какая мысль объединяет эти отрывки из разных произведений автора, написанных в разные годы его творчества? Какое слово является ключевым в этих отрывках?
– Итак, память.Вот предмет нашей речи. Какое понятие память? (Биологическое, психологическое).

Биология: каждое живое существо наделено памятью.
Психология: функция памяти, классификация памяти.

– Сформулируем вместе вопросы, на которые мы сегодня должны получить ответы.
– Что такое память? Для чего человеку дана память? Нужна ли человеку память? (Учащиеся дают ответы на вопросы).

Объявление темы и целей урока.

3. Этап осмысления – совместная деятельность по решению проблемы

– Итак, получили ответ на первый вопрос: память – это способность человека запечатлевать, запоминать и воспроизводить жизненные явления. Жизнь развивается, и эта способность человека перенесена и на технику – оперативная память. Почему человек придумал еще и оперативную память? По какому предмету вы встречаетесь с понятием об оперативной памяти. Что это? Чем отличается от человеческой памяти?
– А теперь попытаемся ответить на вопросы:

  • Для чего человеку нужна память?
  • Зависит ли она от человека?
  • Какой еще может быть память? (Запись на доске)

1) На примере стихотворений А.Твардовского подготовим устные сообщения. Общее задание группам: распределить задания между собой, подготовить устное сообщение; при выступлении товарищей внимательно слушать и задать вопросы.

Задание I группе: исследование темы на примере стихотворения А.Т.Твардовского «Жестокая память». (1951).

Вопросы и задания написаны на карточках.

  • Подготовить выразительное чтение стихотворения.
  • Почему стихотворение так названо? Только ли память о войне является содержанием стихотворения?
  • Найдите слова, подтверждающие тему стихотворения ( как бывало, явственно помню, я вижу; памятью этой; память иная, детство далекое мое; радость прежняя; жестокая память).
  • На какие части можно разделить стихотворение? I часть – пора детства, это – память о детстве. Память о детстве – с каким чувством пишет автор? ( светлая грусть) Отчего грусть? II часть – память о войне – окопная память; 3 часть – жизнь в настоящем – нет прежней радости; чувство боли, утраты, невозможности забвения).
  • Укажите слова, которые характеризуют чувства автора, связанные с воспоминаниями. Стихотворение написано в 1951 году. Война давно закончилась. Строили новую жизнь. Но почему же поэт пишет: «Но с радостью прежней не смею смотреть на поля и луга»? Что ему мешает радоваться жизни?
  • Перед кем он чувствует вину?

Задание II группе: исследование темы на примере стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…»

  • Подготовить выразительное чтение стихотворения.
  • О чем стихотворение? Каким чувством оно проникнуто?
  • Что по форме и содержанию напоминает стихотворение? (монолог)
  • Каковы чувства лирического героя? (колебания между чувством полной невиновности и ощущением своей вины перед теми, кто остался там).
  • Как вы думаете, виноват ли он в том, что он живой, а они –нет?
  • Какому человеку только может быть свойственно такое чувство боли, вины?
  • Какой стилистический прием передает колебания, сомнения героя?

(Троекратный повтор частицы «Всё же» выражает сомнение, колебания автора, его непонятную боль. Повторы (« В том, что другие…»; «В том, что они….»; «….И не о том же речь…»; «Речь не о том….») точно передают его душевные муки, нескончаемый диалог с самим собой… Что обозначает многоточие в конце стихотворения?(многоточие обозначает ещё то, что внутренний монолог не прекращен, что ещё не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный диалог).
Стихотворение лишено метафор, эпитетов, здесь главное не слово, а мысли, напряженная работа мысли, чувств.

– Какой вывод мы можем сделать из всего, что узнали? О чем эти стихотворения А.Твардовского?

Вывод: Человек, прошедший войну и вышедший из нее живым, неизбежно чувствует вину перед павшими. Об этом и стихотворения «Жестокая память» и «Я знаю…». Память – это невозможность забыть и избыть ту боль, которую принесла война людям. Жестокость ее заключается в том, что невозможно жить и радоваться жизни так же, как до войны.

Что означает по Твардовскому понятие памяти? С какими другими понятиями оно связано? (Долг, обязанность). Каким новым значением, содержанием наполняется это понятие в стихотворениях Твардовского?

Вывод по работе с текстами стихотворений Твардовского: Итак, понятие «память» соприкасается с такими понятиями, как «долг», «обязанность».Такое понимание присуще, наверное, не всем людям. Если бы все это чувствовали, не было бы разговора об оскверненных могилах, разрушенных памятниках…Это понятие , выходит, и этическое, нравственное. Хотя Твардовский понимает, что никакой вины объективно нет (действительно, он выполнил свой долг, пройдя всю войну в роли военного корреспондента), все же он ее ощущает. Это чувство вины выражает мысль поэта о неоплаченном долгу живых перед погибшими защитниками Отечества. Сам Твардовский писал об этом: «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное чувство как бы себя в них, а их в себе, – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство».

4. Чтение учащимися своих сочинений (предварительное домашнее задание): «Мой дед – участник войны», «Детство, лишенное радости».

– Можно ли забыть такое?

5. Рефлексия. Что мы сегодня узнали? Какой урок для себя получили?

6. Домашняя работа. Итак, все мы сегодня активно работали, поняли, что память – это не только биологическое, психологическое или техническое понятие. Память – это категория нравственная. Дома вы еще раз в тишине, наедине с собой поразмышляете над тем, о чем мы сегодня говорили, и напишете сочинение на одну из тем: «Для чего человеку нужна память?», «Можно ли забыть прошлое?», «Можно ли забыть то, свидетелем чего ты сам не был?».

Использованная литература:

  1. Литература. Часть 2. 8 класс. Учебник для ОШ. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Москва, Просвещение, 2010.
  2. Литература. 8 класс. Поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журалева, В.И.Коровина. II часть.Волгоград, 2014.
  3. Аксенова Л.А. «Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой». Литература в школе. – 2009. №8. С.42.
  4. Айзерман Л. «Никакой моей вины…»? Литература в школе –2009. №5, №6.
  5. Турков А.М. А.Т.Твардовский: к 100-летию со дня рождения. Литература в школе. 2010.№1.