Урок по теме "Художественная культура Древнего Египта"

Разделы: Русский язык, Литература, МХК и ИЗО


Цель: Начать знакомство учащихся с художественной культурой Древнего Египта, особое внимание уделить древнеегипетской религии, мифологии и литературе; показать своеобразие культуры Древнего Египта, используя методические приемы учителя русского языка и литературы; развитие речи, логического мышления учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, ДВД-фильм.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Слово учителя.

Сегодня мы с вами, ребята, отправляемся в удивительную страну – Древний Египет. Мы начнем знакомство с художественной культурой этой страны, уделив особое внимание религии, мифологии и литературе.

Само слово Египет греческого происхождения и в переводе означает “ загадка, тайна”.

(На экране: греч.- айгюптос - загадка, тайна.)

Впервые открыл Египет для европейцев Геродот - знаменитый древнегреческий историк - “отец истории”.(На экране: Геродот- “ отец истории”.). Египет произвел на Геродота огромное впечатление. Он восхищался проявлявшейся во всем древней культурой и ни разу не назвал египтян варварами.

А теперь посмотрите на географическую карту Древнего Египта (вывести на экран). Возник он вдоль самой длинной реки мира- Нила. На карте территория Нила напоминает цветок лотоса (вывести на экран цветок) – символ этой страны. Стебель цветка – русло Нила. Чашечка –дельта Нила, расширяющаяся при впадении его в Средиземное море. (Показать стрелочками на экране.) На этой узкой зеленой полоске земли, расположенной по берегам Нила, и сейчас живет почти все население Египта. На западе и востоке от нее высятся голые скалы и простираются безводные пустыни. Это Ливийская пустыня на западе и Аравийская на востоке. Пустыня занимает 90% территории страны. Дождь здесь выпадает раз в несколько лет.

Скажите, пожалуйста, если у Египта такое географическое положение, удобно ли египтянам ездить в другие страны, устанавливать культурные, экономические связи? А если нет, то в чем своеобразие развития египетской культуры? (Культура замкнутая.) (Вывести на экран: Географическое положение - замкнутость культуры)

Существование Египта зависело от разливов Нила. Если разливы запаздывали, то стране грозили неурожай и засуха. А потому неудивительно, что египтяне внимательно следили за разливами реки. Ученые- жрецы заметили зависимость колебаний уровня Нила от положения небесных светил. ( Вывести на экран: Жрец - в древних религиях: лицо, совершающее жертвоприношения, служитель божества. )Это способствовало развитию астрономии. Для того чтобы земля давала урожай во время засухи, египтяне создали сеть оросительных каналов, сделав точную разметку полей.

Вы видите, как была развита наука в Древнем Египте. Но почему же и теперь, спустя тысячелетия, мы продолжаем говорить о загадках этой страны?

Египет называют страной сфинксов и пирамид. Сейчас мы с вами узнаем ответ на один из самых главных вопросов, мучивших ученых- египтологов. Зачем египтяне воздвигали эти огромные сооружения - пирамиды. (Показать отрывок из фильма.)

Ребята, какие же выводы об особенностях культуры древних египтян мы с вами можем сделать? (У египтян соседствовали религия и наука.) (Вывести на экран: Географическое положение - замкнутость культуры- религия и наука.)

Скажите, а что символизировала форма пирамиды? (Мировое древо.)

Давайте теперь отправимся в пантеон богов Древнего Египта.

3. Сообщения учеников.

(Изображения богов высвечиваются на экране.) Первый и самый главный бог – Ра - бог Солнца, глава богов, владыка Верхнего и Нижнего Египта. Творец всего сущего, возникший из водного хаоса, победивший мрак. Он создал мир людей из своих слез, а также многих богов. Один из них – человек с двойной короной на голове. Символ- змея. (Учитель: “А что такое символ?” - “ То, что служит условным знаком какого – либо понятия”. “Ребята, напишите сейчас, пожалуйста, мини- сочинение, глядя на это изображение Ра”. Выборочная проверка сочинений учащихся. Вывод : жизнь, культура Египта разделены и в то же время едины.)

Шу – бог воздуха. Разделил небо и землю. Образ - человек, стоящий на одном колене с поднятыми руками, поддерживающий небо. Символ - солнечный змееборец – павиан.

А это Тефнут – богиня влаги. Она была дочерью бога Солнца (Ра), его собственным глазом, “ влюбленным оком”, сжигающим врагов великого бога и охраняющим его от злых демонов. Образ и символ- львица.

Учитель. О богине Тефнут египтяне создали великолепный миф. Кстати, что такое миф?(“ Предание, сказание о богах, героях, происхождении Вселенной.) Итак, слушайте и смотрите: “ Бегство Тефнут в Нубийскую пустыню”. (Учащиеся с учителем показывают инсценировку мифа.)

Учитель. На какие размышления наводит вас этот миф? Чему можно научиться , прочитав, услышав его? (Мудрый тот, кто умеет подчинять гнев рассудку.) Когда мы говорим о проблемах текстов в рамках подготовки к ЕГЭ, то выделяем проблемы любви, благородства, совести, чести и т. д.Какие бы проблемы вы могли выделить в этом мифе? (Мудрости, гнева, лести. )Ребята, какой род литературы вам напомнила инсценировка этого мифа? (Драму). А за счет чего миф можно инсценировать? (Он имеет сюжет, это повествование.) Продолжим наше знакомство с богами.

Осирис - бог умирающей и возрождающейся природы, царь загробного мира. Научил людей возделывать землю, строить города, выпекать хлеб. Обучил их также искусству врачевания и обработке медной и золотой руды.

Образ- мумия, сквозь которую прорастают стебли злаков; восседающий на троне владыка подземного царства.

Символ жизни Осириса- ячменное зерно.

Имя этой богини плодородия, ветров и мореплавания, супружеской верности и материнства известно всем. Это Исида, верная и преданная супруга Осириса. Непревзойденная целительница и заклинательница болезней. Научила людей останавливать кровь, залечивать раны, заговаривать укусы змей.

Образ - соколица или женщина с крыльями; женщина с рогами и солнечным диском, с младенцем на руках.

Сет - бог пустыни, бог чужеземцев, покровитель власти фараонов, бог зла (олицетворял враждебную плодородию пустыню). Символизирует разрушительное начало. Брат Осириса.

Образ - человек в короне, украшенный головой осла.

Нефтида- владычица дома. Жена Сета, жена Исиды. Образ- женщина, увенчанная прямоугольной короной в виде дворца; женщина с иероглифом своего имени на голове.

4. Беседа с учениками.

Это главные боги Египта.

Ребята, в чем особенность изображения богов в Древнем Египте? (Мы наблюдаем совмещение черт человека и животного). Нет ничего удивительного! Все животные в Древнем Египте считались священными. А если кто умышленно убивал какое-нибудь животное, того карали смертью. Запишите в тетрадях: “ Зооморфизм- религиозное мировоззрение, представляющее божество в образах животных”(Вывести на экран). Вот вы сегодня слышите, записываете различные определения. В какой научной литературе можно встретить подобное? (В словарях. По сути дела это словарные статьи.

Изучая искусство Древнего Египта, ученые- археологи не могли не заинтересоваться загадочными письменами, покрывающими стены пирамид, храмов.

Письмо было великим искусством жителей берегов Нила. Сами египтяне называли иероглифы “ божественной речью” и придавали письменам религиозное и магическое значение. Профессия писца была одной из самых уважаемых, почитаемых в Древнем Египте. Вот какие строки посвящали людям этой профессии:

Они не строили себе пирамид из меди
И надгробий из бронзы,
Не оставили после себя наследников,
Детей, сохранивших их имена,
Но они оставили свое наследство в писаниях.
В поучениях, сделанных ими...
Человек угасает, тело его становится прахом,
Все близкие его исчезают с земли,
Но писания заставляют вспомнить его
Устами тех, кто передает это в уста других.
Книга нужнее построенного дома,
Лучше пирамид на Западе,
Лучше роскошного дворца,
Лучше памятника в храме.

Смотрите, какое отношение к книгам! Книга у богобоязненных египтян оказывается важнее гробниц и пирамид. Получается, что вечная жизнь дается только тем , кто оставил после себя что-то хорошее!

Нет ничего удивительного, что в Древнем Египте были написаны прекрасные литературные произведения. Одно из них- “Гимн Атону”. Какова история его создания? Фараон- реформатор Эхнатон, поссорившись со жрецами, задумал заменить культы всех старых египетских богов культом Атона. Но народ не поддержал фараона. Реформа не удалась. После смерти Эхнатона в Египте были восстановлены все прежние культы. Но до наших дней сохранилось замечательное произведение того времени – “Гимн Атону”.(Ученица читает наизусть.)

Скажите, пожалуйста, какой жанр литературы, широко распространенный в 18 веке, напомнил вам “Гимн Атону” ? (Оду.)

Когда я читаю, слушаю “Гимн Атону”, вспоминаю прекрасную книгу Веры Крыжановской- Рочестер “Канцлер Древнего Египта”. Больше, чем на 400 лет гиксы захватили Древний Египет. В качестве главного бога иноземцы выбрали Сета, убийцу Осириса. Именно в это время канцлером Древнего Египта, первым советником фараона становится Иосиф, еврей по национальности. По убеждению большинства египтян, гиксы были проходимцами, непрошеными гостями. Но на стороне захватчиков - власть, сила. Пользуясь этим, Иосиф берет в жены Аснат - дочь верховного жреца, уже имевшую жениха. Несчастная, страшная участь у этой женщины! Отец, мать, другие родственники запретили ей проявлять любое доброе чувство к мужу, чужестранцу, иноверцу, и детям, от него рожденным. А она в конце концов полюбила Иосифа! Долгое время продолжалась нравственная пытка Аснат! Слишком поздно ее отец понял, как он был жесток в своем ослеплении, сколько страданий доставил собственному ребенку, увлекшись политикой и предрассудками. Понял, что жрец задушил в нем отца.

Ребята, смотрите, что получается: жрецы Египта считали, что чувство можно подчинить рассудку, пытались отрицать любовь. Но не зря говорят: сердцу не прикажешь.

И в этой же самой стране созданы, не побоюсь этого слова, шедевры любовной лирики! Послушайте стихи в переводе замечательной русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой.

Любовь к тебе вошла мне в плоть и кровь,
И с ними, как вино с водой, смешалась,
Как с пряною приправой - померанец
Иль с молоком - душистый мед.
О, поспеши к сестре своей,
Как на ристалище - летящий конь,
Как бык,
Стремглав летящий к яслям.
Твоя любовь – небесный дар,
Огонь, воспламеняющий солому,
Добычу бьющий с лету ловчий сокол.

Как вы считаете, какие стихотворные образы указывают, что перед нами именно древнеегипетская лирика? (Образы животных.) А какое изобразительное средство чаще всего используется в стихотворении? (Сравнение.)

Кому же посвящены эти прекрасные строки? Посмотрите на экран. Перед вами царственная супруга Эхнатона – Нефертити. Имя этой женщины в переводе значит: “Красавица пришла”. Нефертити считали самой красивой женщиной Египта. Положение ее при дворе было необычным. Она сопровождала супруга повсюду, была самым близким ему человеком, хотя это нарушало этикет и вековые традиции. Кстати, ребята, на этом брелоке, который у меня на груди, тоже изображена Нефертити.

5. Вывод.

Давайте, ребята, подведем итоги нашего урока. Вначале мы с вами сказали: культура Египта замкнутая, необычная; обратили внимание на необыкновенную религиозность древних египтян, их стремление подчинить кастовым, религиозным предрассудкам даже любовь. Но...сейчас, в 21 веке, спустя тысячелетия, мы видим: культура, литература способны преодолеть любую замкнутость и ограниченность. И сейчас мы продолжаем восхищаться древнеегипетской лирикой.

Оценки за урок. Спасибо тем ребятам, которые выступили сегодня с сообщениями, разыграли сценку. Они, конечно же, получают пятерки. Кроме того, многие из присутствующих отвечали на вопросы. Я поставлю им оценки, когда проверю мини-сочинения.

Д. з.: Сегодня на уроке мы только начали знакомство с культурой Древнего Египта. На следующем уделим внимание основным принципам строительства храмовых сооружений, а также произведениям искусства портретного жанра. Поэтому подготовьте сообщения о храме Амона-Ра в Карнаке и сравните египетскую пирамиду и месопотамский зиккурат.

Презентация.